Вы не зарегистрированы

Авторизация



Л.Н.Толстой

Промыслительная встреча в судьбе Пьера Безухова

Submitted by Светлана Михайловна Вовк on вс, 14/02/2016 - 19:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вовк С.М.
Место работы, должность: 

Технология: технология воспитания духовной культуры молодого поколения

Цели: на основе эпизода показать, что такое «промысел Божий» и как с этим жить.

 

Ход урока:

 

Эпиграф к уроку:

Человек может казаться и великим, и ничтожным,

смотря по тому, откуда его рассматривать,

снизу, т.е. по сравнению с другими земными тварями,

или сверху - с высоты абсолютного божественного совершенства.

(митрополит Анастасий, 1965 г.)

 

1. Эвристическая беседа:

Учитель:

 - Бородинское сражение  несомненно – ключевой эпизод эпопеи Толстого «Война и мир». Напомните мне, для каких героев он стал своеобразным  чистилищем?

Учащиеся отвечают, ссылаясь на материал предыдущего урока.

 

- Но для Безухова  таковым является именно встреча с Платоном Каратаевым.

- Кто такой Платон Каратаев?

- Найдите в тексте эпизод, в котором он описывается, и прочтите его.

 

- Сделайте выводы.

        Самый обычный крестьянин, который  когда-то рубил чужой лес, его арестовали, высекли. Потом он ушел вместо брата в солдаты, потому что   у того была семья, увидев которую Платон сразу понял, как должно быть: «Рог головы ищет» - вот он, промысел божий.

 

- Рассказывая  историю двух купцов, которую, кстати,  Пьер понял только с 7 раза, Платон испытывает «восторженную» радость. Почему?

 Да потому, что таинственный смысл жизни – страдать. «Бог меня сыскал» - говорит Платон, и Пьер понимает, что он тоже «сыскан».  

    

- Каково душевное состояние Пьера перед встречей с Платоном Каратаевым? Расскажите, опираясь на текст.

          Полное разочарование: в себе – после дуэли, в мире – на капустном поле, в Боге – после масонства:  «Выдернута  та пружина…», «Мир завалился», в сцене дуэли «Сдвинут винт».  И только любовь к Наташе Ростовой остановила его на краю пропасти, в которую стремительно падает Пьер после масонства. Но он одинок, он стоит на краю, но куда идти, что делать, он не знает. И вот именно в такой сложнейший период жизни Бог посылает Пьеру промыслительную встречу с Платоном Каратаевым.

 

- Как Каратаев относится к Богу? Влияет ли это на мировоззрение Пьера?

           Платон Каратаев - простой человек, а простота и есть покорность Богу. Он ест простую еду, носит простую одежду, и Пьер, интуитивно почувствовав, что ему надо быть ближе к Платону, тоже начинает есть простую пищу, его одежда не та, что была на поле Бородина.

 

-  Но это не делает Пьера ближе к Богу, простому народу. Почему?

Только когда Платон говорит о себе «солдаты», Пьер понимает, что общинное сознание, присущее русскому народу, и есть та истина, правда жизни, которую он так долго искал.   

 

- Как эта правда сопряжена с символом круга – самым распространенным символом православия?

Круг – это символ гармонии, совершенства, бесконечности. Не зря ведь, говоря  о Платоне Каратаеве, автор так часто употребляет слово «круглый». Пьер понял, что надо делать: «Всё соединить… Нет, не соединить, а сопрягать». Что это значит? «Выстроить гармоничную систему, а потом привести ее в движение».  Именно поэтому во сне Пьера платоновский круг  превращается в живой глобус. И Пьер постиг истину: «Жизнь есть Бог и любовь».

 

-  Почему же Платон умирает?

         Это не случайно, Каратаев выполнил свою миссию – открыл глаза Безухову  на народ и его менталитет: «час терпеть, а век жить».  Русский народ – терпеливый народ,  смиренный, и когда надо было поддержать декабристов, народ этого не сделал. (Не забываем, что этот роман – о декабристах).

 

-  Давайте обратимся к теме нашего урока. Как вы понимаете слово «промысел»?

Это не просто занятие, ремесло человека, в божественной литературе «промысел» - это забота, попечение, наставление Бога человеку. Следовательно, «промыслительная встреча» - это главная, значимая, очень важная встреча, такая, которая дает возможность переосмыслить и изменить свою жизнь.

 

-  Нужна ли такая встреча Пьеру?

Да, ведь он через многое прошел (бонапартизм, женитьба, масонство), но так и не нашел истины, правды жизни. Нужна ли эта встреча Каратаеву? Да, он тот, чьими устами говорит с Безуховым Бог.

 

-  Обратимся к эпиграфу. Кого и где вы бы разместили и почему?

 

 

                       Пьер                                                               Каратаев  

 

 

проходит  путь возвышения                                     сверху вниз, несет божественную суть

снизу вверх                                                                 прозрение 

 

                    душевный                                                             духовный, совершенный

 

- Запишите в тетрадь сначала слова  митрополита Анастасия, а потом нашу схему.

 

- Сделайте выводы.

После прозрения и на Пьера мы можем взглянуть сверху – как на совершенство. Он не будет теперь совершать необдуманных поступков, он обрел смысл жизни и уверенность в себе. Говорят, человек  рождается  трижды: от родителей, от Бога (в момент крещения), от себя самих (осознание). Именно такой путь проходит наш герой.

 

Домашнее задание:

Теперь вы знаете, какое значение имеет промыслительная встреча в жизни каждого. Напишите  небольшое сочинение о промыслительной встрече в судьбе героев Андрея Болконского, Пьера Безухова, Трубецкого.

 

Подумайте, была ли в вашей жизни такая встреча? Если нет, пофантазируйте, кого бы вы хотели встретить в жизни, чтобы коренным образом изменилась ваша судьба. 

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
<p>Сценарий урока литературы для 10 класса</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

»  Tags for document:

"В мире басен И.А.Крылова"

Submitted by Валентина Владимировна Кондрашова on Wed, 02/12/2015 - 20:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кондрашова Валентина Владимировна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Развитие интеллекта, творческих способностей обучающихся.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p>Задачи литературной викторины: активизировать творческие способности и логическое мышление обучающихся. Создание эмоционального настроя (команды обучающихся 4-х классов приветствуют друг друга, желают удачи и хорошего настроения. Актуализация знаний:вспомнить литературные жанры, определить жанр данного произведения (загадка, стихотворение, пословица, сказка, басня). Экскурс в историю жанра: баснописцы-классики - Эзоп, Лафантен, Крылов.Историческая справка о баснописцах, чтение басен Эзопа и Лафантена. Крылов - великий русский баснописец. Литературная викторина &quot;В мире басен И.А.Крылова&quot;. Команды выполняют задания: разгадывание загадок (отгадки - герои басен Крылова), конкурсное чтение басен (наизусть), конкурс рисунков,кроссворд для зрителей. Рефлексия: итоги, награждение победителей.</p>

Уроки 1-21 по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

Submitted by Мислимат Гусейновна Банных on Tue, 11/08/2015 - 16:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Банных Мислимат Гусейновна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия №11

 

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Изучить роман Л.Н.Толстого "Война и мир".

 

Краткое описание: 
<p>Система изучения романа &quot;Война имир&quot;<br /> <br /> &nbsp;</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Меиодические разработки при изучении романа Толстого.

 

Меиодические разработки при изучении романа Толстого.

 


Тема урока: Пути искания Андрея Болконского по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого

Фото пользователя Елена Владимировна Кравченко
Submitted by Елена Владимировна Кравченко on Sat, 28/03/2015 - 20:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
КРАВЧЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Место работы, должность: 

преподаватель Экономико - правового  колледжа  города   Актобе, Казахстан

Регион: 
Зарубежье - Казахстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Задача  урока – дать общее представление  о  проблемах  выбора  пути  Андрея Болконского

Ожидаемый  результат:

  • Смогут раскрыть образ Андрея Болконского
  • Смогут определить нравственные качества  поступков  героя
  • Смогут оценить значение нравственных  качеств  князя Андрея

Через что  оценивается – ассоциации, Дневник двойной записи, Дебатную  стратегию,5 минутное эссе.

  • Воспитывает  интерес   к литературе;
  • Развивает логическое  критическое  мышление.

Методы обучения:  индуктивно-дедуктивный

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

БаранниковА.В., Калганова  Т. А., Рыбченкова Л.М. Русская литература 10 класс,М.,Просвещение,1993

Лукпанова Г.Г., Савельев В.В., Мучник Г.М., Камбарбаева Г.М. и др Русская классическая литература и современность, учебник для 10 классов,Алматы,"Жазуши"2006

Используемая методическая литература: 

1. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений,  20 и 17 тома, Москва

2. «Всемирная история в лицах», В.Бутромеев, 6 том, Москва, 1999 год

3. История русской литературы, М. Горький, Москва, 1939 год

4. История русской литературы, М.Горький, Москва, 1930 год

5. «Лев Толстой», В.Шкловский, Москва, изд. «Молодая гвардия», 1963 год

6. «Л.Н.Толстой» (из лекций по русской литературе 19 века), Кулешов, Минск,

изд. БГУ им. В.И.Ленина, 1978 год

7. «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание   2-е,

Москва, изд. «Детская литература», 1984 год

8. «Ленин читает Толстого», К.Н.Ломунов, Москва, изд. «Детская литература»,

издание 2-е, 1974 год

9.  «Отлучение Толстого от церкви», Г.И.Петров, Москва, изд. «Знание»,  1978 год

10.Полное собрание сочинений, Л.Н.Толстой, том 25

11. Собрание сочинений в 14 томах, Л.Н.Толстой, том 1 (творчество)

12. Сочинения, В.И.Ленин, издание 4-е, Москва,  том 16

13. «Всё обо всех», Колядич, том 1, Москва, 1996 год

Используемое оборудование: 

портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, иллюстрации к роману

Используемые ЦОР: 

Презентация "Война и мир" Л.Н. Толстого, иллюстрации  из фильма"Война и мир"

Краткое описание: 
<p><strong>УРОК&nbsp; ЛИТЕРАТУРЫ 10 класс</strong></p> <p><strong>Учитель&nbsp; КРАВЧЕНКО&nbsp; ЕЛЕНА&nbsp; ВЛАДИМИРОВНА</strong></p> <p><strong>Тема урока</strong>: Пути&nbsp; искания Андрея Болконского&nbsp; по роману &laquo;Война&nbsp; и мир&raquo; Л.Н.Толстого</p> <p><strong>Тип урока</strong>:&nbsp; Развитие критического&nbsp; мышления&nbsp; через&nbsp; чтение&nbsp; и письмо</p> <p><strong>Задача&nbsp; урока</strong> &ndash; дать общее представление&nbsp; о&nbsp; проблемах&nbsp; выбора&nbsp; пути&nbsp; Андрея Болконского</p> <p><strong>Ожидаемый&nbsp; результат: </strong></p> <ul> <li>Смогут раскрыть образ Андрея Болконского</li> <li>Смогут определить нравственные качества&nbsp; поступков&nbsp; героя</li> <li>Смогут оценить значение нравственных&nbsp; качеств&nbsp; князя Андрея</li> </ul> <p><strong>Через что&nbsp; оценивается</strong> &ndash; ассоциации, Дневник двойной записи, Дебатную&nbsp; стратегию,5 минутное эссе.</p> <ul> <li>Воспитывает&nbsp; интерес&nbsp;&nbsp; к литературе;</li> <li>Развивает логическое&nbsp; критическое&nbsp; мышление.</li> </ul> <p><strong>Методы обучения:</strong>&nbsp; индуктивно-дедуктивный</p> <p><strong>Материально-техническое&nbsp; оснащение урока:</strong>&nbsp; портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, иллюстрации к роману</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ 10 класс

Учитель  КРАВЧЕНКО  ЕЛЕНА  ВЛАДИМИРОВНА