Вы не зарегистрированы

Авторизация



методические приёмы.

О ВЫБОРЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА

Submitted by Алла Васильева on вс, 15/11/2015 - 00:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Алла Михайловна
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>На протяжении всей истории советской школы творче&shy;ская мысль преобладающей массы учителей стремится от&shy;казаться от консервативных, застывших трафаретов урока, овладеть наиболее эффективными&nbsp;&nbsp; методами и&nbsp;&nbsp; приемами обучения школьников; педагоги ищут разнообразные фор&shy;мы построения урока, которые побуждали бы учащихся к активной, самостоятельной&nbsp;&nbsp; познавательной&nbsp;&nbsp; деятельности. В этом главный смысл нашей работы.&nbsp;&nbsp; Но подчас поиски новых приемов превращаются в самоцель и толкают учителей из одной крайности в другую. Появля&shy;ется &laquo;мода&raquo; на уроки определенного типа, &laquo;мода&raquo; па те или &nbsp;иные методические приемы. Это псевдотворчество, и о его искоренении надо думать. Стандартизация подготов&shy;ки&nbsp;&nbsp; урока,&nbsp;&nbsp; механический&nbsp;&nbsp; набор&nbsp;&nbsp; &laquo;модных&raquo;&nbsp;&nbsp; методических приемов &mdash; фальсификация&nbsp;&nbsp; творчества,&nbsp; которая&nbsp;&nbsp; непремен&shy;но оборачивается&nbsp; формализмом&nbsp; на&nbsp; самом&nbsp; уроке&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</p>

»  Tags for document:

Приемы и техники формирования УУД на уроках в аспекте системно-деятельностного подхода

Submitted by Ирина Альбертовна Меньшикова on Wed, 05/02/2014 - 20:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Меньшикова И.А.
Место работы, должность: 

учитель английского языка, МБОУ СОШ №2, г.Лангепас

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Выступление на городском методическом объединении учителей разных предметных областей о приемах, применяемых на учебных занятиях для формирования универсальных способов действий.</p>

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В АСПЕКТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТ НОГО ПОДХОДА

Слайд 1


»  Tags for document:

Коррекционно-развивающая работа при подгатовке к обучению грамоте (письму) старших дошкольников с умственной отсталостью

Submitted by Наталья Викторовна Абраменко on Fri, 18/03/2011 - 10:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Абраменко Наталья Викторовна
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет» Институт коррекционной педагогики. Кафедра русского и литературы и специальных методик их преподавания. Дипломная работа Коррекционно-развивающая работа при подготовке к обучению грамоте (письму) старших дошкольников с умственной отсталостью. АбраменкоН.В. Студентки 6 курса,62 группы, з/о. Научный руководитель: ст. преподаватель, Шмелёва О.В. Самара 2009 год Содержание. Введение. I глава. Особенности речевого развития старших дошкольников с нарушением интеллекта _______________________________________________________стр. 6 1.1 Психолого – педагогическая характеристика развития речи дошкольников с нормальным развитием и с нарушением интеллекта_____________________стр.6 1.2. Готовность старших дошкольников к обучению грамоте ____________ стр.9 II глава. Использование игр при обучении грамоте старших дошкольников с умственной отсталостью___________________________________________ стр.13 2.1. Игра как методический приём обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте ________________________________________________________ стр.13 2.2. Трудности в овладении игрой у старших дошкольников с нарушением интеллекта______________________________________________________ стр.17 2.3. Специфика использования игр на занятиях по обучению грамоте_____стр.18 2.4. Виды дидактических игр и упражнений при обучении грамоте. Их роль в коррекционном развитии умственно отсталых дошкольников____ стр.24 2.4.1. Использование словесных игр при обучении грамоте______________стр.37 2.4.2. Коррекционная направленность игр мелкой мускулатуры рук______стр.45 2.4.3. Система игровых способов обучения старших дошкольников с нарушением интеллекта предпосылкам овладения навыков письма. стр.50 III глава. Экспериментальная часть работы__________________________ стр.55 3.1. Констатирующий эксперимент__________________________________стр.56 3.2. Обучающий эксперимент_______________________________________стр.73 3.3. Контрольный эксперимент______________________________________стр.97 Заключение. Библиография. Приложение. Введение. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Чем правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Для общеречевого развития детей, необходимо, прежде всего, постоянное общение с взрослыми. «Разговаривая с ребёнком, рассказывая ему, объясняя что-либо, читая книжки, привлекая внимания к окружающему, особенно к явлениям природы, взрослые расширяют кругозор ребёнка, тем самым развивают его речь, помогают овладевать нормами родного языка». [12, 27 ]. Для умственно отсталого ребёнка старшего дошкольного возраста, его общение с взрослыми имеет большую значимость, чем для нормально развивающегося сверстника. Функция речи как средства общения ребёнка с взрослым, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе последующего вербального и личностного развития человека. Но органическое поражение коры головного мозга, приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленным развитием дифференцированных условных связей в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. Развитие моторики, как ручной, так и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль над речевыми движениями оказывается неточным, а порой и совсем не воспроизводимыми ими. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Важную роль в овладении грамотой играет сформированность двигательных операций, развитие мелкой моторики. Отсутствие общей моторной координации действий у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, проявляющейся очень отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма в дальнейшем. Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, истощают нервные и физические силы детей, приводя к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв. Предмет исследования: Система различных видов игр в обучении грамоте старших дошкольников с нарушением интеллекта. Объект исследования: Обучение грамоте старших дошкольников с нарушением интеллекта. Актуальность темы: Обращение к теме обучение грамоте старших дошкольников с нарушением интеллекта, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью в трудностях письменной речи у детей данной категории, несформированностью ручной моторики. Цель дипломной работы: Выявить влияние специфики игр на уровень овладения грамотой детей с нарушением интеллекта. Задачи: 1. Изучить научно - педагогическую литературу по проблеме исследования. 2.Выявить особенности развития, препятствующие обучению грамоте дошкольников с умственной отсталостью. 3.Выявить дидактические основы и особенности игровой деятельности в коррекционной направленности у дошкольников с нарушением интеллекта. 4. Разработать систему заданий и упражнений по обучению грамоте с использованием игр. Гипотеза: Если в педагогическом процессе, направленном на обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста, активно использовать игровые приёмы, то, при повышении эмоционального настроя к занятиям и определённой внутренней раскрепощённости, старшие дошкольники успешнее подготовятся к обучению письму в школе. Новизна – Из видов дидактических игр отобраны те, что отвечают коррекционной направленности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Отобраны и систематизированы игры, способствующие успешной подготовке грамоте старших дошкольников коррекционных детских садах. Повысить уровень обучения грамоте старших дошкольников с нарушением интеллекта с помощью использования на занятиях и вне занятий дидактических игр: дидактические игры с предметами, дидактические игры с картинками, речевые дидактические игры, пальчиковые игры. В работе опирались на исследования: В.В Воронковой, А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой, А.К.Бондаренко, А.И.Сорокиной, В.В.Котелевской, Т.Б.Анисимовой, Н.В.Новоторцевой, Е.Ф.Черенковой, Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюковой, и др. (см. библиографию). Педагогическая практика показала, что работа, по обучению грамоте направленная на развитие речевой активности и ручной моторики со старшими дошкольниками, если активно использовать игровые приёмы, способствует развитию речи в большей степени. Дети раскрепощаются, в процессе работы улучшается эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Игра даёт возможность ребёнку познавать окружающий мир, развивает его чувства, волю, мышление, взаимоотношения со сверстниками, способствует становлению самооценке, самосознания. Заключение. Одним из основных положений дошкольной олигофренопедагогики является признание общности закономерностей развития нормального и аномального дошкольника. Это означает, что в жизни умственно отсталого ребенка, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры» (Л. С. Выготский). Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание, психического облика умственно отсталого ребенка. Она должна, но, как показывают специальное изучение и педагогический опыт, становится таковой лишь в том случае, когда обучение является объектом специальной педагогики. .Замечено, что низкий уровень развития игры не может обеспечить реализацию заложенных в ней развивающих возможностей. Без специального обучения игра у умственно отсталых дошкольников не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка. Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие – это наша важнейшая цель учителей-дефектологов. Разделу «Игра» отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения стоящих перед учителем-дефектологом задач обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов психики аномального ребенка, подготовки к обучению грамоте. Как уже говорилось выше, что игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры дошкольников. При всем том главенствующее значение отводится среди них дидактическим играм. Именно этот вид игр является обучающим. В дидактических играх дошкольники познают много нового о предметах и явлениях, действуют в игровой воображаемой ситуации, оперируют множеством разнообразных игрушек и их заместителей. Одним словом, дидактические игры создают на основе предметного и окружающего мира основу обучения грамоте. Через игру происходит познание дошкольниками окружающих предметов и явлений. Учитывая ее особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложного механизма дидактической игры. Также упор делается на формы обучения детей, индивидуальные особенности, психофизиологическое состояние. Необходимость индивидуального подхода к умственно отста¬лым детям при их обучении и воспитании очень велика. Так, например, при плохом усвоении материала одному ребёнку мож¬но предложить дополнительные занятия, а другому, можно посо¬ветовать больше отдыхать. При определении предлагаемых заданий и при повторении учебного материа¬ла необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчи¬вее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к занятию, следует учесть особен¬ности восприятия умственно отсталых детей. Многие непонятные на первый взгляд странности в поведе¬нии детей (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т. д.) дефектолог может понять и, если нужно, устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы умст¬венно отсталых детей. Воспитание и обучение умственно отсталых детей — гуманное, благородное дело. Без специаль¬ного воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощ¬ными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Обучение дает детям необходимые знания и умения, спо¬собствует преодолению либо компенсации нарушенных психиче¬ских функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, необходимо уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. Библиография. 1. Анисимова Т.Б., Котелевская В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов - Дону изд. «Феникс», 2002. 2. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995. 3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997. 4. Башаева Т.В., Боряева Л.Б., Зарин А.И. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург. 2001. 5. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2001. 6. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001. 7. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект "Ступеньки к школе": Тренируем пальчики. Учимся рисовать. Учимся рассказывать по картинкам. Азбука письма. - М.: Дрова, 2001 г. 8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. 9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. 10. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития. //Дефектология. - 1983. - №3. - с.9 -15. 11. Безруких М.М, Ершова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. М., Педагогика. 1993. 12. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников. // Дефектология 1997 - №5. 13.Воронкова В.В., Обучение грамоте и правописанию 1-4 классах вспомогательной школы. 2 изд. М.: Школа – пресс, 1995. 14. Воронкова В.В. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1989. 15.Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, Академия развития, 1996. 16. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991. 17. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. 18. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001. 19.Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988. 20. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1989. 21. Выготский Л.С., Игра и её роль в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 1966, №10. 22. Венгер Л.А. //Игра и ее роль в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 1978, №5. 23. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во АПН РСФСР, 1960г. 24.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение. 1956 г. 25.Виноградова.Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов.– М.: 2005г. 26. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль. «Академия развития».1998. 27. Гаврилушкина О. П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М., 1985. 28. Голубина Т.С. Чему научит клетка … - М., Мозаика-Синтез, 2001. 29. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М., 1981. 30. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 31. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 1978, №3. 32. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. 33. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. - М. 2003. 34. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., Новая школа, 2000. 35. Колесникова Е.В. Программа по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста «От звука к букве» (из опыта работы)». Изд. 2-ое. М.: Изд. «Ювента», 2001 г. 36. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. М.: Изд. «Ювента», 2004 г. 37. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. №2. М.: Изд. «Ювента», 2003 г. 38. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Изд. «Ювента», 2003 г. 39. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Изд. «Ювента», 2005. 35.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребёнка. М.: Просвещение. 1973. стр. 91 – 108. 36. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.- М., Просвещение. 1975. 37. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение. 1973. с -5. 38. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1998. 39. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., Просвещение. 1988. 40. Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003 41. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М.: Гном-Пресс, 2000. 42. Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. - С-П., Паритет, 1999. 43. Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.: изд. ЭКСМО». 2001. 44. Корсунская Б.Д. Методические указания к книге "Читаю сам".- Вып. I-III.-M., 1980-1982. 45. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М., 1982. 46. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1. 47. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. 48. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., Педагогика. 1978г. 49. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Педагогика. 1975. 50. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Педагогика. 1969. 51. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Педагогика 1973. 52. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990. 53. Леонтьев.А.Н. Т. I. 1983, с. 306 54. Игра и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. Киев, 1987. 55. Макаренко А.С. Сочинение. М.: 1957. т. IV, стр.374. 56. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003. 57. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002. 58.Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга для учителя. - М., 1987. 59. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. Тула, 1993. 60. Буторина М., Хилтунен Е. Монтесори – материал. Школа для малышей. М.: Издательство «Мастер». 1992. 61. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение. 1989. 62. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М., 1990 63. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М., 1995. 64. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.В.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. В.Д. - М. 2001 г. 65. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., Знание, 1994. 66. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль, Академия развития. 2001. 67. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль. Академия развития. 1998. 68. Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990. 69. Сапгир Г. Забавная азбука. М., 1963. 70. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 1999. 71. Семаго Н.Я., Семаго М.М Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. 72. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва. 1994 73. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002. 74. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. 75. Страхов И.В. Воспитание внимания. - М., 1970. 76. Стребелева Е.А. Консультирование и диагностика развития. М., 1998 г. 77. Стребелева Е.А Формирование мышления у детей с отклонениями развитии. - М., 2001. 78. Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. 79. Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. - М., 2001. 80.Токарь И.Е.«Сборник упражнений по предупреждению нарушений письменной речи» ООО Издательский Дом «Образование Плюс». М., 2005 г. 81. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2001. 82. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, Академия развития, 1996. 83. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, Академия развития, 2000. 84. Тихомирова Л.Ф., Басов. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, Академия развития, 1995. 85. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. - Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998. 86. Тригер Р.Д. Я учусь писать. - Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998. 87. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения - что это? - Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998. 88. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещения, 1984. 89. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002. 90. Усова А.П.//Игра и ее роль в развитии. 1976, №2 91. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6. 92.Утехина К. «Развитие графических навыков письма у дошкольников». М., «ВНИТИ», 1997 г. 93. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. ООО «Издательство Астрель». М., 2004 г. 94. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М., 1992. 95. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Москва-Воронеж.,2001. 96. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: ООО Издательство «Дом XXI век». 2007. 97. Шибаев А. Буква заблудилась. Л., 1986. 98. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.