Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Ответов - 40
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25765
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 недель 1 день назад.

Уважаемые коллеги!

Этот форум создан для обсуждения проблем преподавания русского языка и литературы в школе.

Круг проблем, обозначенных Вами, будет взят за основу для планирования работы предметного РМО.

С уважением, Антонина Александровна

Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25765
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 недель 1 день назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Александра Павловна, спасибо за Ваше мнение. Во многом я с Вами согласна, мы живем в сложном мире, что, несомненно, интересно, но и проблематично. Понятно, что под языковые среды учащиеся подстраиваются, но наша задача формировать на уроках неприятие сред, которые далеко уходят от "норматива" . Какие формы и методы работы используете Вы для этого?

С уважением, Антонина Александровна

Людмила Семёновна Кольцова
На сайте с: 20/09/2009
Баллы: 14
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 19 недель назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

                                       В изученных статьях сквозная мысль:  образование сегодня должно быть личностно - ориентированным.  ЗУНы  рассматриваются как средство достижения полноценного развития личности.  Иначе и  быть не может: это требование  нашего времени.

Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25765
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 недель 1 день назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Людмила Семеновна, Вы совершенно верно отметили современные тенденции  в преподавании русского языка. Думаю, у Вас и педагогов Печорской гимназии накоплен немалый опыт работы по личностно-ориентированному обучению. Прошу Вас поделиться этими материалами на страницах нашего сообщества .

С уважением, Антонина Александровна

Марина Викторовна Васильева
Фото пользователя Марина Викторовна Васильева
На сайте с: 31/10/2008
Баллы: 258
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 19 недель назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Уважаемая Людмила Семеновна, несомненно, современное обучение должно быть ориентировано на личностные возможности каждого ребенка. Как говорят японцы: "Все дети - разные. Но в каждом ребенке - Бог".

Предложенные выше статьи в полной мере отражают идеи компетентностного подхода в обучении:     ЗНАНИЯ -УМЕНИЯ (ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ И НАДПРЕДМЕТНЫЕ(общеучебные)) - КОМПЕТНЦИИ (умение применить знания  на практике и в разных ситуациях). Здесь как раз и необходим индивидуальный, личностный подход.

Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 20:27).
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25765
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 недель 1 день назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Любовь Николаевна, вот по поводу "объекта современного образования" давайте поразмышляем.  Обратите внимание на цитату:

"Ментально—образовательная реформа ставит перед словесниками принципиально новые задачи: ориентация на установки и потребности личности. В центре образовательной парадигмы — личность, сознающая уникальность своего "бытия, развивающаяся по своим внутренним мотивам, самостроящая и конституирующая себя на свободной этической основе". В данной парадигме  все-таки речь идет о субъект-субъектном взаимодействии, не так ли?

Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, вс, 27/09/2009 - 19:20).

С уважением, Антонина Александровна

Анна Михайловна Терашкевич
Фото пользователя Анна Михайловна Терашкевич
На сайте с: 15/06/2009
Баллы: 90
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 days 1 час назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

В понимании многих детей – язык это что-то скучное, связанное с плохими оценками, с большим количеством труднозапоминаемых правил.

Долгое время, говоря о своем предмете, мы использовали такие штампы: «формирование навыков…, повышение уровня…» и т.п.  Мы, учителя, хотели и хотим результатов. Высоких баллов на экзаменах. Разве это плохо? Конечно же нет. Но в гонке за результатами мы сами забываем о том, что язык – это то, что объединяет народ.

К.Д. Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка».  А в церковно-славянском языке слово «бессловесный» было синонимом неодухотворённости, лишенности Духа. Именно поэтому  мы должны не просто учить, а внушать своим ученика, что говорить и писать неграмотно, неряшливо, грубо – это не только не культурно, но и безнравственно.

Нельзя не заметить, что огрубение нравов ведёт к огрубению словаря. Но ведь и чистый, высокий язык должен влиять на «среду обитания».

Таким образом, цель уроков языка должна сводиться к тому, что грамотность должна из главной и практически единственной цели обучения превратиться в средство для развития личности, приобщения её к культуре, многовековым ценностям.  

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Марина Викторовна Васильева
Фото пользователя Марина Викторовна Васильева
На сайте с: 31/10/2008
Баллы: 258
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 19 недель назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Уважаемая Анна Михайловна! Совершенно с Вами согласна. Цель преподавания русского языка в школе не должна сводиться только к "научению", в  потенциале самого языка заложена развивающая сущность.

Продолжая Вашу замечательную идею, приведу также замечательные слова К.Д. Ушинского. В   статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более!»

С уважением, М.В. Васильева

Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 20:31).
Татьяна Николаевна Лисица
Фото пользователя Татьяна Николаевна Лисица
На сайте с: 24/09/2009
Баллы: 486
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 23 weeks назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Я, как учитель с большим педагогическим стажем работы, считаю, что развитием личности ребёнка школа занималась всегда. Сегодня этой работе способствуют информационно-коммуникационные технологии и другие формы работы.Это позволяет более широко использовать индивидуальные особенности учеников, расширяются принципы свободного выбора ребёнка для подготовки к уроку. В современных условиях преподавания идет более успешно формирование коммуникативной компетенции ребёнка.

Комментарий был изменен с момента создания (asdTat, чт, 24/09/2009 - 16:29).
С уважением Татьяна Николаевна.
Ирина Викторовна Страшкова
Фото пользователя Ирина Викторовна Страшкова
На сайте с: 22/09/2009
Баллы: 20
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 лет 7 недель назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

 

Мне кажется, любое обучение будет создавать условия для развития личности, и, следовательно, оно будет являться  развивающим, личностно-ориентированным. В 21 веке повысить эффективность учебного процесса можно с помощью новейших современных технологий. Наверное сейчас уже любой учитель сначала выявляет уровень знаний ученика по предмету, затем строит сою работу с учётом индивидуальных особенностей. Или я ошибаюсь? Ребята сейчас немного «другие», внимание «включают», как только услышат что-то новое, когда чему-то удивятся, когда есть стимул…Любят не однотонный урок с учительскими догмами, а когда видят все на экране (коротко, красочно, ясно), слышат ( музыкальный фон, речь диктора), работают в группах (команды)…Им сразу хочется включиться в работу, самостоятельно решить поставленную задачу, самому найти ответ на необычный вопрос. А не об этом ли мечтают сегодня преподаватели русского языка и литературы?
На практике, конечно, встречаюсь с некоторыми проблемами преподавания. Особенно литературы. «Публика» не очень любит читать, предпочтение отдает брошюрам с кратким содержанием текста. Да и разные жанровые предпочтения у детей! А ведь есть слово «НАДО». Как жаль, что ЗА РАМКИ ПРОГРАММЫ уже редко когда выхожу, но…личностно-ориентированный подход мне в этом помогает! Кому-то написать доклад в радость – пожалуйста, кто-то с презентацией «на ТЫ» - без проблем, некоторые хотят глубокого самостоятельного исследования – с удовольствием… Но есть одно НО…Люблю давать непривычные, нештампованные темы, чтобы у ребят не было возможностей просто переписывать методические пособия, критические статьи.
Это лишь моё видение на поставленные вопросы-задания, с ним не обязательно соглашаться. Просто еще раз убедилась, что Открытый класс «затягивает» и обучает  одновременно…Спасибо!
Марина Викторовна Васильева
Фото пользователя Марина Викторовна Васильева
На сайте с: 31/10/2008
Баллы: 258
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 19 недель назад.
На: Основные проблемы преподавания русского языка и литературы

Уважаемая Ирина Викторовна! Проблемы, которые  Вы обозначили выше, приблизительно можно коротко сформулировать так:

1. не читают; 2. с трудом сосредотачиваются (внимание"включают" только...); 3. с удовольствие воспринимают всяческие развлекательные моменты на уроке ("коротко, красочно, с музыкой"). Я подумала, а не сами ли мы в этом виноваты? Не слишком ли мы упрощаем жизнь нашим детям? Сборники с "краткими" текстами - пожалуйста! не учебник - а презентация учителя - пожалуйста! Вместо серьёзной работы - игра. Конечно, во всем должна быть мера! Учитель не должен становиться аниматором, развлекающим детей...

Ирина Викторовна, в Вас я вижу вдумчивого, творческого педагога, способного найти правильный баланс, именно поэтому Вы совсем неравнодушно говорите о насущных проблемам филологического образования.

Я призываю вас,  уважаемые коллеги, к дискуссии на эту тему. Выскажите свое мнение в рамках нашего форума

 

Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 16:12).