Вы не зарегистрированы

Авторизация



. Урок литературы в 6 классе. "Степное путешествие." (по повести А.П.Чехова "Степь" ) Мастерство Чехова - стилиста.

Submitted by Риммочка Николаевна on пн, 19/10/2009 - 07:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кондрачук Римма Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №1 п.Солнечный , учитель.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1.Прочитать отрывок из повести "Степь" вслед за автором. 2.Анализируя текст, понять,в чем секрет мастерства писателя. 3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине,ее просторам.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Повесть "Степь" А.П.Чехова.

Используемое оборудование: 

Портрет писателя, степные пейзажи русских художников, стенд с рисунками  учащихся к повести.

                 Эпиграфы к уроку:

        "Голубчик Антон Павлович! Не мог оторваться, начавши читать. Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать не могу и никаких замечаний не могу сделать - кроме того. что я в безумном восторге..."

                                                      (А.Плещеев.)

        "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя..."

                                                       (А..Чехов.)

Краткое описание: 
Урок анализа отрывков из повести А.П.Чехова "Степь" с групповыми опережающими заданиями для учащихся.Урок нацелен на то, чтобы помочь учащимся увидеть мастерство Чехова - художника слова, быть, по определению писателя, "талантливыми читателями."

На доске проблемные вопросы:

    1.Какие чувства вызвало у вас "степное путешествие" ,проделанное вместе с Егорушкой?

     2.Чему  посвятил А.П.Чехов повесть "Степь, которой отдал свои "самые дорогие образы и картины"? В чем секрет мастерства писателя?

                                                    Ход урока  

I Вступительная часть.

1.)    Чтение  и комментирование эпиграфа к уроку. (слова А.Плещеева)

2.) Словарная работа: пейзаж - описание картин природы;   степь - безлесное,бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата (океан земли - метафорическое определение) 

3.)Вступительное слово учителя.

       Однообразные ровные степи,  "безотрадные и непривлекательные" , (по словам современника Чехова) писатель рисует волнующими словами. Он описал серую, усталую, однообразную выжженную степь,где каждая полумертвая травинка "страстно хочет жить", сбросить с себя гнет.,открыть миру свою потаенную силу и красоту, свое "богатство и вдохновение."

             Вот едет по степи маленький девятилетний Егорушка, которого везут в город, в гимназию.Он впервые уезжает из дома, впервые узнает степь. Он видит ее ранним утром ., когда "тихо, без хлопот принимается за работу солнце и степьсбрасывает с себя  утреннюю полутень, улыбается и сверкает росой", и в часы ее  "тихой задумчивой грусти," и ночью, когда "небо усыпано крупными звездами," и во время грозы.   По - своему, по - детски, всем своим существом чувствует Егорушка жизнь этой прекрасной, сказочной и непонятной ему степи.

            Чехов мечтал показать девятилетнему мальчику ( а вместе с ним и читателю) прекрасную Родину, древнюю легендарную степь. Писатель рассчитывал на душевную одаренность читателя, на его восприимчивость к красоте и поэзии. На то, что настоящий читатель будет вслушиваться в слова и образы, чтобы их услышать, будет всматриваться в нарисованные писателем картины, чтобы их увидеть. Все поймет и добавит недостающее сам.

 4.)Обращение ко второму эпиграфу: "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя..."

ii Работа с текстом.

1.) Переход к чтению текста и его анализу.

Вчитаемся же в текст и попытаемся отыскать секрет мастерства писателя.

Как удалось Чехову так описать природу степи, что мы чувствуем запахи,звуки, краски, рождающиеся на наших глазах?

2.)Работа в группах (с опорой на опережающее домашнее задание)

Задание 1-й группе:

 1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

  2.Подготовьте выразительное чтение.

   3.Ответьте на вопросы:

   Какие звуки вы услышали  в степи вместе с писателем?     Какие вы уловили запахи?    Что представляется в степи сквозь мглу? 

Задание 2-й группе:

 1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль. 

 2.Подготовьте выразительное чтение. 

 3.Ответьте на вопросы: 

  Какой становится степь при луне?    Каково в степи небо?    Какие автор использует эпитеты, сравнения, метафоры, чтобы описать небо и степь?   

  Задание 3-й группе

  1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

  2.Подготовьте выразительное чтение.

   3.Ответьте на вопросы:

  Какие чувства навевает степь?  Почему в этом счастливом состоянии чувствуется и тоска? Как чувствует себя в степи Егорушка? 

Задание 4-й группе. 

   1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.  

   2.Подготовьте выразительное чтение.

   3.Ответьте на вопросы,

Как изменилась степь с восходом солнца?   Найдите метафоры.  Что они помогают понять?    Как описывается древняя степь?  Какой представляется  Егорушке дорога?    

  3) Выступления учащихся по группам:     

1-я группа.

Краткий вывод: степь ночью прекрасна и полна жизни, несмотря на увядание. Ночью она оживает, освободившись от дневного зноя. "Легко вздыхает широкой грудью." Явственнее звуки и запахи. Однако сквозь мглу все представляется иным, теряет цвет и очертания. Наиболее яркие образы: "землю окутает мгла" (окружит со всех сторон); "запоздалые цветы" (слишком поздние, ведь все уже увядает, а они только расцвели, поэтому ясно, что они ненадолго); "истерический плач совы"(судорожный, нервный, раздражительный); "заливается дискантом"(длительно, с переливами, высоким детским голосом)

2-я группа.

Краткий вывод: степь при луне тоже прекрасна. Непонятная даль, причудливые образы, свежий прозрачный воздух. Все застыло, отдыхая от дневного жара. Природе "жаль утерять хоть одно мгновенье".Необъятная глубина и безграничность неба. Небо непонятное, ласковое, манит к себе, напоминает своей бесконечностью степь и говорит о краткости человеческой жизни. Постичь его глубину невозможно. как трудно постичь сущность жизни.  Наиболее яркие образы: "крик неуснувшей или бредившей птицы" (кричит что- то бессвязное, бессмысленное, неотвязное, болезненное); "причудливые образы" (замысловатые, таинственные) ; "небо глядит томно" (устало - нежно,расслабленно; истома - приятная расслабленность).

3-я группа.

Краткий  вывод:  душа  даёт  отклик  прекрасной  суровой  Родине. Писатель  говорит  о том древнем,  чего  нельзя  забыть:  неведомо  кем насыпаны  курганы,  неведомо  когда  поставлены  каменные  истуканы,  охраняющие  давно  забытые  могилы(  печенегов,  половцев);  высоко  летают  коршуны, сожжённые  солнцем  травы-  всё  вместе  сливается  для  Егорушки  в  чувство  Родины,  всё  пробуждает  память  о  далёких  вольных  предках( связь  времён,  контрастное  соспоставление  обыденного  и вечного) "  В  тот  день я  впервые  ощутил,  что я  русский,  живу  в  России,  почувствовал  её  прошлое  и настоящее.,  своё  кровное  родство  с ней"  (Чехов  о своей  первой  поездке в  Таганрог  по  степи в  детстве).

4-я группа.

Краткий  вывод: восход в  степи, сказочная  дорога. Просыпается  степь, поют  травы. Дорога  уводит  писателя  в сказочные  пространства,  где  нет  чувства  времени, которое  так  привыкли ценить  люди в  современном  мире. " Едешь, едешь... Дни  и вёрсты  нипочём".  Степь  томится  и тоскует,  грезит  о богатырях, которые  некогда  бродили по  её  просторам и были  ей  под  стать  и  которых нет сейчас  больше.

 

III. Обобщение  материала.

1.Вывод: так  воспоминания  о степи, в  которой  родился  и вырос  писатель,   слились в  нём  с  думами  о  Родине, о  её  мощи, силе, красоте  и богатстве.

2 Ответ  на  поставленные  в  начале  урока  проблемные  вопросы : (на доске)

Чему  посвятил  Чехов  "Степь", которой   отдал "свои"  самые  заветные  образы  и картины?

В  чём  секрет  мастерства  писателя? Что вы  узнали о Чехове? ( Сумел  нарисовать степь  таинственной,  одушевлённой  и прекрасной. Сумел  найти  такие  образы  и картины,  такие  слова,  что мы  чувствуем  запахи,  звуки  и краски,  гордимся  её  мощью  и широтой,был мастером  пейзажа,  безгранично  любил  Родину  и степь.

3. Заканчивая  "степное  путешествие",  подумайте,  много  ли вы  увидели вместе с  писателем? Что  почувствовали? О  чём  вспомнили? Были  ли  вы "  талантливым  читалем",  или  от вас ускользнула  и осталась  незамеченной  и непонятой  неброская  степная  красота?

Домашнее  задание:  подготовить  близко  к тексту  пересказ  любого  из  четырёх  отрывков,  рассмотренных  на  уроке.