Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экологическое образование и воспитание в системе дополнительного образования

Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова
Submitted by Лариса Викторовна Миронова on Sat, 10/07/2010 - 15:18

Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Высокий уровень экологического образования и воспитания школьников в системе дополнительного образования  возможен при соблюдении следующих условий:
- ориентации экологического образования и воспитания на формирование эколого-мировоззренческой позиции, проявляющейся в активной творческой деятельности по охране природы, на основе принципов гуманизации, прогностичности, природосообразности и непрерывности;
- организации процесса экологического образования и воспитания по принципу взаимосвязи и взаимодействия его компонентов: мировоззрения, отношений, ценностей, поведения, обеспечивающих более глубокое использование
опыта обучающегося в становлении его мировоззрения;
- реализации педагогического потенциала системы дополнительного образования в тесной связи с базовым образованием;
- использования разработанных критериев экологической воспитанности, которые определяют эколого-мировоззренческую позицию обучающегося к природе, что позволяет отслеживать динамику уровней и результативность экологической воспитанности;
- совершенствования и обновления форм организации экологического образования и воспитания с использованием соответствующих современных технологий;
- повышение качества подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования школьников, обладающими высокой экологической культурой и педагогической компетентностью в области экологического воспитания.

Приглашаю поделиться своим мнением и опытом по вопросу экологического образования и воспитания в дополнительном образовании.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Уважаемые коллеги !

27 мая глава государства одобрил предложение ввести в школе уроки, посвященные экологической тематике. Экологическая ситуация в стране требует четких и адекватных мер, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Госсовета по экологии, трансляцию которого ведет телеканал "Россия 24". Экология как учебная дисциплина будет направлена именно на формирование и развитие экологической культуры, на борьбу с безразличием в отношении окружающей среды.

С 26 июля по 26 сентября, в преддверии нового учебного года, когда будут разворачиваться уроки экологи, на сайте ОГЭУ проводится сетевая методическая акция "Уроки экологии: наша методическая копилка". Вы можете проучаствовать в акции и прислать свои материалы. Подробнее об акции читайте на http://fsu-expert.ru/node/2677http://fsu-expert.ru/node/2677



Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Большое спасибо, Лариса Александровна, за добрые слова. Вы абсолютно правы на счет идеи шаблона. Именно так я использую "матрицу" этой игры. На её основе сделала игру о птицах "Знатоки птиц", в которую с удовольствием играют обуч-ся 7 классов городских школ. А вообще можно взять любую тему и сделать новый вариант. Я эту игру, как Вы поняли, "скопировала" с телеигры "Своя игра", которая с успехом идет на канале НТВ и мне очень нравится.

С уважением, Миронова Л.В.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


«Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».

А.М. Горький

При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей большую роль имеет игра. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе,  все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Согласно классификации детских игр, разработанной С.Л.Новосёловой, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого), выделяются три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра -- экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие - дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры - игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым); творческие игры. К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.

Интересные экологические игры можно найти здесь http://www.i-deti.ru/,  www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik13/Doc16.HTM,  http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/eco.htm. http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm, http://excelion.ru/razvlechenija-i-otdyh/mir-vokrug-nas/chto-takoe-ekologicheskaja-igra-igry-na-lesnoj-progulke.htmlТРИЗ-игры - http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm

Используя современную мультимедиа технику, можно разрабатывать компьютерные игры, в которых могут играть 1 или несколько детей сразу.

 




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Лариса Викторовна, спасибо за интересную идею! Игра "Знакомые незнакомцы" увлекла даже меня, взрослого!  Думаю, моим  детям тоже  придётся по вкусу!  И, главное, на этой основе можно сделать сто -о-о-о-лько вариантов!

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Мы и электричество!

(Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий)

Электроэнергия занимает существенное место в статье расходов каждой семьи. Ее аккуратное использование позволит значительно снизить издержки. При этом вы еще и поможете нашей планете, страдающей от избытка CO². Причем речь идет не о том, чтобы отказаться от комфорта - вовсе нет! Речь идет об эффективном использовании техники.

Почти в каждой семье есть холодильник, телевизор, стиральная машина. Все чаще в наших квартирах «прописываются» компьютеры, посудомоечные машины, кухонные комбайны, электрочайники и другие приборы. Поэтому и плата за электроэнергию весьма значительна.

К тому же, цена «за свет» зависит от стоимости топлива, которая постоянно растет, так как запасы энергоресурсов очень ограничены. Отсюда следует, что экономное и, главное, эффективное использование электроэнергии – реальный способ позаботиться о толщине своего кошелька.

Кроме того, для получения электричества используется в основном органическое топливо – уголь, нефть, газ. При его сжигании в атмосферу выбрасывается углекислый газ (СО²). Увеличение концентрации CO² в атмосфере приводит к пагубным климатическим изменениям.

Экономия электричества позволяет сократить потребление природных ресурсов, а значит и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов, сохранить лес. Каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело охраны природы. Ведь только замена одной лампы накаливания на энергосберегающую экономит около 100 килограмм угля в год. Это на 270 килограмм снижает выбросы СО²!

Итак, как экономить электричество:

Первый эффективный способ – замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). Они же – энергосберегающие лампы. Использование КЛЛ в быту – это увеличение эффективности освещения и экономия денег. При использовании КЛЛ ежегодная экономия на 1 лампу составляет 250-350 руб.

Второй эффективный способ заключается в правильном выборе бытовой техники. Вся она подразделяется на классы энергопотребления от A до E (буквы латинские), встречаются также классы F и G. Холодильник класса G будет очень дешево стоить, но при этом тратить много энергии вхолостую. Для экономии старайтесь использовать технику класса A и выше (недавно появились A+ и A++).

 




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Действительно, каждый из нас может внести свою посильную лепту в дело энергосбережения. Это понимают мои ребята. Мы с ними - активные участники проектов ШПИРЭ (.ru.wikipedia.org/wiki/SPARE)

Несколько слов о программе ШПИРЭ

Этот международный образовательный проект действует в России с 1997 г. Он называется SPARE (School project for application of resources and energy). На русском языке - ШПИРЭ (школьный проект использования ресурсов и энергии). 

Проект SPARE/ШПИРЭ был инициирован Норвежским обществом охраны природы (Друзья Земли, Норвегия) в 1996 г. и сначала охватывал Северо-западные регионы России. Сегодня SPARE/ШПИРЭ действует в 12 странах СНГ и Польше. 

Российская сеть ШПИРЭ объединяет региональные общественные организации из семи федеральных округов. Год за годом проект развивался, адаптировался и дополнялся активными педагогами, школьниками, экспертами и экологическими общественными организациями. Самые активные участники ШПИРЭ – это учителя и школьники 10-15 лет. 

Идея проекта ШПИРЭ — перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям. Для обогрева и охлаждения, освещения и передвижения мы все нуждаемся в услугах энергетики. Однако, при производстве и потреблении энергии как в промышленности, наносится значительный ущерб природе, например, загрязнение воздуха, выбросы парниковых газов, исчерпание природных ресурсов. Масштаб этого ущерба зависит не только от источников энергии и способов их переработки, но и в не меньшей степени от экологической культуры и культуры потребления населения. Стоит задуматься об изменении стиля жизни каждого, о возможностях внедрять и развивать энергосберегающие технологии, использовать источники энергии, наиболее безопасные для окружающей среды. Проект помогает найти ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т.д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы. 

Цель ШПИРЭ — привлечь детей к практической деятельности в области устойчивой энергетики, содействовать взаимодействию детей и взрослых для внедрения мер энергосбережения и возобновляемых источников энергии дома, в школе, в селе, районе или городе. Вместе с учителями школьники ищут резервы экономии энергии, применяют дома и в школе простейшие меры энергосбережения: например, утепляют окна и двери, экономят воду и электричество, выбирают наименее энергоемкие бытовые приборы, способы путешествий. Школьники передают свои достижения родителям, соседям, местным властям, содействуя внедрению принципов устойчивой энергетики в жизнь. 

Важной миссией ШПИРЭ является взаимодействие с государственными образовательными структурами, содействие внедрению темы энергоэффективности в школьные образовательные программы и внеклассную работу со школьниками, оказание информационно-методической поддержки педагогам и активистам общественных организаций по теме энергоэффективности (публикации, семинары, тренинги). 

Проект ШПИРЭ ставит целью дальнейшее развитие образования в области энергоэффективности, вовлечение в практическую деятельность школьников всех возрастов, а также содействие внедрению энергосбережения и возобновляемых источников энергии, рациональному использованию энергии в жилищном секторе.


 


 

В 2009 году весь мой 8 "а" класс выполнял проекты по энергосбережению. На конкурс проектов ШПИРЭ были представлены работы   Авдонина Ильи "Энергосбережение в моём подЪезде", Скорикова Святослава "Энергосбережение на кухне" и Петрухиной Елены "Как уменьшить парниковый эффект". В итоге проекты Ильи  и Лены заняли 2-е места в областном этапе в разных номинациях ( minprirody-nn.ru/index.php), а проект Авдонина Ильи участствовал в федеральном этапе конкурса ШПИРЭ. 

 

Я, как учитель технологии, также выполнила свой конкурсный вариант работы- "Урок технологии "Энергетика будущего" www.openclass.ru/sites/default/files/profile/2010/07/_8__49992.doc  ( это тот самый урок, который был проведён с ребятами- участниками конкурса). Моя методическая разработка заняла 1 место в Нижегородской области и 3 место по России  (http://www.newsnn.ru/portal/content/view/45326/39/ " rel="nofollow"> http://www.newsnn.ru/portal/content/view/45326/39/ ).

 

В 2010 году презентация ученицы теперь уже 9 "а" класса Юли Вахрушевой "Как сохранить климат" стала победителем регионального этапа и отмечена дипломом Всероссийского этапа конкурса ШПИРЭ.

 

Победители конкурса ШПИРЭ-2009 по Нижегородской области

 

 

 

 

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Лариса Александровна! Какая же Вы молодец!!! Побольше бы таких грамотных, активных и неравнодушных учителей!!!




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Спасибо, Лариса Викторовна! Стараемся! Мы с моими детьми - единомышленники, они во всём поддерживают меня, а я их. Только вот времени так не хватает на всё задуманное... 

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Проблема мусорных отходов

 

Существует три основных способа борьбы с отходами.

ПЕРВЫЙ – сдавать вторсырье для переработки.

Перерабатывая отходы, мы сохраняем ресурсы и поддерживаем окружающую среду. Стеклянные бутылки производятся из песка. Песок добывается в карьерах. Для этого на красивом холме вырубают лес и сдирают почву. В итоге со временем вместо холма появляется огромная брошенная яма, а самосвалы черпают песок уже из нового места. Для изготовления 60 кг бумаги срубают дерево. Когда мы видим огромные участки вырубок, нам жалко лес, и в то же время мы выбрасываем газеты в мусорное ведро.

ВТОРОЙ способ борьбы с отходами - производить их как можно меньше.
То есть меньше покупать того, что сразу летит в мусорное ведро: одноразовую посуду и упаковку, одноразовые полотенца и салфетки, дешевые недолговечные и неремонтируемые товары. Используйте многоразовую упаковку или упаковку, изготовленную из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани. Отдавайте предпочтение стандартной бутылке, а не пластиковой. Пользуйтесь матерчатой сумкой, а не легко рвущимся полиэтиленовым пакетами.

Сокращение отходов не менее важно, чем их переработка. Все-таки, любая переработка - это затраты энергии и воды. К тому же, далеко не все можно переработать. Некоторые виды упаковки: пакеты из-под сока, молока и т.д., бутылки для напитков, полностью «упакованные» в красивую пластиковую оболочку, пластиковые баночки с алюминиевым верхом - включают в себя сразу несколько материалов: фольгу, пластик и картон. И этот «сэндвич», к сожалению, переработке не поддается. Более того, их попадание в массу «однородных» отходов делает всю эту массу непригодной для переработки. Если вы можете отказаться от продуктов в такой упаковке, сделайте это!
ТРЕТИЙ способ - вторично использовать ту же упаковку или отслужившие свой век вещи.
В стаканчиках из-под кисломолочныхпродуктов выращивают рассаду. Пластиковые бутылки можно использовать в качестве удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников, материала для производства теплиц, вазочек для цветов и даже плотов. Автопокрышки - популярный материал для ограждения газонов (от тех же автомобилей), мини-клумб и микробассейнов для малышей; а в стаканчиках из под кисломолочных продуктов принято выращивать рассаду, и так далее, и тому подобное. Перечисление может длиться бесконечно. Каждый из вас может проявить фантазию и вдохнуть вторую жизнь в предметы обихода. С точки зрения охраны природы, эта вторая жизнь, пусть даже небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.

Вот несколько оригинальных идей!

На  одной из выставок в Лондлне в 2009 году была преставлена оригинальная идея - садовая фигурка лебедя, изготовленная из старого зонта и мусорных пакетов.

 

Фантазии из пластиковых бутылок http://blogs.privet.ru/user/elenar_387?&tag_id[]=126632

 

 

Цветы из упаковок от конфет.http://blogs.privet.ru/user/elenar_387?&tag_id[]=126632

 

Душечка  -  из пластик. булылки -http://md-zadina.ru

 

Украшение для сада –пчелка - http://blogs.privet.ru/user/elenar_387?&tag_id[]=126632

 

 

 

 

 




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Что может сделать любой из нас, чтобы избежать пожара!

Будьте предельно осторожны с огнем в пределах любой природной территории. Чтобы ваша неосторожность не стала причиной лесного пожара, выполняйте следующие правила:

никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, чем опасны травяные палы;

никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине). Прежде чем развести костер сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;

хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились - то залейте еще раз. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар. О том, чем заливать костер, позаботьтесь заранее;

никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальскими огнями, свечами и т.п. (разве что под Новый год, когда все покрыто толстым слоем снега);
не заезжайте в лес на автомобилях и особенно мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом;
постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров.

Противопожарная пропаганда - самый действенный способ борьбы с лесными пожарами. Это подтверждается опытом многих стран мира.
Если вы обнаружили начинающийся пожар - например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить его сами. Иногда достаточно просто затоптать пламя (правда, надо подождать и убедиться, что трава или подстилка действительно не тлеют, иначе огонь может появиться вновь).

Если пожар достаточно сильный, и вы не можете потушить его своими силами - постарайтесь как можно быстрее оповестить о нем тех, кто должен этим заниматься. Позвоните в пожарную охрану (телефон 01) и сообщите о найденном очаге возгорания и как туда доехать. Если пожар в лесу или на торфянике, позвоните также в лесхоз (адрес и телефон лесхоза желательно узнать до начала пожароопасного периода; его, например, можно найти в районном телефонном справочнике или спросить в ближайшем отделении связи).

Если пожарная охрана или лесхоз отказываются тушить пожар под тем или иным предлогом, то позвоните в вышестоящую инстанцию - управление лесами вашей области (если пожар в лесу или на торфянике), в областное управление по чрезвычайным ситуациям (именно они отвечают за тушение пожаров, угрожающих здоровью или благополучию граждан). Адреса управлений также можно найти в телефонных справочниках. Наконец, если и это не помогает, то на бездействие лесников и пожарных можно пожаловаться в Министерство природных ресурсов РФ (123812, Москва, ул. Б. Грузинская 4/6, тел.: (095) 254 4800 begin_of_the_skype_highlighting              (095) 254 4800      end_of_the_skype_highlighting, факс: (095) 254 4310), Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ (103012, Москва, Театральный проезд 3, тел.: (095) 250 2501 begin_of_the_skype_highlighting              (095) 250 2501      end_of_the_skype_highlighting) и в Генеральную прокуратуру РФ (101999, ул. Б
. Дмитровка 15а, тел. (095) 928 7061 begin_of_the_skype_highlighting              (095) 928 7061      end_of_the_skype_highlighting). Правда, пока федеральные министерства и ведомства развернутся, чтобы принять хоть какие-то меры, практически любой пожар успеет потухнуть сам собой. Зато на следующий год к вашим словам будут прислушиваться внимательнее.

(По материалам сообщества «ЭКО» http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2452080&keywordid=877908)

 

 

 




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Лариса  Викторовна, Вы поднимаете очень важные для всех темы. Борьба с огнём - суперактуальна в наши дни!!!!

Хочу поделиться  нашим опытом работы против весенних палов. Это тоже большая проблема. Весенние палы сухой травы превращаются в рукотворное стихийное бедствие. Иногда трава выжигается умышленно сельскохозяйственными организациями для очистки полей и сенокосов от нежелательной растительности и её прошлогодних остатков. Органы лесного хозяйства в определённых, часто посещаемых населением местах, тоже устраивают контролируемые палы, чтобы предупредить возможность возникновения лесных пожаров. Но гораздо чаще причиной загорания травы становится небрежность, неосторожность, а то и хулиганство взрослых людей, у которых "хватает ума" выбросить непотушенный окурок из окна автомобиля, оставить непотушенным костёр после пикника, а то и начать выжигание травы на собственном дачном участке. Беспечность и любопытство оставленных без внимания детей тоже очень часто становятся причиной беды, а иногда и трагедии. Как результат - беда для всех: для Природы, для Человека, для Планеты...

 

Как мы работаем против весенних палов, можно ознакомиться здесь: www.openclass.ru/comment/221007

 

Комментарий был изменен с момента создания (PLA59, вс, 01/08/2010 - 13:04).

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


 

Список самых экологически-чистых авто

Американская консалтинговая компания J.D. Power and Associates опубликовала список самых экологически чистых автомобилей по данным, полученным от Агентства по охране окружающей среды и от потребителей.
Первые восемь мест ожидаемо заняли гибридные автомобили: Ford Escape Hybrid, Lexus RX 400h, Honda Accord Hybrid, Mercury Mariner Hybrid, Honda Civic Hybrid, Toyota Highlander Hybrid, Honda Insight и Toyota Prius. А из традиционных бензиновых машин в список попали: Acura RSX, Hyundai Elantra, Suzuki Reno, Chevrolet Aveo, Kia Rio, Toyota Camry, Chevrolet Cobalt, Kia Spectra, Toyota Corolla, Ford Focus, Mazda3, Volkswagen Golf, Ford Focus, Mazda MX-5, Volkswagen Jetta, Honda Accord, Nissan Sentra, Volkswagen New Beetle, Honda Civic, Saturn Ion, Hyundai Accent и Scion xA.
Самое примечательное – во всем этом списке экологически чистых машин нет ни одной модели с дизельным двигателем

(По материалам сообщества «ЭКО» http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2452080&keywordid=877908)

 

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, вс, 01/08/2010 - 01:06).



Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Приведенные данные могут пригодиться при проведении уроков экологии, воспитательных мероприятий, классных часов экологической тематики.

Самые экологически чистые и грязные места России

Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" публикует на своем сайте greenpatrol.ru экологический рейтинг субъектов Российской федерации, в котором из природоохранного индекса, социально-экологического индекса, промышленно-экологического индекса выводится сводный индекс региона (процентное соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов). Самым экологически чистым регионом России, по данным "Зеленого патруля", является Белгородская область, а первая десятка экологически чистых регионов выглядит так:

1-е место: Белгородская область (сводный индекс 66/34)
2-е место: Чукотский автономный округ (сводный индекс 63/37)
3-е место: республика Алтай (сводный индекс 60/40)
4-е место: республика Тыва (сводный индекс 60/40)
5-е место: Алтайский край (сводный индекс 59/41)
6-е место: республика Бурятия (сводный индекс 59/41)
7-е место: Тамбовская область (сводный индекс 59/41)
8-е место: Чувашская республика (сводный индекс 59/41)
9-е место: Калужская область (сводный индекс 58/42)
10-е место: Курская область (сводный индекс 58/42)

Сводный индекс России в целом 51/49, такой индекс имеют, например, Архангельская область (41-е место рейтинга), Москва (46-е место), Чеченская республика (52-е место).

Пятерка самых экологически загрязненных регионов России (по данным "Зеленого патруля") выглядит так:

79-е место: Московская область (сводный индекс 42/58)
80-е место: Оренбургская область (сводный индекс 42/58)
81-е место: республика Северная Осетия (сводный индекс 42/58)
82-е место: Свердловская область (сводный индекс 33/67)
83-е место: Челябинская область (сводный индекс 33/67)

Последнее место Челябинской области выглядит закономерным. В 2006 год был опубликован рейтинг 35 самых загрязненных мест в мире, который составили специалисты американского института Блексмита на основе данных по состоянию воздуха и здоровья людей. В список вошли 35 мест, среди них сразу два из Челябинской области - металлургическая столица России Магнитогорск и находящееся около города Озёрск Челябинской области производственное объединение «Маяк», занимающееся хранением и переработкой отработанного ядерного топлива. ПО "Маяк" и Магнитогорск всё же не вошли в десятку самых загрязненных мест планеты, зато туда вошли три других российские территории: на втором месте (сразу после Чернобыля) идет российский город Дзержинск (Нижегородская область). Эксперты указывают, что в этом центре российской химической промышленности, где во времена холодной войны производили зарин и горчичный газ, средняя продолжительность жизни мужчин 42 года, женщин – 47 лет. Сейчас многие химические гиганты прошлого обанкротились. Однако некоторые, например заводы «Дзержинскхиммаш», «Химоборудования», ПО «Пластик», ОАО «Сибур-Нефтехим» и другие, продолжают функционировать. По данным экологов, с 1930 по 1998 год предприятия выбросили в атмосферу почти 300 тыс. тонн химических отходов, 190 тыс. из которых попали в грунтовые воды, фактически превратив ее в химикалии. Впрочем, власти Дзержинска в корне не согласны с выводами американских исследователей. Как заявил агентству ИТАР-ТАСС мэр города Виктор Портнов, информация не соответствует действительности и наносит ущерб инвестиционной привлекательности города. Градоначальник убежден, что город в очередной раз безосновательно подвергся атаке иностранных экологических организаций. «На протяжении последних 10 лет Дзержинск не входит в число наиболее загрязненных городов Российской Федерации», - подчеркнул Портнов. По его словам, «в среднем уровень загрязнения можно характеризовать как умеренный».
На 8-месте среди самых грязных мест мира - российский город Норильск. «Этот город один из самых грязных мегаполисов планеты, где из-за огромного количества серы и металлов в воздухе зимой выпадает черный снег, а продолжительность жизни – на 10 лет меньше, чем в среднем по России», – пишут о Норильске составители списка. Воздух Норильска перенасыщен диоксидом азота, диоксидом серы, свинцом, сероуглеродом, ксилолом. Количества этих ядовитых веществ в воздухе за год исчисляются тоннами. В расчёте на каждого жителя приходится примерно восемь тонн вредных примесей. Ситуацию несколько смягчают очень высокие трубы, из которых отходы разлетаются на многие километры вокруг.
Также в десятку самых грязных мест мира вошел поселок Рудная пристань, являющийся частью Дальнегорска (Приморский край). Здесь расположен металлургический цех Дальневосточного горно-металлургического комбината (обработка свинца), что создает неблагоприятную экологическую обстановку.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно публикует список самых загрязненных городов России. В исследовании, увидевшем свет в 2009 году, в приоритетный список городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или выше 14, вошли 30 городов (список по алфавиту):
Балаково (Саратовская область), Барнаул (Алтайский край), Белоярский (Ханты-Мансийский авт. округ – Югра), Благовещенск (Амурская область), Братск (Иркутская область), Екатеринбург (Свердловская область), Зима (Иркутская область), Иркутск (Иркутская область), Карабаш (Челябинская область), Красноярск (Красноярский край), Кызыл (Республика Тыва), Лесосибирск (Красноярский край), Магадан (Магаданская область), Магнитогорск (Челябинская область), Махачкала (Республика Дагестан), Минусинск (Красноярский край), Нерюнгри (Республика Саха-Якутия), Нижний Тагил (Свердловская область), Новокузнецк (Кемеровская область), Норильск (Красноярский край), Саратов (Саратовская область), Селенгинск (Республика Бурятия), Сызрань (Самарская область, Тюмень (Тюменская область), Уссурийск (Приморский край), Челябинск (Челябинская область), Черемхово (Иркутская область), Черногорск (Республика Хакасия), Чита (Забайкальский край), Южно-Сахалинск (Сахалинская область).

 

(по данным за март 2010 г.) 

 http://www.liveinternet.ru/community/geo_ club/post122974597)

 




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Galaxie.ru Картинки на любой вкус

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, вс, 01/08/2010 - 01:31).



Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель





Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Уважаемые коллеги! Эти коллажи помогут вам в работе при оформлении презентаций, стенгазет, плакатов по экологической тематике.




Фото пользователя Юлия Викторовна Решетникова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Greenpeace возмутился фильмом Первого канала о глобальном потеплении




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Юлия Викторовна! Рада видеть Вас на страницах своего блога! Надеюсь, Вы еще не раз порадуете своими находками! А коллаж в тему, актуально!

С уважением, Л.В.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Важное значение в экологическом воспитании обучающихся имеет их вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность. Самостоятельные исследования ребят в природе формируют у них навыки проектной и исследовательской деятельности, потребность активно действовать, помогать, дает возможность профессиональной ориентации личности. Воспитанники СЮН являются победителями областных и всероссийских конкурсов учебно-исследовательских проектов.Одной из лучших работ является учебно-исследовательская работа моего воспитанника Литовченко Артема «Экологическое состояние и перспективы сохранения Громушенского родника». Она заняла 1 место в областной научно-практической конференции школьников «Путь в науку» в номинации «Экология» в 2009 г.




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Следует отметить, что без навыков исследовательской деятельности невозможно сформировать инициативную образованную творческую личность, а именно такой социальный заказ делает общество школе. Задачи по развитию у учеников интереса к самостоятельному добыванию знаний и привитию умений применять уже известные знания в нестандартных ситуациях являются одними из самых актуальных задач современной педагогики, и исследовательский метод работы более всего подходит для их решения.Показательный пример - работа Вашего, Лариса Викторовна, воспитанника «Экологическое состояние и перспективы сохранения Громушенского родника».

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Лариса Александровна! Спасибо за оценку работы!  Данная работа была представлена для участия в международном фестивале творческой молодежи стран СНГ «Люблю тебя, моя Земля!» в  номинации «За что я люблю…», который будет проходить в Самарской области в сентябре 2010 г. Работа была дополнена исследованиями по краеведению, конкретно, по экологическому состоянию г. Мичуринска  и по проблеме замусоренности  с момента возникновения в городе промышленности и транспорта и до сегодняшних дней. Работа называется «От Козлова до Мичуринска: экологические проблемы и пути решения». Работа отправлена, ждем комментариев на неё.

С уважением, Л.В.

 




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


 

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Хочу поделиться опытом работы МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Мичуринска, где я работаю, по экологическому образованию и воспитанию школьников.

Более подробно с формами работы можно познакомиться на http://www.openclass.ru/wiki-pages/145902 

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, Fri, 30/07/2010 - 19:51).



Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


 Лариса Викторовна, спасибо, что поделились  опытом работы  Вашей организации. Нужное дело делаете! 

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


          Ну, что ж, с грустью отмечаю, что посетителей моего блога катастрофически мало - "0" человек! Во всяком случае, комментариев ровно столько! Но я продолжу вести блог и буду сама развивать свою тему с надеждой на единомышленников или оппонентов.

         Одной из форм работы по экологическому образованию, воспитанию и просвещению является детское экологическое движение.

         В условиях современного мира человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости – как выжить на Земле в условиях сложившейся экологической ситуации. Чем больше человек изменяет природу, тем активнее он должен её охранять, иначе ему негде будет жить. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Детское экологическое движение является одной из важных и действенных форм экологического воспитания детей и подростков.

Экологическое движение является преемником юннатского движения, зародившегося ещё в 1918 году. В этом (2010 г.)юннатскому движению исполняется 92 лет. У юннатского движения славная история, которой можно гордиться, развиваясь дальше и умножая армию исследователей и защитников природы. Главным идейным стержнем юннатского, а  ныне экологического движения было и остаётся любовь к природе, желание познать её законы, бережное отношение ко всему живому на Земле.

              В 2006 году в МОУ ДОД "Станция юных натуралистов" г. Мичуринска был разработан проект создания городского детского экологического движения «Юные Мичуринцы».

              Цель создания: всестороннее улучшение экологического состояния природной среды всей планеты, начиная с г. Мичуринска, с помощью экологического образования и воспитания детей и подростков; вовлечение подрастающего поколения в практическую природоохранную деятельность; формирование здорового образа жизни.

Основную координирующую и руководящую роль в деятельности экологического движения играет Совет движения, состоящий из руководителя движения и школьных руководителей экологических отрядов. СЮН является штабом городского детского экологического движения «Юные Мичуринцы».

Задачи, поставленные перед экологическим движением «Юные Мичуринцы»: приучить детей и подростков к заботе об окружающей среде, научить их не только изучать природные явления, но и изменить характер отношений человека и природы. Экологическое движение направлено на социальную адаптацию вовлечённых в него детей, формирование и развитие умений ставить и решать проблемы, формирование разумных потребностей, навыков и привычки работать в команде, настрой на сотрудничество, умение учиться. Оно объединяет участие в благородном деле – спасения, охране и защите природы.

 

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, вс, 01/08/2010 - 01:19).



Фото пользователя Любовь Андреевна Зачётнова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Таким  был  наш  пруд!

Зачетнова Любовь Андреевна




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Уважаемая Любовь Андреевна!

Благодарю за то, что поделились опытом своей работы. Интересно, в каком регионе Вы работаете и в каких номинациях конкурса «Живая Земля» принимали участие?

Вы работник школы. Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, конкурсах, организуемых учреждениями дополнительного образования в Вашем регионе?

 




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Чему и как учить в ХХI веке? Этот и другие актуальные вопросы современности поднимались на XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Она проходила 25 и 26 июня в Москве. Организатором конференции выступил Российский Зелёный крест (ЗК) при участии и поддержке Международного и Швейцарского Зелёного креста, Российского экологического конгресса, Социально-экологического Союза, Международного независимого эколого-политологического университета, Норвежского общества охраны природы и Государственной публичной научно-технической библиотеки. В течение двух дней ведущие российские и зарубежные специалисты-экологи, руководители экологических центров и объединений, представители государственных органов власти и образовательных учреждений обсуждали стратегию устойчивого развития нашего общего дома – планеты Земля.

 


Нижегородскую область на конференции представляли два делегата: Шуклина М.В., учитель биологии из Володарского района и автор этих строк, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры МОУ СОШ с. Ближнее Борисово Кстовского района. Как видите, чтобы заниматься вопросами экологии, совсем не обязательно быть специалистом в области естественнонаучных дисциплин.

 

Экологическая культура - это составляющая общей культуры человека. «Красота спасет мир»,- эти слова Ф.М.Достоевского легли в основу разработанной мною программы по организации добрых дел по отношению ко всему, что окружает детей. Особое место в ней отводится взаимоотношениям обучающихся с миром природы. Если школьники научатся видеть гармонию в природе, её совершенство, если приложат усилия для сохранения этого совершенства, они будут более гуманными по отношению ко всему миру в целом. Ведь эстетические и этические идеалы живут рядом. Желание сохранить красоту природы, не допустить бессмысленного уничтожения всего живого является показателем не только экологической, но и духовно-нравственной зрелости человека.

www.openclass.ru/blogs/144933  - на этой страничке мы можем пообщаться подробнее.

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Уважаемая Лариса Александровна!

Благодарю Вас за информацию о работе Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Здорово, что Ваш регион был представлен Вашими коллегами! Это бесценный опыт!

Абсолютно согласна с Вами, что экологическая культура человека – это один из ручейков, впадающих в огромное море общей культуры. Экологическое воспитание идет «рука об руку» и с патриотическим воспитанием, и с эстетическим воспитанием, которые и формируют  в совокупности идейно-нравственные ценности и устои личности. Особое значение воспитание эстетического восприятия мира природы имеет при экологическом образовании и  воспитании дошкольников и младших школьников. В программах дополнительного образования нашего учреждения одной из задач выделяют как раз воспитание эстетического восприятия окружающего мира, природы и всех её объектов. Однако, не соглашусь с Вами, что (цитирую вас) «чтобы заниматься вопросами экологии, совсем не обязательно быть специалистом в области естественнонаучных дисциплин». Я считаю, что знания не только экологии,  как науки, но и других дисциплин естественно-научного цикла: химии, биологии, физики и т.д. не просто не помешают учителю, но и сделает его работу более интересной, грамотной, профессиональной. Поэтому мы, учителя, всю жизнь учимся чему-то новому, практикуем сквозные уроки с привлечение педагогов др. специальностей. А сейчас в связи с экологизацией школьных предметов это особенно актуально! А вот присутствие педагогов изобразительного искусства на Международной конференции по экологии – это по-новаторски. Это говорит и об интеграции школьных предметов, и об их экологизации, и о том, что наконец-то мы начинаем понимать важность экологических проблем и ситуаций, которые сложились во всех регионах нашей страны. Решать их необходимо уже сегодня. Каждый педагог должен внести свой вклад в дело улучшения экологической обстановки на уровне своего района, региона. Уверена, что опыт вашего региона послужит ориентиром для других педагогов и регионов! Обязательно расскажу о нем своим коллегам  не только по Станции юннатов, но и учителям биологии, и методистам УМиИЦ!

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, Миронова Л.В.

 

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, пн, 26/07/2010 - 22:45).



Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


        Уважаемая Лариса Викторовна, благодарю за положительную оценку нашей работы. Смею так же заметить, что употребляя фразу, с которой Вы не согласились, я имела ввиду, что  одним (!) специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! Ведь цель устойчивого развития - выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много... Главное - результат!

Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование.

О Леопольд

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Уважаемая Лариса Александровна! Согласна с Вами, что только объединение всех усилий всех людей и всех профессий поможет обрести устойчивое состояние в экологии планеты. А роль учителя в этом очень велика, потому что учитель – это в первую очередь не равнодушный человек; не равнодушный ко всему – к несправедливости, проявлению нетерпимости, человеческого эгоизма и жадности.

 

Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.    Ж. Дорст

                                            

 

Комментарий был изменен с момента создания (mirlora, Tue, 27/07/2010 - 22:28).



Фото пользователя Любовь Андреевна Зачётнова

На: Экологическое образование и воспитание в системе дополнитель


Я  на  пестреющем  лугу

Сегодня  поняла  впервые,

Что  рвать  цветы  я  не  могу:

Они  умрут, они  живые.(Раиса  Ахматова, чеченская  поэтесса)

Вот  этому  надо  учить  детей  с детства. Бережно относиться к окружающему, проповедовать принцип  врачей:"Не  навреди." Экология - это всенародное  дело. Учителя  нашей  школы( не только  биологи) проводят  большую  работу. Мои ученики  ежегодно  принимают  участие  в  конкурсе "Живая  земля",трижды  становились  региональными  победителями. Я предлагаю сегодня  очерк  ученицы 7 класса, мы  опубликовали его  в  местной  газете, чтобы привлечь  внимание  общественности. В настоящее  время, благодаря  снежной  зиме, пруд постепенно  оживает.

Зачетнова Любовь Андреевна