Вы не зарегистрированы

Авторизация



Автопробег "Список Пугачева": 24 сенятбря - 2 октября 2013

 

Сегодня первый день нашего автопробега, и новостная лента  будет пополняться материалами с реальной части проекта «По следам Емельяна Пугачева».

Итак, начнем. Глубокая ночь (или очень раннее утроsmiley).  5.20 Я готова и собрана: вещи, ноутбук, раздаточный материал. Нас четверо  в машине: Марина Владимировна Волкова, наш рулевой и главный  мотор. Владлен Борисович Феркель, Елена Меньшенина -  молодой челябинский поэт. У каждого из присутствующих – своя проектная задача, и свои цели. Подробнее рефлексивный обзор происходящего с каждым из участников автопробега  можно увидеть на сайте издательства Марины Волковой

Первая остановка в пути – Златоуст. Попадаем в гостеприимные руки  методиста учебно – методического центра Елены Валерьевны Качевой, и она быстренько разделяет нашу дружную компанию на три неравных группы. Мои коллеги будут встречаться с учащимися и библиотекарями, а моя аудитория -  педагоги русского языка и литературы города Златоуста. Их интерес сконцентрирован на одном из предложенных здесь мероприятий,  а именно – мастер – класс  "Проектные технологии в деятельности учителя- предметника. Учебный проект как форма реализации внеурочной деятельности"

Мы проговорили больше 2 часов – обсудили дизайн проекта, посвященного пугачевскому восстанию, возможности интернет – среды для организации  учебного проекта в подобном формате, подискутировали   об актуальности и необходимости такой формы работы. Напоследок посмотрели, как может выглядеть проект в своем законченном виде  (в качестве примера учителям был предложен обзор результатов подобного мероприятия  - «Путешествие из Петербурга в Москву, или по следам Александра Радищева», который, кстати, стал причиной нашей совместной работы  - нашей с Мариной Владимировной Волковой)

Подобный разговор состоялся с учителями истории, которые, надо сказать, были более пристрастны  и критичны. Но и их представление о проектной работе как о деятельности, которая возможна только для избранных и вряд ли может быть использована в массовом обучении, как мне кажется, удалось изменить.

Люди видят потребность в дальнейшем освоении  новых технологий, остро нуждаются в технической и методической  поддержке по этим вопросам со стороны учреждений повышения квалификации. Что же, мы открыты к диалогу, готовы оказывать помощь всем нуждающимся. Подробнее о формах повышения квалификации по вопросам проектной технологии, основам работы  с интернет – ресурсами и другим вопросам можно найти на сайте  МБОУ ДПО УМЦ города Челябинска.

После работы на трех площадках мы собираемся возле краеведческого музея. Там, к сожалению. можно фотографировать только за деньги, но мы пока не решаемся залезть глубоко в казну проекта:)) Поэтому - только текст о музее.

Потрясающе интересная экскурсия, главный предмет которой - златоустовские промыслы: литье, оружие, уникальная металлическая посуда. Красота неимоверная! Но нас интересует наш герой - Емельян Пугачев.  Ему в двухэтажном музее отведен один стенд - скромненько.. Главный лейтмотив - сжег завод Пугачев.. Забрал казну, оружие и сжег завод..Вот так.

После экскурсии - сюрприз. Библиотекари златоуста работают с выдумкой и не чужды современных форм работы с читателями.

Вот - флешмоб, посвященный книге Шишкова В.Я.

 

Даже тот факт, что учащиеся нашли возможным выйти на улицу, взять в руки книгу и рассказать о ней прохожим - дорого стоит. Молодцы, библиотекари Златоуста! Отличная идея нестандартного продвижения книги в массы!

Ну а мы прощаемся с гостеприминым Златоустом и движемся дальше.

(Владлен Борисович написал целую поэму о нашем посещении Златоуста, ее можно прочесть здесь:)) Полагаю, что это только первая часть! Обязательно ждем продолжения!!)

И снова дорога. Потрясающе красив Южный Урал в пору золотой осени, предлагаю полюбоваться вместе со мной.

Вторая остановка – Сатка, рабочий город со славной трудовой историей.

Встреча с учащимися. Аудитория –  учащиеся 10  - 11 классов.

Ощущения противоречивые. С одной стороны – приветливая атмосфера, оптимистично настроенные учителя и организаторы. С другой стороны -  достаточно низкая активность  учащихся, печально низкая осведомленность об истории родного города,  знании исторических персонажей и содержании хрестоматийных произведений.Но по окончании встречи были вопросы, ребята уточняли адрес проекта, возможности участия. Хочется верить, что мы увидим представителей Сатки в нашем проекте.

На сегодня все. Завтра нас ждут библиотекари Сатки и Чебаркуля. А сегодняшний вечер   - отдыхаем.

Потрясающее место –  семейная гостиница  "Пороги", место  сбора  тех, кого привлекают сплавы по реке Ай. Наслаждайтесь…

Сюда хочется вернуться еще не раз.. И пожить недельку - другую..


 


.

Утро начинается с встречи в  Центральной библиотеке города Сатки. (но добраться до нее было непросто – в Сатке идет ремонт всех дорог одновременноsmiley)  Нас ждет 40 библиотекарей массовых библиотек. Что мы готовы им предложить?

 

Программа следующая:

 

  • Презентация  проекта «Емельян Пугачев: история в лицах» (Дудко Ю.Н)
  • Презентация проекта «Молодые – молодым» (Меньшенина Е.)
  • Семинар «Нестандартные способы продвижения книги» (Волкова М.В.)
  • Мастер – класс «Хорошая  - плохая книга» (Волкова М.В., Феркель В.Б.)
  •  

Подробный разговор  - в силу ограничений короткого жанра новостной заметки – передавать не будем, но общий  контекст разговора таков: библиотека работает в информационном пространстве, и ее привычные функции как место выдачи  книг меняется по факту. Но если сотрудники библиотеки не готовы к переменам, то у них вряд ли есть будущее в качестве библиотекарей.. Это не грустная констатация факта, а трезвый прагматичный взгляд на ситуацию.

 

 

И поэтому те идеи, которые мы предложили коллегам, вызвали у них живой интерес, и разговор, который состоялся с библиотекарями из Сатки, можно считать получившимся: продуктивным, заинтересованным, живым.

Прощаемся с Саткой и двигаемся в сторону Чебаркуля – города, который неоднократно упоминается в трилогии В.Шишова.

Но встреча не задалась с самого начала. Перегон между Саткой и Чебаркулем чуть больше 100 километров, но дорога оказалась занята – фуры, фуры, фуры... (здесь по - прежнему проходит торговый путьsmiley) И одна из них, видимо, терпит бедствие. В итоге к месту следующей встречи – с учащимися и библиотекарями  Чебаркуля - мы прибываем с получасовым опозданием, что нас, конечно, ни в коей мере не красит и не извиняет. Но все на местах, терпеливо ждут, компьютер включен, модем не подводит (и удается достаточно быстро открыть все нужные странички).

 Более существенная проблема возникает тогда, когда мы понимаем, что говорим не с теми детьми и взрослыми, которые были названы организатором встречи. Это не 10 – 11, а 8 - 9 классы. И не библиотекари, а   учителя – предметники.  Т.е. несоответствие наших представлений об аудитории, сидящей перед нами, становится явным  не сразу.. Это, конечно, не катастрофа, но на таких мероприятиях  это неприятно. Первое впечатление уже смазано.

Но все же определенные выводы удается сделать. Дети не любят литературу и исторические романы, но при упоминании о возможности самим поработать в интернете с пользой, уверенно перечисляют свои возможности: могу создать сами сайт, не испытывают проблем с монтажом видео, с удовольствием бы познакомился с текстом, на основе которого можно создать комикс.. Это хорошо, просто замечательно.. Значит, у нас есть шанс найти единомышленников.  Будем ждать!

Неожиданно заканчивается наша встреча.. Мнение Марины Владимировны  о Пугачеве как о преступнике,  не заслуживающем народного почитания и романтического ореола, как это сейчас происходит, вызывает гнев и обиду у коллеги – историка, которая считает недопустимым сравнений Пугачева с преступником.  Завязывается очень горячая дискуссия.. Жаль, что дети уже ушли  к тому моменту, и спор взрослых – кто он, Емельян Пугачев -  народный освободитель или государственный преступник – спор горячий, очень заинтересованный, спор  неравнодушных  людей, для них остался за кадром.. Последний аргумент, который заставляет коллегу из Чебаркуля остановится с потоком обвинений в наш адрес, такой: что стоит в России человеческая жизнь, и  ради чего готова была бы  пожертвовать лично она собственной жизнью и жизнью своих близких?... Пауза. Человек задумывается… А часто ли приходилось вот так останавливаться, чтобы подумать о вещах, о которых было принято иметь определенную официальную  точку зрения?...  Вот он, главный результат нашего автопробега: напомнить о непростой истории России, задеть эмоционально, заставить задуматься, провести исторические параллели.. Но мы расстаемся  довольные друг другом. Проект интересен, актуальность его и необходимость учителями признается (по крайней мере, все наши визитки и контакты улетают вмиг), а значит, у нас есть шанс увидеть среди участников и земляков из Чебаркуля – города - крепости, который в свое время был взят Пугачевым.

Опять дорога.. На этот раз перегон Чебаркуль – Белорецк. Из Челябинской области в Башкирию.

Вроде и природа та же, и отъехали недалеко.. Но изменения начинают появляться..

Указатели – на двух языках, на русском и башкирском. Все меньше машин с родным регионом в номере. Деревни, мимо которых мы проезжаем, обнесены забором по всему периметру (в русских деревнях так не принято) Сельские кладбища очень большие, как бы про запас, что тоже не похоже на привычные   картины в деревнях Челябинской области. И везде очень - очень чисто (как не прискорбно, но грязь на улицах скоро станет отдельной визитной карточкой Челябинска..)

Дорога длинная, собеседники приятные, ситуация располагает.. Говорим обо всем:  электронные учебники, кризис образования, Карамзин и Пугачев, матушка Екатерина, ссылка Меньшикова, российская ментальность, проблемы русского языка, возможности публикации, авторское право.. Бесконечно интересно!!  И в этих разговорах понимаешь удивительную вещь: как остро нужен собеседник! Как мне не хватает в  привычной жизни возможности выразить свою точку зрения и получить неравнодушный доброжелательный критический отзыв, который помогает увидеть то, что раньше не замечал..Просто поговорить за жизнь, а не по делу, не по работе..

Но даже самая длинная дорога подходит к концу. Темнеет, начинается дождь, и уже хочется в тепло и под крышу…И опять фантазии: а как же Пугачев со товарищи? В это же время, в этих же местах 240 лет назад?.. А ведь их нигде не ждали  с хлебом - солью.. Никто не забронировал место на постой и не подготовил кров и еду.. Темно, одиноко, тоскливо быть скитальцем на собственной земле.. И все -таки шли.. Бросали семьи, бросали дома, из тепла и относительно сытой укорененной  жизни уходили в бродяги, разбойники, на волю... Что двигало ими?.. Во что верили?.. На что надеялись... У Шишкова об этом есть..Читайте, коллеги, переживайте вместе с нами нашу непростую и страшную историю..

 Вот и Белорецк.

Привечают нас в общежитии Белорецкой компьютерной физико – математической школы, которая работает с одаренными детьми со всей страны. Какое счастье после долгой дороги разуться, размяться, поставить чайник ..и обсудить планы на следующий день! Завтра у нас две встречи, и следующий репортаж не заставит себя долго ждать… Но сейчас - все, спать.. 

 

 


 


 Отдохнув и выспавшись в уютной, гостеприимной   и абсолютно пустой гостинице Белорецкой компьютерной школы (она наполняется только в дни каникул, и уж тогда бы нас не пустили на постой smiley Мы кстати, встретили здесь коллегу – землячку из Челябинска,  – Галину Ивановну, доцента ЮУРГУ, которая работает в этой школе. Как тесен мир), мы отправляемся на встречу с библиотекарями Белорецка. Нам крупно повезло – в день нашего приезда в соответствии с планом своей работы  в районной центральной библиотеке  ежемесячный сбор всех библиотекарей района, человек 50… Им наш приезд  неожиданен, но встречают нас приветливо.

Работаем вдвоем: я и Марина Владимировна. Вторая часть нашей группы отправляется с исследовательской миссией по городу – искать следы Пугачева в Белорецке. Их репортаж об этом пешем путешествии отдельно опубликуем.

Идет все  по уже отработанной схеме: нестандартные способы продвижения книги и чтения в массы, новые формы работы библиотеки с читателями, привлечение к чтению и литературе молодых,  презентация проекта, посвященного Крестьянской войне. Как в хорошо сработавшемся дуэте уже передаем реплики друг другу, отвечая на возникающие вопросы. Нас явно не ждали,  но отпускать не хотят, и ранее запланированная программа традиционного совещания  библиотекарей по ходу дела корректируется, и я успеваю рассказать – по просьбам присутствующих – о возможностях нашего Центра, который готов научить каждого желающего профессиональной работе в интернете, поможет освоить работу в сетевых сообществах, научит самостоятельно работать с многочисленными интернет – сервисами.

 

Прощаемся добрыми друзьями: подарки, вопросы,  надежда на будущие встречи…

Отдельно, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо техническим специалистам, которые помогали во время встречи. Не спросила имени, но очень хочется поблагодарить ребят, которые помогли ОЧЕНЬ БЫСТРО и профессионально организовать подключение к интернету, настройку оборудования. Четко, профессионально, спокойно! Супер!

Но главная встреча в Белорецке впереди. Встреча с учащимися. Это всегда испытание, поскольку – уже неоднократно отмечалось это выше – школьник современный не читает, не интересуется историей, и не считает это делом, достойным его внимания.

Аудитория для нас неожиданная – студенты первого курса медицинского колледжа. Нда… С одной стороны, это по возрасту та аудитория, на которую направлен проект. С другой стороны, это люди, которые уже определили свой профессиональный путь, и, судя по всему, их интерес лежит не в зоне гуманитарных дисциплин..

Плюс ко всему меня ждет отдельное испытание – встречу перенесли на два часа раньше, чем мы предполагали, и  Елена и Владлен Борисович явно не успевают к началу, а Марина Владимировна должна их найти и привезти.. Начинать мне одной. Ну что я, со школьниками разговаривать не умею что ли?..

Начинаем с простого:

- Ребята, я первый раз в вашем городе.. Можете сказать, чем он интересен и знаменит?

Тишина..

- Куда можно сходить в вашем городе, чтобы познакомиться с историей, известными людьми, которые прославили историю города?..

Тишина.. Взрослые на последних рядах явно чувствуют себя неловко, начинают шепотом подсказывать..

Следующий  вопрос (его надо было задать раньше, но кто же знал smiley)

- А для кого это родной город? Кто здесь родился и вырос?..

Все  становится на свои места – ребята приехали из разных мест, есть девочка даже из Узбекистана. Коренных белоречан всего трое на группу из 40 человек.. Ну что ж, простительно не знать историю Белорецка выходцам из стран ближнего Зарубежья.. Пойдем по простому пути.

-Кто считает себя опытным пользователем интернета?

И опять неудача – даже интернет, оказывается, не является фактом их повседневной жизни.

Задаю совсем простой вопрос:

- А чем вы занимаетесь и чем интересуетесь в свободное время?

С последних рядов юношеский голос:

-Да нечем заняться здесь..Погуляли по парку, сходили на реку и все..Скучно..

Взрослые, педагоги, мы ведь теряем детей. Равнодушие к окружающей действительности, отсутствие интереса к жизни вообще и к ее проявлениям в частности  ведет в никуда.. Подспудно зреющая неудовлетворенность собственной жизнью, отсутствие дела, на которое не  жаль сил, времени, энергии,  выливаются в протест, в бунт.. И дай Бог, не в тот, что описал Шишков и Пушкин.. Возможно, я ошибаюсь.. Возможно, все не так катастрофично, и  эти будущие медики состоятся профессионально, и я просто сгущаю краски..

Но как бы то ни было, демонстрация возможных ресурсов, создание которых является сутью той работы, которая предлагается в проекте,  вызывает интерес.  Создание пазлов, кроссвордов, лент времени, комиксов вместо пересказа, заполнения таблицы, тестирования в качестве учебной работы, как оказывается,  для студентов, которых никто не освобождал от изучения истории и литературы, предпочтительнее.

Но тут у педагогов появляется скепсис в глазах.. И это бОльшая проблема.. Пока учитель работает только за зарплату, делая вид, что не на него возложена миссия  - создать то будущее, в котором мы будем жить – дело с мертвой точки не сдвинется. Убедить детей, что учиться можно интересно, весело, приносить пользу уже сейчас, а не когда – нибудь потом – дело сложное, но возможное. А вот убедить учителя, что он не имеет права работать по -  старому, используя традиционные формы,  обучая класс, а не каждого лично… О,  разгрузить вагон с углем, наверное, легче..

Но я продолжаю верить, что мы не безнадежны. И такие встречи позволят нашим педагогам увидеть и новые формы работы , и новые перспективы..

Но продолжим.. Феркель, Елена и Марина Владимировна появляются ровно в тот момент, когда мы с интересом разглядываем интерактивные презентации, кроссворды, ментальные карты и видео, созданные в рамках подобного проекта  (посмотреть можно здесь). И получают аудиторию уже тепленькую. И на подготовленную почву ложится рассказ о четырех сумасшедших, которые поехали по следам Пугачева и рассказывают всем, кто встретиться им  по дороге, о своих открытиях..

В конце – уже традиционный вопрос: Пугачев - герой или антигерой?.. Наши аргументы я приберегу для итогового анализа.

Вам же, моим читателям, предлагаю пролистать самые последние страницы пушкинской...нет, не  хрестоматийной «Капитанской дочки»,  а «Истории Пугачева», внимательно прочесть список замученных и убитых, а также познакомиться – если не знакомы – со статьей Марины Цветаевой.. Даже эти два источника заставят вас засомневаться в незыблемости привычных оценок.

Но встреча закончена. Взрослые остаются, дети убегают – у них свои дела. Привычные оправдания: жаль, что не подготовленную аудиторию вам привели. Жаль, что учителей мало на вашей встрече. Жаль, что времени мало на встречу, и не в формате мастер – класса, например.. Что ж, это продуктивный результат.. (чуть забегая вперед, открою секрет.. После того, как мы выехали из Белорецка и уже  почти подъехали  к Оренбургу, нам позвонила чиновник из местного управления образования.. Контекст вопросов показался странным: не вернемся ли мы, чтобы встретиться с правильной аудиторией? Почему это мы ничего не просили, в смысле – денег, за свою просветительскую работу? Сожалела, что все всё перепутали и не тех прислали на встречу с такими интересными людьми..

Приглашайте еще! smiley Приедем.

Чем еще запомнился Белорецк?

Чистотой и отсутствием суеты, свойственной мегаполисам.

 

 Лозунгами и памятниками  из прошлой жизни.

Старинной водонапорной башней - визитной карточкой города.

Обалденно вкусной и потрясающе креативной колбасой из трех сортов мяса.

 

Стражами порядка, которые чуть не арестовали нашу Леночку и Владлена Борисовича, снимавших на фотокамеру все подряд (об этом можно прочесть в третьей части поэмы Владлена Борисовича)

Отдыхаем, ночуем еще одну ночь. Завтра нас ждет «город на реке Орь» - Оренбург.

Мы едем по следам нашего героя – Емельяна Пугачева...


 


 

Сегодня знаменательный день. Сегодня  Емельян Пугачев объявил о себе как о царе Петре  III и обнародовал, как бы сейчас сказали, свой первый манифест. Объявил себя  борцом за дело обиженных и оскорбленных и прошел точку невозврата, вышел на тропу разбоя и преступления.

Наш сегодняшний маршрут тоже не традиционен: мы ни с кем не встречаемся, мы просто едем. Едем вслед за Емельяном Пугачевым и его все пополняющейся армией в Оренбург.

Планы такие: быстренько доехать до Оренбурга и посетить все музеи, в которых есть экспозиции, посвященные интересующей нас теме.

В  9 завтрак, в 10 выезд..  5 часов – ну это максимум!:)), и мы в Оренбурге..

По дороге читаем вслух книгу, которую нам подарили  библиотекари Белорецка  - сборник стихов белорецких поэтов. Пытаемся понять, кем для белоречан является Пугачев  и как они  оценивают пугачевское восстание..Но это отдельный анализ надо писать, думаю, сделаю это, но чуть позднее..

Итак, мы бодры, сыты и выспались, полны надежд на  быструю легкую дорогу в приятной компании..Но было бы странно, если бы  за все время нашего путешествия с нами не случилось бы чего – нибудь такого, чисто русского…

Едем. Недалеко Верхний Авзян – деревня, в которой находился один из заводов, которые курировал  знаменитый Хлопуша, правая рука Пугачева, его министр по промышленности и вооружению, так сказать.. Как не заехать?..

Заехали. Купили свежайшего местного хлеба,  курганского молока (а свое где, местное?...) Покатались по деревне. Полюбовались на развалины (не с тех ли времен?..)

Попереживали за закрытую библиотеку (как потом выяснилось, она теперь в другом месте села  работает).

Не рискнули подъехать по крутой дороге к местной церкви, полюбовались издали.

 

 Никаких Петрово – Авзянских заводов времен Пугачева нет и в помине. Да и то сказать, сколько времени прошло.. Местная продавщица с трудом вспоминает имя Пугачева.. Вот это уже печально.. Но, может, тоже приезжая сильно издалека?...

Ну хватит местных достопримечательностей, пора на трассу.. Есть две дороги – короткая, но плохая, и длинная, но хорошая. 80 км и 300 км. Как вы думаете, какую мы выбрали?..

Можете не сомневатьсяsmiley Конечно, ту, что покороче.. Мы же русские люди,  и ничто пугачевское нам не чуждо:))

Но кто же знал, что она настолько плохая?..  (на предыдущем фото мы в начале этого пути..Дальше - грязь, в горку, по колее лесовоза)....Мне бы, жене профессионального водителя, изъездившего всю страну на бортовом УАЗе,  попадавшей вместе с ним во всякие дорожные приключения,  встрять бы   в спор Феркеля – штурмана и Волковой – водителя…Не случилось – у меня еще был доступ в  интернет на ноутбуке,  да еще Феркель дал мне почитать Пьера Паскаля "Пугачевский бунт".. Вообщем, мне было не до их  их разговоровsmiley

Думаю, наше счастье, что в тот момент, когда мы уже решили поворачивать назад, нам встретилась бригада рабочих (между прочим, они тянули интернет в дальние деревни Башкирииsmiley.) Они наши иллюзии рассеяли окончательно и посоветовали не искать на свою голову дальнейших приключений и ехать как все люди – по дороге, а не  в направлении..

Конечная точка, до которой нам советовали добраться – Мраково, а за ним уже и трасса Уфа – Оренбург.. Едем. Предполагаем, что до Мраково рукой подать..

Восхищаемся красотами. А посмотреть есть на что, без иронии..

Сумасшедшая нереальная красота!

Никогда не была в Башкирии раньше! Никогда не видела Уральские горы в таком разноцветье..

 

Время 12,13,14… А Мраково все нет. И изредка попадающихся башкирских деревнях уточняем – едем в Мраково? Да, в Мраково.. Сколько до него? Км 120…

Тихо выпадаем в осадок… Едем еще километров 30..Опять спрашиваем –  в Мраково правильно едем? Правильно.. Сколько до него? Недалеко, км 130…Это поистине сказочная страна – чем дольше едешь, чем дальше от пункта назначения..  Вспоминается знаменитое – а кто эти километры считал?..

И как считал? По – русски? По  - башкирски?. Если по – русски, то шансов выбраться нет никакихsmiley

Философствования относительно того – а как пугачевцы тут ориентировались?  - сменяются грустными раздумьями – а во сколько мы сможем сегодня попасть в дом и под крышу?.. (у нас есть навигатор, но его, похоже, заколдовали, и он завис насмерть…)

 

Но вот оно, Мраково!!!! Оплот цивилизации!!! Здесь даже есть свой автодром,  заправка, магазин, кемпинг и еще  много всяких приятных для городского жителя примет!!!!

В музеи нам уже не попасть, поэтому  выстраиваем  новый маршрут: Мраково – Соль-Илецк. Эх, еще 200 км. Но это уже асфальт, трасса, люди. И просыпается навигатор! И так уверенно начинает тарахтеть: поверните налево, поверните направо, двигайтесь прямо... Что с ним было? В заповодных местах связь не работает, интернета нет, и спутник недоступен..

Очередные фантазии: а что мы можем без всех этих навигаторов, телефонов, интернета, машины, электричества?.. Что остается?..  Как бы я чувствовала  себя 240 лет назад? С кем бы была?..Похоже, накапливающаяся усталость дает о себе знать.. Все чаще вспоминаешь дом, близких..  И уже хочется домой.. Но нас ждут. Ждут в Соль - Илецке, Магнитке, Троицке.

В надвигающихся сумерках проскакиваем Оренбург (эх, так и не увидели толком ничего!!)  В полной темноте, под дождем  въезжаем в Соль – Илецк..

Обсуждать  программу на завтра, пить чай и раскладывать сумку  - сил нет. Спать. Все –утром…



Просыпаемся и оглядываемся: где мы, как тут оказались и кто нас встречаетsmiley

А встречает нас очень приятный человек – Фаиза  Халиловна,  сотрудник местной библиотеки, а по совместительству  - хозяйка семейной гостиницы. Как оказалось, в городе очень развит этот вид предпринимательства. Очень многие жители  пускают постояльцев к себе в дом, поскольку Соль – Илецк, маленький, всего  27 тысяч  жителей городок на юге Оренбургской области, – это курорт. И привлекает  в этот  город туристов из России и других стран слава его целебных соленых озер, которые не уступают по своим целебным свойствам известному Мертвому морю, а по некоторым позициям - и превосходят его.

 

Что у нас запланировано здесь?

Сначала решение бытовых проблем: машина обросла грязью, и ее надо помыть. Вторая бытовая задача –  шопинг по местным сувенирным лавкам (Пугачев Пугачевым, но дома остались родные и близкие, которым хоть как - то надо компенсировать почти двухнедельное отсутствиеsmiley и конечно, знаменитый арбузный рынок, но об этом позднее.

 

А встреч запланировано две:

местная библиотека и встреча со смешанной группой – читатели, библиотекари, учителя,  и посещение местного краеведческого музея с инспекцией относительно краеведческих материалов о роли Соль – Илецка в восстании.

Как известно, сам Пугачев здесь не бывал, здесь орудовал его ближайший соратник – А.Соколов, известный Хлопуша. Поэтому жаждем узнать про этого Хлопушу – фигуру не менее загадочную и интересную, чем сам Пугачев.

Итак, к 10 часам  машина помыта, сувениры отложены на потом, можно собираться на встречу с читателями

 

Небольшой уютный зал библиотеки, смешанная аудитория, шикарный интернет (к слову сказать, во всех библиотеках, в которых мы выступали, очень и очень приличная связь и уверенный прием. Кроме этого, шикарные интерьеры, богатые фонды, во многих – мультимедийные залы... Похоже, что мое представление о библиотеках, как о сиротках в бюджетной иерархии, ошибочно…И современная библиотека – это мощный ресурс для образовательной системы. Нам просто надо найти больше точек соприкосновения и контактов..)

Идем по накатанной программе. Неожиданно много вопросов, хотя они, конечно, ожидаемы: как оценивать происходящее? герой или антигерой Пугачев?  Какую версию правильнее преподносить детям?.. Сообща приходим к выводу: задача педагога, того человека, который ведет ребенка по лабиринтам  отечественной истории  – продемонстрировать разные версии, познакомить с разными точками зрения.

 

Вместе листаем с учащимися и учителями последние страницы исследования Пушкина  «История Пугачева». Не только учащиеся, но и учителя по – новому прочитывают эти страницы с перечислением замученных и убитых восставшими, среди которых полно женщин, стариков, детей, в том числе младенцев. Они –то  при чем?...

 

Впервые именно в Соль-Илецке все вместе задумываемся над эпитетом «крестьянская война». Южный Урал и Башкирия – это не крестьянский регион. И это все есть у  Пушкина, Шишкова, Паскаля… К Пугачеву примыкают  обиженные российским правительством башкиры, изнуренные  тяжелой работой работные люди, приписанные к уральским заводам, казаки, желающие возвращения своих исконных  прав, которые  при Екатерине медленно, но верно умаляются… Не крестьяне.. И начинаешь задумываться, что верить написанному  надо не всегда, надо уметь читать и анализировать..

Содержательный получается разговор.. Теплым  оказывается расставание.. Местные библиотекари просто забрасывают нас подарками,   причем это не просто памятные сувениры, которые всегда приятно получать, но и вполне материальные и съедобные – мы загружаем  полную машину арбузов, которые  являются местной знаменитостью,  и за которыми сюда со всей страны приезжают. Оказывается, даже  проводится фестиваль, который так и называется «Соль - Илецкий арбуз»,  о котором местные жители могут говорить часами, поскольку это одно  из самых ярких событий в жизни небольшого городка..

 

Но перемещаемся в музей.

 

Сотрудники нас разочаровывают: экспозиции, посвященной восстанию Пугачева, нет. Есть потрясающе красивые  и интересные инсталляции, посвященные разработке соляных шахт, появлению курорта,  этнографические экспонаты: юрта кочевников, национальные костюмы, есть экспозиция, посвященная дореволюционной жизни  города, интересные стенды, посвященные истории советского периода – мне даже разрешили полистать учебник русского языка для 1 класса 1957 года изданияsmiley,  а про Пугачева – ни слова..

 

Пытаем местных хранителей  - как же так?.. Одна из причин – нет ни одной вещи, ни одного артефакта, сохранившегося с тех времен…Или не искали? Или все, что так или иначе связано с историей Пугачева, сохраняется в другом месте – например, в Оренбурге? Или это следствие активного уничтожения Екатериной  всего, что связано с Пугачевым (общеизвестным является факт, что даже реку Яик, на которой зародилось восстание, приказано было переименовать, а станицу Зимовейскую, в которой родился Пугачев, велено было  перенести на другое место, чтобы и памяти о ней не осталось?...

Вопросы, вопросы… Исследователи оренбургские, обращаемся к вам  -  как сохраняется история об этих событиях в ваших краях? Ведь осада Оренбурга, разорение илецкого соленого промысла Хлопушей – одна из самых ярких  страниц пугачевского восстания..

Справедливости ради надо сказать, что музей ведет активную издательскую деятельность, и в одном из изданий, подаренных нам на прощание, -  «Посещение Илецкой Защиты», есть страницы, посвященные этому этапу восстания.

Как видите,  оценка действий восставших  - отрицательна в целом, но  сам предводитель предстает перед читателем как мудрый государственный деятель, который радеет  о процветании края и преумножении казны...

Здесь написано следующее:

Знаменитое произведение Рычкова - "Летопись", приложенная впоследствии к "Истории Пугачева" А.С.Пушкина  как документальный источник, наиболее достоверно передает события крестьянской войны1773 - 74 годов в Оренбургском крае и не оставляет без внимания события, связанные с разорением Илецкого соляного промысла сподвижником  Пугачева Хлопушей.

События февраля 1774 года Рычков передает со слов казака Жмуркина, находившегося в момент налета в крепости: "Злодеи в Илецкой  Защите приступ сделали на рассвете дня; во время утрени подошли они с той  стороны, где добывание соли происходит. Крепостью овладели почти  без единого выстрела, находившаяся там команда долго обороняться не смогла. Командовавший в крепости  капитан Вирачев и его подпоручик были убиты. Пощадили капитана Ядринцева , "хотя- де и намерены они были повесить, но тамошние своекоштные предводителя их ссылочного Хлопушу упросили, а особливо уговорили его к тому жена и сын оного Хлопуши, давно уже в той Защите жившие, оставить его живым, почему он и не умерщвлен, а потом остригши ему Ядринцеву волосы по-казаци велел -де он Хлопуша быть ему там атаманом или сотником" 

Ссыльных рабочих освободили, раздали им хлеб, имевшийся в местных магазинах.Регулярную команду в количестве 70 человеки 120 казаков забрали к себе в Берду.

Так же в "Летописи" сказано, , что, когда Пугачев вернулся и узнал о проделке своего любимца и сподвижника Хлопуши, он был крайне возмущен "весьма злобился за то, для чего без его ведома и приказа его сие место разорили, к чему он никогда намерения не имел, почитая его нужным государственным делом". И это естественно, так как Пугачев мнил себя государем, а какойже царь позволит разорять государственный промысел и наносить урон казне?

Вот вам  и оценки происходящих событий..

 

Ну что ж, официальная часть закончена, рабочий день тоже.. Да и то сказать, суббота – можно уже и отдохнуть…  Есть возможность погулять по городу, пофотографировать местные достопримечательности, пробежать по магазинам (рекомендуют, конечно же, казахскую контрабанду – чай, алкоголь, изделия пухового промысла, ну и арбузы – куда же без нихsmiley

 

Вечер быстро проходит в беседах, рефлексии по поводу произошедшего за день и поедании арбузов. Параллельно листаем буклеты, подаренные нам музейщиками. В одной из брошюр - карта города. Наверное, единственный город, в котором есть перекресток двух улиц - Пугачевской  и Разина..Перекресток истории..

 

Почти ночью удается обуздать интернет – он почти летает, и я успеваю еще и свои прямые обязанности выполнить – сформировать очередные группы на курсы повышения квалификации в родном Центре,  проверить пару – тройку сочинений и творческих работ, которые присылают мои десяти  - и одиннадцатикласники, Феркель пишет очередное продолжение нашей поэмы.  Завтра мы двигаемся в сторону дома – обратно в Челябинскую область. Нас ждет Магнитогорск. И очень обширная программа, как оказалось…

P.S.Главное, арбузы упихать в машинуsmiley Но Владлен Борисович справится. Сейчас эту головоломку с сумками решит,  и пойдет очередную главу поэмы писать:))



 

 

Едем в Магнитогорск.

Прощай, Оренбургская область, здравствуй, родной регион!

За почти неделю путешествия начинает уже ощущаться  усталость, тоска по дому и стирается новизна от дорожных картин, тем более, если перегон – больше 500 км..

Но глаз в очередной раз замечает красоту окружающих пейзажей..

 

О

 

 

 

Опять эти странные церкви с портиками, как у греческих храмов  -откуда они на Урале??..

Но тем не менее  мы полны энтузиазма, всю дорогу обсуждаем  поступки Пугачева, комментируем Пьера Паскаля и его исследование – достаточно интересное, рекомендуем..  Магнитка, в которую мы едем, была Пугачевым взята в двадцатых числа мая 1774 года, он был ранет там в правую (?) руку.. Для Магнитогорска восстание Пугачева  - одно из знаковых событий, учитывая очень недолгую историю этого города.. Но посмотрим, как это событие живет в памяти города....

Приезжаем вечером. Селимся – вы будете смеяться! – в Доме артистов цирка.

Но дорога требует средств, основные расходы несет на себе Марина Владимировна и ее издательство, поэтому стоит экономить. А здесь – очень и очень бюджетный вариант, рекомендуем! Сервис советский, но вода горячая есть, в гостинице не холодно, каждый двухместный номер - отдельная хрущевка с кухней, санузлом,  а что еще надо путешественнику, для которого главное  -  люди и встречи!

 

Несмотря на то, что основные встречи будут завтра, сегодня вечером – очень важное мероприятие. Мы идем в гости к Римме Андрияновне Дышаленковой, известной поэтессе.

Всю дорогу она была с нами – ее портрет 1996 года, написанный Анной Бутаковой, челябинским художником, мы везли в машине, бережно охраняя от всех дорожных перипетий..

Поэтесса нас ждала, но  наличие портрета ее пугает, она не очень хорошо себя чувствует, и первые слова приветствия немного  формальны..Но потом завязывается интересный разговор,

Марина Владимировна и Римма Андрияновна обсуждают свои издетельские дела, а у меня есть возможность познакомиться со свеженьким изданием – трехтомником поэтессы, изданным к юбилею.. Успеваю прочесть пару рассказов с большим интересом  (жизненная история «Людмила и Констанитин» трогает прямо до слез…) И вдруг натыкаюсь на небольшое  эссе по интересующей нас теме..

 

Разговор переходит в сторону пугачевского бунта, этой  яркой страницы истории Магнитогорска.. Римма Андрияновна  высказывается по этому поводу следующим образом: внутри каждого мужчины есть потенциал, который спит до поры до времени и при определенных условиях разгорается огнем, огнем гнева..И этот огонь очень силен, его невозможно потушить простыми средствами, он неуправляем.. И  это главное отличие мужчин от женчин..Такой гендерный подход к истокам восстания нами не рассматривался раньше.. С  интересом обсуждаем взгляд Пушкина на восстание Пугачева, существующие на сегодняшний день оценки.. Вечер проходит незаметно..

Прощаемся уже в десятом часу …Завтра новые встречи, пора прощаться и расходится.

P.S,Не забывайте знакомиться с новыми главами  поэмы Владлена Борисовича о нашем путешествии



 

 

Наша работа в Магнитогорске начинается с посещения школы. Как водится, мы поплутали по дворам, пока добрались до местаsmiley

Дело не ладится с самого начала: у детей, которые приглашены на встречу, репетиция концерта ко Дню учителя, и мы со своим разговором о Пугачеве вклиниваемся как раз между двумя частями такой репетиции, и естественно, ребята воспринимают нас как досадную помеху.  Компьютер не подключен, интернета нет, экран далеко, изображение маленькое и нечеткое, в окна светит яркое солнце, что ситуацию не улучшает.. Учитель информатики, который мог бы нам помочь, далеко, за ним надо идти… В общем, в очередной раз убеждаешься, что организация таких встреч должна быть проработана во всех деталях..

 

Приходится надеяться только на собственные ресурсы и на дружеское плечо коллег. Хотя сказать, что учащимся безразлично  то, о чем мы  рассказываем, наверное, нельзя..  Все  - таки и вопросы были,  да и  использование интернета в изучении истории и литературы вызывает у них интерес..

Но тут без поддержки учителей не обойтись.. А они особой активности не проявили, жаль..

 

 

Но есть и хорошие новости. Именно в Магнитогорске к нашей немногочисленной  компании присоединяются  новые люди – учителя из поселка Агаповка, под Магнитогорском, которые заинтересовались нашим проектом. Здорово, что есть люди, которые самостоятельно, и без внешнего принуждения готовы учиться, перенимать новый  опыт.

Наша встреча получилась полезной: мы обсудили достоинства и недостатки предложенной формы работы, поговорили о перспективах такой работы, возможное сотрудничество.

Спасибо вам, коллеги, за поддержку!

После школы мы направляемся в Магнитогорский  государственный университет, в котором нас ждет главный хранитель музея истории университета Гончарова Галина Ивановна.

И тут нас ждут сюрпризы – один за другим!

Во – первых, мы встречаемся с блестящим примером настоящего подвижничества и самоотверженности. Чувствуется, что сохранение истории родного края – это дело всей жизни Галины Ивановны. Слышали бы вы, как она рассказывала об экспонатах своего музея! С какой любовью она перечисляла  и описывала каждую  вещь в музее! С какой болью делилась с нами проблемой: не так давно разрушен дом, в котором по преданию останавливался Емельян Пугачев – разобрали по бревнышку историческую реликвию, и сделать уже ничего нельзя!.. Рассказ о музее и предметах, которые в нем сохраняются требует отдельного репортажа. Может быть, кто – то из магнитогорцев расскажет об этих реликвиях в этом или подобном проекте..

 

Следующий сюрприз  - встреча со студентами филологами, первокурсниками. Неожиданно, но важно и приятно.  К  тому же, Галина Ивановна – гений организации!  За 15 минут найдена аудитория с техникой и интернетом,  собеседование с деканом проходит успешно, студенты, точнее, студентки, в нашем распоряжении на целую пару. Невероятная удача! Мы можем привлечь на нашу сторону будущих учителей, журналистов, ученых, рассказать им о нашем проекте и  предложить им участие! Здорово! Спасибо, Галина Ивановна!

Одна из самых продуктивных встреч за все время проекта. Публика заинтересована, хотя и не сильно отличается в смысле  исторической и литературной подготовки от учащихся старших классов. Ну да ведь эти студентки студентами являются всего один месяц, простительноsmiley

 

Заканчиваем разговор, ненадолго заезжаем в центральную библиотеку Магнитогорска по библиотечным делам Марины Владимировны и едем дальше.

Наш следующий визит – в краеведческий музей Магнитогорска.

И опять сюрприз. Великолепная экспозиция, посвященная нашему герою, очень интересный и грамотный экскурсовод - Старикова Галина Ильинична, заведующий отделом археологии и религии, с четкой позицией относительно пугачевского бунта: Пугачев – государственный преступник, ставший причиной гибели огромного количества невинных людей.

 

В качестве доказательства – одно из последних поступлений в музей – копии Духовной росписи Магнитогорской крепости. Принято считать среди погибших Магнитогорской крепости  только  100 человек защитников. На самом деле среди погибших  - старики, женщины и дети, члены семей этих защитников..

 

Уникальный экспонат есть в музее – огромное полотно, на котором запечатлен момент боя повстанцев с защитниками крепости. Известна фамилия художникам – Воскресенский. Но кроме фамилии – ничего: ни имени, ни даты написания, ни истории создания.. Исследователи, непаханое поле   для работы!

 

 

Напоследок  - небольшая экскурсия по городу, визит к известному монументу «Тыл – фронту». Колоссальная вещь! Ни разу не видела этот памятник воочию, впечатляет!

Жаль, не удается сфотографироваться у знаменитой ручьевской  Палатки: время подгоняет, нам надо ехать в Троицк!..



 

 

К Троицку мы подъехали уже к сумерках. Долго искали свободную гостиницу, пока уже в 10 часу ночи  не остановились в очень миленьком, но дорогом месте на краю города.

Утром мы видим на крыше машины снег! Все, осень заканчивается...Судя по историческим материалам, зима в 1773 году тоже была ранняя - в 20 числах октября уже были морозы..Бедные повстанцы! Холодно, холодно, холодно! Это какие же волю и веру надо иметь, чтобы не забраться на ближайшую печь, а идти дальше...

Но работаем.

С утра нас ждала грандиозная программа, побывать везде самой  не удалось, поэтому буду рассказывать, опираясь не только на личные впечатления, но и на впечатления попутчиков.

Моя первая встреча – мастер - класс по созданию и сопровождению интернет - представительств для учителей – предметников.

Проводим в одном из лицеев города. Первая неудача: формат мастер – класса невозможен, поскольку сеть компьютерного класса жестоко зафильтрована. Просто наглухо! Интернет есть, но выйти никуда нельзя. Причина – банальна до невозможности: системный администратор закрыл выход везде, поскольку закончилась лицензия на продление антивирусной программы. Все школы страшно боятся прокуратуры, использовать свободные продукты не будут, а на платные денег нет.. Вот так все грустно! Я оставляю за скобками вопрос о том, как ведется образовательный процесс в этом случае..

Но на учительском столе интернет посвободнее. Выйти в интернет возможно, хотя тоже не везде. Ну, значит будет семинар.

На встрече 22 человека из почти всех школ города. Интересуюсь выбором темы семинара, поскольку мы предлагали встречающей стороне достаточно большой список тем для работы с учителями. Ответ такой: при аттестации наличие своего сайта или блога является обязательным, поэтому надо иметь представление, с какого края к этой работе подступиться. Ну что же, все понятно, начнем.

Мы проговорили 2 часа без перерыва. Список тех ресурсов, которые обсуждали и смотрели, здесь  Я рассказала о типах интернет – представительств, программных средах, бесплатных конструкторах. Привела примеры использования блогов и сайтов в образовательном процессе. Вся эта информация оказалась совсем незнакомой присутствующим, слушали с интересом, но вопрос по существу задали только один: где взять время на это при огромной нагрузке, существующей сегодня у работающего на 2 -1,5 ставки учителя, ведущего 1, а то и 2 классных руководства… Вопрос про время возникает постоянно на таких встречах, но здесь могу сказать только одно: чем больше тянете с освоением технологий, тем дольше будете тратить драгоценное время на выполнение рутинных процедур, все увеличивающихся. Конечно, первые шаги трудны, конечно, первоначальный этап освоения увеличивает и без того большую нагрузку. Но когда вы умеете быстро проинформировать большое количество людей  при помощи электронной рассылки или объявления на блоге, а не записывая каждому в дневник в старинке, - эффект выше. Я уж молчу про перспективы, связанные с мониторингами и всевозможными табличными анализами, когда при помощи, например, гугловских форм, сбор информации по времени проходит в десятки раз быстрее! Но тут выбор каждый делает сам: мучиться от все увеличивающегося вала работы, связанного с информационной обработкой, или потратить время на изучение новых технологий, чтобы легко и приятно работать..

Были вопросы, связанные с использованием электронных журналов. Показала, как это работает в Челябинске.. Думаю, будем сотрудничать!

Но встреча наша закончена. Вот такие комментарии оставили мои слушатели. Огромное спасибо за добрые слова! Рада, что наша встреча оказалась полезной. Готова сотрудничать и дальше!

 

Меня забирают и увозят в местный краеведческий музей, где уже работают мои коллеги.

Попутно выясняю, что с утра они уже успешно поработали в Троицкой ветеринарной академии, провели настоящую конференцию, на которой выступали представители Троицка.

А еще у нас очередное увеличение участников автопробега – к нам присоединилась целая делегация из челябинской школы № 15. Семейные экипажи в составе 4 взрослых и 8 учащихся 5 класса приехали, чтобы поддержать наш автопробег! Это самый замечательный результат – такое живое изучение истории..

Вместе с нашими земляками мы побывали на экскурсии, которую для нас провели сотрудники музея, познакомились с экспозицией, посвященной восстанию Пугачева, увидели некоторые уникальные документы и материалы.

 

И здесь нас поджидал очередной сюрприз: две недели назад сотрудники музея получили из Петербурга целую коллекцию набросков и эскизов к первому изданию романа В.Я.Шишкова художника Владимира Бескаравайного. Вот это удача!! Надеюсь, среди троичан найдутся коллеги, которые с этим материалом примут участие в нашем проекте.

Кроме материалов по пугачевскому восстанию в музее много и других экспонатов.

Дети с интересом рассматривают оружие, стенды с бытовыми предметами. Меня привлекает дневник ученика 1918 года.

Бог ты мой, он один в один повторяет дневник современного школьника! Почти сто лет прошло! Мир несколько раз изменился, а школа твердо держится за классно – урочную системуsmiley

После экскурсии обед в ресторане, который расположился в очень красивом особняке XIX века.

Жаль, нет ни одного кадра интерьера. Так и представляешь себе, как в этом ресторане собирались купцы обсуждать свои торговые дела… Очень колоритное место!

Дальше мы опять делимся на две части. Я и Владлен Борисович направляемся с рейдом по школьным музеям, а Марина Владимировна – на встречу с читателями и библиотекарями.

 

Школьные музеи, в которых нам удалось побывать, являют собой пример настоящего служения своему делу и искреннего желания сохранить память о прошлом. Замечательные экспонаты, глубокая работа, неравнодушные учителя! Спасибо вам за такую замечательную экскурсию!

В последнем музее мы видим пример информационного источника, который в советский период работал на создание того, как бы сейчас сказали, имиджа Пугачева - освободителя, который сформировался после октябрьской революции. Ни для кого не секрет, xnо сразу после востания даже память о Пугачеве и его восстаниии тщательно умалчивалась..

Но программа не исчерпана. Нас ждет еще Пугачевская пещера и Свято – Троицкий монастырь, который по преданию помнит ядра пугачевских пушек.

 

Что ж, наше путешествие подходит к концу.

Последнее фото на память на фоне верного четырехколесного друга.

Завтра мы будем дома. Еще предстоит большая работа по обработке и анализу собранного материала, но вот этот путевой дневник уже закончен. Мне еще предстоит разобраться с гаммой эмоций и впечатлений, о которых обязательно напишу.

Но последние слова – слова благодарности - я бы хотела выразить Марине Владимировне Волковой, без которой бы не было ни этого проекта, ни этого путешествия.

Как сказал поэт, гвозди бы делать из этих людей! Потрясающая работоспособность, выдержка, удивительное чувство юмора, личное обаяние и уникальные коммуникативные качества– вот что бы я отметила, если бы меня попросили рассказать об этом человеке.

Спасибо, Марина Владимировна! Спасибо за новые впечатления, за новые знакомства, за новые города! Буду рада поддержать вас в любом вашем начинании! Вы – настоящий партнер и друг!

Спасибо всем, кто встречал нас в Златоусте, Сатке, Чебаркуле, Белорецке, Соль - Илецке, Магнитогорске и Троицке. Я завожу отдельную страницу, на которой все участники нашего автопробега будут поименованы лично!

Спасибо и вам, читатели моего дневника! Ждем ваших комментариев в итоговом форуме проекта!



 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: