Вы не зарегистрированы

Авторизация



Итоговый блог семинара-тренинга

    Выберите действие:

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
Submitted by Антонина Александровна Петрова on чт, 22/03/2012 - 21:16

Уважаемые  коллеги! 

Это итоговый блог семинара-тренинга

"Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в развитии одаренности школьников".

Здесь нужно разместить итоговое эссе .

 

Это можно сделать, используя алгоритм:

 - изучив материалы семинара-тренинга, я подумал(а) о том, что... 

- проектно-исследовательская дечтельность на современном этапе...

- знания, полученные на семинаре помогут (не помогут) мне в...

 

Но лучше написать эссе в классическом стиле.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Анатольевнв Агапова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Эссе.

"Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в развитии одаренности школьников".

Трудно представить современную школу, где учитель, стоя с указкой у доски рассказывает, рассказывает, рассказывает... Это день вчерашний. Современная школа- это творческое сотрудничество учителя и ученика в происках решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом и его членами. В этом сотрудничестве учитель должен выступать, как опытный лоцман, который ведет корабль знаний и не дает ему разбить о рифы и скалы. Для того, чтобы стать таким лоцманом учителю самому приходится постоянно учиться, совершенствовать свои методы и приемы. Где учиться и как? На семинара, заниматься самообразованием, овладевать новыми нывыками и приемами работы в современных условиях.

Что ждет от нас общество? Воспитания нового человека, умеющего учиться быстро, эффективно овладевать знанием и применять его на практике, имеющего работать в команде, творчески использовать свои знания и умения.

Как воспитать такого ученика? Этот вопрос постоянно волнует учителей, как заинтересовать, как найти способного ребенка и дать ему развить свои способности? Большую помощь мне оказал материал данного семинара. Иногда, сам теряешся, какую тему выбрать, как организовать работу, а теперь очень многие вопросы отпали сами собой. Конечно, исследовательская работа требует много времени и сил, но это того стоит. Ведь, только шаг за шагом можно научить ребенка думать самостоятельно, по крупицам собирать новую информацию, учиться анализировать и соспоставляь, а в результате получать новое знание, а с ним и уверенность в своих силах. Даже самый слабый ученик на уроке-проекте открывается совсем с новой стороны: вдруг замечешь, что тихоня,из которого на уроке слова не вытянешь, прекрасно рисует, а у кого-то замечательный музыкальный вкус и лучше его никто не подберет музыку... Все это наши маленькие радости педагогического труда.

И большое спасибо организаторам семинара за новое знание, которое они подарили нам, за полет фонтазии и огромное желание творить в содружестве со своими учениками.

  




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Лариса Анатольевна, очень приятно осознавать, что  семинар-тренинг разрешил для Вас некоторые вопросы методики преподавания предмета. Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории всегда актуальна и приводит к хорошим результатам погружения в тему. Желаю Вам творческих успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Ольга  Алексеевна Гоголева

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Эссе

    Есть такая китайская мудрость: "Скажи мне - и я забуду,  покажи мне и - я запомню, вовлеки меня - и я научусь".  На мой взгляд, она вполне может стать девизом проектной методики.  Большинство известных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования  к учебному проекту - совершенно особые. Они заключены в очень точной словесной формуле - это "пять П": проблема - проектирование - поиск информации -  продукт - презентация.  Организация процесса познания именно таким путем должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть,    осмыслить, применить в практической деятельности. А это очень значимо и  ценно сегодня в нашей педагогической деятельности.  Чтобы добиться такого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать  проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты. Все это не маловажно для дальнейшего жизненного успеха наших учеников в любой сфере деятельности.  Причем, как показывает опыт, работа в проекте  изменяет, мотивирует, инициирует творчество не только одаренных учащихся, но и тех, которые были как бы "в тени", в группе "неперспективных". Я думаю, что из всех нововведений в образовании  именно проектно-исследовательская деятельность на практике ведет к изменению как ученика, так и учителя, а точнее позиции учителя.  Из носителя готовых знаний он превращается в организатора и соучастника увлекательной поисковой, исследователькой работы. В этой позиции равноправного сотрудничества ученика и учителя необходимо не навязывать свои идеи, а провоцировать познавательную самостоятельность и творческую активность. Очевидно, что все новое требует от учителя дополнительных  усилий, трудов, эмоционального напряжения,  но,  когда ты видишь результат:  искрящиеся глаза учеников,  их полет мысли, возросший интерес к твоему предмету,  то чувствуешь  удовлетворение, "крылышки за спиной. А что еще может быть важнее в нашей многотрудной, но такой радостной и светлой учительской работе.   Это мой первый опыт участия в  дистанционном семинаре. И я с уверенностью могу сказать, что все приобретенное в процессе работы семинара в дальнейшем даст свои плоды.                               

Благодарю всех коллег за творческий опыт, труды, доброжелательность.  ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашему организатору и куратору Антонине Александровне!                 

 

 




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Ольга Алексеевна, Ваш первый опыт участия в дистанционном семинаре оказалься очень результативным, спасибо за работу! Желаю успехов в проектно-исследовательской деятельности, до новых виртуальных встреч.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Лариса Александровна Баранова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


«… Я сорвал цветок – он завял

    Я поймал бабочку – она умерла

   И тогда я понял:                                                          

   Прикоснуться к Красоте                                        

   Можно только Сердцем!»            Ш. Амонашвили

Вот и на этом семинаре мы все ближе познакомились друг с другом и сердцем прикоснулись к каждому модулю, к каждому мнению, к каждой работе, проекту.

Работая в школе более 20 лет, я поняла, что одаренные дети, это особые дети, которые  нуждаются в разнообразных формах  обучения. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе., а "свои" учителя, это люди ищущие, творческие, неравнодушные к каждой личности, к каждому ребенку.Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.  Одаренные дети – это дети с незаурядными умственными возможностями и  встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. И проектно -исследовательская работа на уроке и вне урока- это одно из  оптимальных форм деятельности, способствующее развитию одаренности каждого ребенка, его личностных качеств.




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Лариса Александровна, спасибо Вам за такой образно-эмоциональный отзыв!  Желаю Вам интересных и разнообразных проектов, талантливых и отзывчивых учеников, творческих озарений!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Ирина Геннадьевна Васильева

На: Итоговый блог семинара-тренинга


ЭССЕ на тему "Проектно -исследовательская деятельность и ее роль в развитии одаренности детей".

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней.Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель- в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным спопобом организации учебной деятельности  учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.Получается, что все должны стать творцами. Пусть один в меньшей мере, другие в большой, но обязательно все. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко....

Наше время-это время перемен.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Материал  дистанцеонного семинара -тренинга "Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в развитии одаренности школьников" заставил задуматься меня о том, что я делаю, что я умею, чему мне надо научиться,чтобы  мои ученики могли быть творческими личностями, и были востребованы современным обществом.

Я думаю, природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что невсякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей присходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.Необходимость внутренней мотивации учения.Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных возможностей для развития одаренности. Основное отличие интеллектуально одаренных детей от обычных- высокая умственная активность, потребность к умственной работе, к познанию.Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия.Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни.

Знания полученные на семинаре, помогут мне в моей работе над проектно-исследовательской деятельностью на профильном уровне.Спасибо  за возможность участия в таком семинаре-тренинге, по такой актуальной теме современной школы.. Для меня это первый опыт, надеюсь, не последний.

Спасибо ВСЕМ за предоставленные материалы, они все интересны, видна творческая деятельность каждого педагога.

С уважением, Ирина Геннадьевна.




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Ирина Геннадьевна, спасибо за работу на семинаре-тренинге и Ваше обстоятельное размышление по поводу одаренности детей и проектно-исследовательской деятельности. Успехов и до новых встреч, они обязательно состоятся! enlightened

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Наталья Николаевна Боровкова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Изучив материалы семинара-тренинга, я задумалась над двумя вопросами, во-первых, как создать хорошую атмосферу, для более успешного развития своих собственных деток. Во-вторых, я задала себе вопрос, а нет ли среди наших гимназистов «непризнанных гениев», тех детей, которые не входят в наши учительские рамки? Может быть те самые «неудобные» ученики и есть одаренные дети, и чтобы им раскрыться, просто необходимо создать благоприятные условия, заинтересовать и поддержать их?
Проектно-исследовательская деятельность в школах на современном этапе очень быстро развивается. Введение новых ФГОС только способствует этому. Поэтому педагогам очень важно учиться, обмениваться опытом, делиться с коллегами своими достижениями.
Из материалов тренинга меня особенно заинтересовала книга В.Юркевич,  в ближайшее время обязательно перечитаю этот материал внимательно еще раз. Много практического материала для меня во 2-м модуле, этот материал  пригодится мне в организации и оформлении проектно – исследовательских работ. Много интересных идей почерпнула у своих коллег, спасибо им за это огромное.
Антонина Александровна, спасибо за  семинар и успехов в работе!




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Наталья Николаевна, желаю Вам успешно ответить на все вопросы, которые возникли в ходе семинара и на те, которые еще будут возникать в Вашей педагогической практике. Спасибо за работу на семинаре-тренинге.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Нина Владимировна Кузьминых

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Изучив материалы семинара-тренинга, я поняла, что при всех существующих трудностях в системе начального, общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. И насколько ответственно и качественно подойдет учитель к этой работе зависит будущее каждого ученика. Начать можно с изучения опыта коллег по всей стране. Нужно самой желать разглядеть и выявить те или иные способности детей. А дети все умнички каждый в своей области.

Проектно-исследовательская деятельность на современном этапе позволяет сделать уроки и воспитательную работу в школе зажигательной - зажечь(удивить), поддерживать интерес и уже самим ученикам "подкладывть дровишки" в костер новых и жутко интересных проектов, исследований и доказательств.

Знания ,полученные на семинаре помогут мне быть уверенне и смелее при организации работы с одаренными детьми и продолжать проектно - исследовательскую даятельность. 




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Нина Владимировна, отличный вывод, спасибо за работу! enlightened

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Галина Вячеславовна Жарова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

                      Организация проектно-исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу.Интересная тема исследования возникает при знакомстве с каким – либо объектом или явлением. Затем начальная заинтересованность учащихся перерастает в желание узнать побольше об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию из различных источников, в том числе из интернета, пытаются проводить эксперименты. При этом школьник стремится овладеть опытом ориентирования в потоках информации,  отбором  информации, относящейся к выбранному объекту.

Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиями оформить работу позволяет текстовый редактор Microsoft Word. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, изменение и размер текста, вставки в текст различных объектов, и т.д. Большой интерес у школьников вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher и презентаций Microsoft Power Point.

Защита проектов в 5 - 11 классах проводится на уроке, а также на школьной научной конференции,  которая традиционно проходит в нашей школе. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом. Оценивается чёткость формулировок, результативность работы, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.Выступление с докладом по определенной теме - это положительная мотивация дальнейшей исследовательской деятельности учащегося.

 Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, а также информационными технологиями.

Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках математики  и во внеклассной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным. Самым ценным в ходе исследовательской деятельности, безусловно, является умение подходить к решению любой научной или жизненной проблемы с творческой, исследовательской позиции.

 

Жарова




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Галина Вячеславовна, действительно, роль ИКТ  в предъявлении результатов проектно-исследовательской деятельности неоспорима. Надеюсь, что в будущем году мы увидим  учебное проекты Ваши и Ваших учеников на районном и областном конкурсах. Успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Юлия Евгеньевна Матвеева

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Уважаемая Антонина Александровна!

Дорогие коллеги!

Спасибо вам за возможность общения и добросердечность отношений в процессе взаимодействия.

Исследовательская деятельность....одаренные дети....

В течение своей педагогической деятельности мы не раз сталкиваемся с этими понятиями, казалось бы, такими понятными и привычными. Но чаще всего слышим в последние годы - а где они - одарённые дети? да и когда с ними заниматься?

Так получилось, что в потоке рутинных будней нет желания влезать во что-то значительное, требующее дополнительной нагрузки.

Но коллеги поспособствовали, правильно задав пару вопросов и показав личный пример.

И только войдя в поток информации, всеобщего сознания коллег-педагогов, я поняла, как много неизученного, недопонятого и недосказанного, того, что требует размышления, новых усилий и способов разрешения в конкретно моём педагогическом опыте.

- изучив материалы семинара-тренинга, я подумала о том, что одаренные дети - это каждый из твоих учеников, и от тебя зависит, как он проявит себя.
- проектно-исследовательская деятельность на современном этапе невероятно важна, ведь многие ученики продолжат обучение, да и в обычной жизни полученные навыки ставить перед собою цель, определять задачи, проектировать и видеть конечный этап своей работы - пригодятся каждому. 
- знания, полученные на семинаре помогут мне в дальнейшем развитии как педагога, как организатора. 

Ведь главный принцип педагога - "век живи и век учись"!

Юлия



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Юлия Евгеньевна, начало было пессимистичным, а итог вполне оптимистичен. А это значит, чо все было не зря -  задача семинара-тренинга выполнена! enlightened

С уважением, Антонина Александровна




На: Итоговый блог семинара-тренинга


Увидев на станицах сайта тему семинара "Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в развитии одаренности школьников" я большим удовольствием приняла в нём участие.

Изучив материалы тренинга, я поняла, что стремительные изменения во всех сферах жизни общества поставили перед системой образования острые проблемы. Одной из таких проблем является проблема развития одаренностидетей.

В образовательных учреждениях часто не в полной мере сформированы система работы с одаренными учащимися. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя.      Исследовательская и проектная деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения.

    Другой важной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий  развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования.

Знания, полученные на семинаре, помогут правильно организовать свою работу в данном направлении.

Огромное спасибо Антонине Александровне за организацию этого семинара. Желаю Вам успехов!




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Ксения Александровна, спасибо за активную работу на семинаре-тренинге, замечательно, что материалы Вам будут полезны в дальнейшей деятельности. Успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Валентина Ивановна Долгих

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

Эссе на тему

Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало, когда ученье, иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить. У одаренных, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность - чтение, решение задач, придумывание историй и т. д. - доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учителю большое внимание  следует уделять  созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности. Часто в работе  я использую  прием - выделение "персональной исключительности". Для ее проведения разрабатываются  разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т.д. Необходимым приемом деятельности является "высокая оценка детали" - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли адекватно оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Учитель готовит задания, где учитываются возможности всех детей. Для каждого такого урока составляется отдельный сценарий. Продумывается превентивное домашнее задание в творческой форме.  Необходимо осуществлять  гибкую  дифференциацию учебных программ по традиционным предметам школьного курса, их «приспособления» к повышенным познавательным потребностям и возможностям одаренных детей.

Спасибо за возможность ознакомиться с материалами, которые пригодятся в дальнейшей работе.

 

 

 

Валентина Ивановна Долгих




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Валентина Ивановна, спасибо Вам за работу на семинаре-тренинге, за размышления  по поводу нашей темы. Желаю успехов Вам  и педагогическому коллективу Паниковской школы в освоении новых технологий, в том числе и проектно-исследовательской  деятельности.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Наталья Ильинична Симина

На: Итоговый блог семинара-тренинга


  Изучив материалы семинара-тренинга, я поняла, что время не стоит на месте. Школа сегодня совсем не та, что была лет 15 назад, когда я заканчивала институт. Ученики сегодня тоже другие, и роль учителя тоже должна быть другой (тьюторской например). Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать? Ответ я нашла, выполняя задания этого семинара.

  Учебный проект для учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

  Учебный проект для учителя - это средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования. Учителю важно правильно организовать проектную деятельность, важно сотрудничество между ним и учениками.

  Знания , полученные на семинаре, помогут мне правильно организовать свою работу и работу учеников. И, конечно, моё большое желание - по возможности часто использовать метод проектной деятельности на уроках. Большое спасибо Антонине Александровне за организацию этого семинара. Дальнейших Вам успехов!




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Наталья Ильинична, Вы правы, время идет вперед и требует новых, интерактивных форм организации учебной деятельности, проектная деятельность не единственная, поэтому учитель может использовать различные приемы и методы для активизации познавательной активности детей, например, предлагаю познакомиться со статьей:

"Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся".  

На мой взгляд, очень интересная информация. Успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Наталья Ильинична Симина

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Большое спасибо за ссылку, там много интересного для меня, как учителя английского языка.




Фото пользователя Светлана Геннадьевна Маркова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

Антонина Александровна, спасибо за тему семинара, хорошо подобранную информацию, желание нас учить!!!

Наша школа всегда отличалась тем, что ученики получали фундаментальные знания по всем предметам, и сейчас, верная еще старым традициям, подчас наполняет головы учеников большим объемом информации. Но проблема заключается в том, что дети изменились: они получают большой объем информации из разных источников, но состояние здоровья резко ухудшается, снижается объем памяти, непроизвольное внимание. Детей, способных   показывать высокие результаты в разных областях знаний, становится все меньше. Скорее мы работаем с детьми, среди которых есть мотивированные к учению, поэтому всеми возможными способами мы стареемся поддерживать в детях этот интерес к учению, творчеству, спорту. Нашей задачей является обучение умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на изменения, то есть, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь на собственный опыт, так как этому мы по-прежнему  учим мало.  Мы  тратим много времени на то, чтобы дети заучивали готовые знания, но быстрое развитие науки, особенно нашей науки, биологии, приводит к быстрому устареванию знания. Очень важным в этих условиях является умение человека гибко мыслить, его способность совершенствовать свои знания и опыт, так как это в будущем даст возможность стать конкурентоспособным на рынке труда. Проектно-исследовательская деятельность дает такую возможность, она позволяет стать успешным не только мотивированному ученику, но и ребенку с низким уровнем мотивации к учению. При  этом важным является предложить ученику проблему, взятую из жизни, значимую для него. Для ученика проект – возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Результат такой деятельности – способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самого ребенка. Работа над проектом учит целеполаганию, планированию, умению находить разные способы решения проблемы. Грамотная позиция учителя при работе над проектом дает ему возможность  оказывать воспитательное воздействие на учеников ненавязчиво.

Маркова Светлана




Фото пользователя Валентина Николаевна Русанова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Я очень обрадовалась, когда узнала тему данного семинара, так как моя тема по самообразованию в этом году такова:"Исследовательская работа по математике в среднем звене". Почему именно эта тема?  Да потому что проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявлены сегодня высокие требования, а значит такие же требования предъявлены и к учителям. Любому обществу нужны одаренные люди, и наша задача состоит в том, чтобы увидеть и развить способности  детей. Всё это неизбежно приводит к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Обучение в школе должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагогические исследования, тактично и незаметно для учащихся организовывать и реализовывать процесс познания и воспитания. Естественно, реализация метода проектов при изучении любого предмета, в том числе и математики, вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. И ещё очень важно для меня, что при решении проектных и исследовательских задач создаются новые отношения между учеником и учителем - это отношения ПАРТНЁРСТВА. Но для этого нада очень и очень много знать. Я полность согласна с высказыванием А.Эйнштейна:"Где ученье не клеится - а это бывает со всеми предметами - там главная вина падает на учителя. Успехи учащихся - лучшее мерило для достоинств учителя" .

Я очень внимательгно изучала все материалы семинара; они мне помогут правильно спланировать и организовать работу в этом направлении. Многие статьи ещё долго будут  лежать на моём рабочем столе. СПАСИБО  Вам огромное, Антонина Александровна, за организацию данного семинара.




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Валентина Николаевна, я рада, что все так хорошо сложилось: тема семинара совпала с Вашей темой  по самообразованию. Спасибо за активную работу на семинаре-тренинге, успехов в реализации проектов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Светлана Геннадьевна, замечательно! Думаю, эту тему можно предложить на заседании РМО по вашему предмету, познакомить с материалами семинара-тренинга. К сожалению, не так много педагогов записались к нам на семинар. Успехов Вам в проектно-исследовательской деятельности.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Татьяна Васильевна Добролюбова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Одарённые дети. Работая в школе уже тринадцать лет, встречала ли я таких детей в своей практике? Я задумалась над этим вопросом, изучив материалы семинара. Дети со способностями – да, но одарённые? Может быть, недостаточно владея теорией, загруженная дополнительными обязанностями я не заметила такого ребёнка? Но ведь не я одна такая «загруженная», у всех педагогов дополнительные обязанности.
Очень показательный пример из предложенной теории – ребёнок, увидевший на столе у взрослого нечто, заинтересовавшее его пытливый ум, САМ спросил: «А что это у Вас?». Но ведь одарённый не всегда имеет такую высокую коммуникабельность, могут быть стеснительные дети, дети с «трудным» характером. Это всё необходимо учитывать.
Впервые о методе проектов я услышала в институте, когда шла речь о внедрении такого обучения взрослого населения России в 20-х годах 20 века. Тогда мне показалось, что об этом способе обучения говорилось с негативным оттенком, как о методе, отвергающем системное обучение, к которому всё-таки вернулись в советской школе. В дальнейшей подготовке нас, как учителей, шла речь и об исследовательской деятельности, и о проблемном обучении. Сейчас, с внедрением ФГОС второго поколения в школе и ФГТ в детском саду происходит возврат к тому, что когда-то выходило на первый план в обучении детей.
Формирование социальных компетенций – это ведь одна из главных задач такого обучения. Я совершенно согласна с тем, что дети, мне кажется, особенно деревенские, самостоятельные во многих бытовых вопросах, оказываются неготовыми к общению и решению многих жизненных вопросов, попадая в другой круг общения. Умение видеть проблему, ставить перед собой цели, задачи, рассматривать различные способы решения этой проблемы, и имея возможность продумывать шаги в достижении целей – всё это необходимые условия жизни человека, желающего стать успешным.
А значит, можно сделать вывод: педагог, владеющий теорией на уровне компетенции, сможет вызвать у ребёнка желание, интерес и необходимость заниматься такой деятельностью, особенно если ребёнок ОДАРЁННЫЙ, да и просто, если у него есть способности. А способности есть у каждого, надо уметь их видеть и развивать.
Материал семинара будет полезен каждому педагогу, независимо от стажа и опыта работы.
Спасибо Вам, Антонина Александровна , за эту ценную подборку теории и практики.
Успехов Вам, активности и новых идей.

Татьяна Добролюбова




Фото пользователя Яна Алексеевна Мелкова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

Изучив материалы семинара, я поняла, насколько малы мои знания по данному вопросу. Я всегда считала, что у ребенка есть те или иные способности к какому-то конкретному предмету или их нет. Я ошибалась, признаю это. У каждого ребенка есть способности, нужно лишь найти правильный  подход для их развития. Проектно-исследовательская работа – одна из самых эффективных форм работы с детьми. Включение ребят в такую работу учит их размышлять, формулировать, прогнозировать, кроме того формирует их адекватную самооценку.  Самое главное – они могут полностью раскрыть себя, поэтому такие формы работ имеют  большую личностную  значимость  для ребят.

Спасибо Вам, коллеги за ваш опыт! Мне ещё у Вас учиться и ещё раз учиться… Антонина Александровна, большое спасибо за интереснейшую тему!:)

С Уважением, Яна Алексеевна



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Яна Алексеевна, замечательное открытие Вы сделали  в ходе семинара-тренинга, желаю Вам творческого воплощения всех задумок, которые возникли по изучаемой теме. Успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Спасибо, Татьяна Васильевна, Ваши выводы интересны и правильны. Буду предлагать ознакомиться с материалами нашего семинара педагогам Печорского района, которые не приняли участие  в этом учебном мероприятии. А Вам новых проектов хороших и разных, а также учеников способных и одаренных ПОБОЛЬШЕ!!!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Ольга Георгиевна Штомпель

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

В современном мире всё находится в процессе непрерывного развития и задача педагога - успеть за ходом времени, не остаться позади. Значит, учитель должен организовать процесс развития так, чтобы новые знания были открыты в процессе собственной деятельности. Мы должны услышать ребёнка, построить совместное сотрудничество. Надо так планировать учебный процесс, чтобы дать ребёнку почувствовать себя исследователем. Ученики могут представить материал в различных формах: творческая работа, мини - проект, презентация, журнал.                                                                                                                           В своей работе провожу интеллектуальные конкурсы. Участие детей в конкурсах развивает у учащихся интеллектуальные умения, творческую инициативу,интерес к предмету. Я считаю, что не  следует  навязывать  своё   видение,   надо   сопровождать путь маленького исследователя. Возможно, не всем удаётся справиться с заданиями , в этом случае им необходима доброжелательная помощь учителя, товарищей.                                                                                                                                                 Замечательно   сказал В.А.Сухомлинский :"К школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь". Как актуальны эти слова и в наше время. Ах, как непросто  "зажечь" этот факел. Я думаю, многие со мной согласятся.         Знания, полученные на семинаре, помогут мне в работе. Антонина Александровна, спасибо Вам за семинар! Коллегам желаю здоровья, творческих успехов в работе                                                                                                                               




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Ольга Георгиевна, спасибо за работу на семинаре-трениге, желаю Вам найти правильные методические приемы по  "зажиганию" новых звезд!  enlightened Успехов!!!

С уважением, Антонина Александровна




На: Итоговый блог семинара-тренинга


Эссе. 

     Пройдя все этапы семинара, я поняла, что до этого к работе с одаренными относилась больше как к обязанности (приказали - выполняй!). Поняла, что слишком много требований предъявляю к своей дочери (она и так на медаль идет, а я еще ее прошу постоянно в различных творческих конкурсах участвовать, часто без ее желания). Она тоже гуманитарий по природе, но  по техническим наукам успевает без моих назиданий.

      Еще открыла для себя, что проектно-исследовательская деятельность может стать почти идеальной формой организации учебно-воспитательного процесса, так как дети всегда с удовольствием погружаются в необычные формы работы. Обязательно возобновлю работу "Научного общества" (это Ваша заслуга, Антонина Александровна), так как в процессе работы с заданиями и просмотром различных проектов коллег поняла, что интерес к предмету появляется благодаря неформальной и нетрадиционной форме общения учителя с учениками (они открываются нам, как лепестки цветов). Ребенок проявляет все свои возможности и способности только тогда, когда доверяет, верит, любит. А все эти глаголы "работают", когда мы относимся к своему делу не как к непосильному труду, а как к любимому (творческому) занятию. 

      Я согласна с тем, что проектно-исследовательская деятельность должна быть метапредметной. Интегрированные проекты всегда интереснее, т.к. деятельность разноплановая. Жаль только, что рамки урока не позволяют нам постоянно заниматься таким видом работы. Проект как продолжение урока литературы: он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновенье» было продолжено.

      Несколько слов о творческих проектах... Участие во всех этапах работы над проектом, в основе которого лежит творческое постижение и интерпретация произведений русской литературы, позволяет прикоснуться  к огромному образовательному, нравственному и духовному потенциалу, заложенному в ней. В результате проектной деятельности учащиеся применяют полученные знания и приобретают новые, осваивают разные способы  деятельности, находят работу по способностям и потребностям, раскрывают творческий потенциал. Главная цель осуществления через внеклассную работу большого творческого проекта  – это формирование читательской компетенции ученика, способного к полноценному восприятию слова в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.  

    Спасибо всем коллегам за  сотрудничество и доброжелательные отзывы о работе, а Антонине Александровне - за организацию и проведение этого семинара. Всем дальнейших успехов и побед!




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Светлана Алексеевна, я очень рада, что Вы столь плодотворно поработали над темой семинара-тренинга, значит, все было не зря! Интересные выводы и задумки, о которых Вы пишите, пусть обязательно найдут свое воплощение в новых проектах! Успехов!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Евгения Валерьевна Семёнова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


ЭССЕ

Современную эпоху называют «информационной эпохой», так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.

Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению, конкретизации и абстрагированию. На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирован метод проектов, применение которого позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

По наблюдениям, сделанным современными учеными, любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые она опирается; системы действий учителя и ученика; критерии оценки и качественно новый результат.

Как показало изучение истории метода проектов, обучение должно состоять в предоставлении учащимся максимальных возможностей для самостоятельного поиска и усвоения информации. Стихийный поиск необходимого материала считался наиболее характерным и естественным для ребенка. На этапе зарождения метода проектов Дж. Дьюи утверждал, что познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Метод проектов в XXвеке получил второе «рождение», так как произошло массовое развитие активных форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых.

Цель проектного обучения, на мой взгляд, состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.), наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение; 5) развивают аналитическое мышление.   ню и обобщению и конкретизации,онкретизации, абстрагированию.иния, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к

В основе проектного обучения лежит принцип гуманизма; в центре внимания находится ученик, развитие его творческих способностей. Образовательный процесс должен строиться, по мнению современных ученых, в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, это повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. проектное обучение предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т.д.

В своей квалификационной работе по методике и теории литературы «Организация проектной деятельности в старших классах» я выдвинула гипотезу: «Использование метода проектов на уроке литературы позволяет повысить уровень усвоения учебного материала, развивает творческие способности, готовит обучающихся свободно ориентироваться в многообразии современных источников информации».

На мой взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы один проект в год в каждом классе делать долгосрочным; по школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать два-три проекта за учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть множество. Однако,  переводить целиком весь образовательный процесс на проектное обучение я считаю нецелесообразным. Для современного  этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

 

Спасибо огромное Антонине Александровне за этот познавательный семинар!smiley

✿РеАл♡ЧиРа✿




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Спасибо, Евгения Валерьевна, за Ваше глубокое проникновение в тему, Ваше эссе это подтверждает. Конечно, как и любая другая технология, проектный метод является одним из многих. Никто не говорит, что надо только его использовать, но есть учебные темы, которые более эффективно изучать именно методом проекной деятельности. Выбор всегда за учителем. Успехов Вам!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Нина Николаевна Костоусова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Мое эссе

Увидев на сайта семинар- тренинг по теме " Проектно- исследовательская деятельность и ее роль  в развитии одаренности школьников",  прочитав план, поняла, что по одаренности школьников мало что знаю. Есть у меня в школе дети , которые с увлечением пишут стихи, короткие рассказы, сочиняют сказки, могут выразительно читать стихи, участвуя в конкурсе чтецов. Я их считала одаренными. Делали с детьми небольшие проекты, порй не хватало теоретических знаний, примеров - разработок проектов. Как-то  все было не так.  Новый семинар- тренинг помог мне теоретически познакомиться с проектно- исследовательской деятельностью учащихся. Я все прочитала. А потом полезла в свои  флешки и нашла там материал по проектной деятельности, который хранился давно, но никак не реализовался. Сейчас после изучения теретического материала. я переосмыслила все, что я делала с учащимися. Оказывается, я-то занималась уже проектной деятельностью,  только были ошибки в построении проекта. Теперь- то к построению учебного проекта надо подходить с точки зрения науки.

 Приведу пример. В нашей школе никто не знал, что одна из учениц пишет стихи, причем давно  с первого класса. Я прочитала как- то ее стихотворения. Очень легко и поэтично написаны они. Я подумала, что надо бы провести презентацию ее стихов. Подумала - придумала и провела. Сняли видео этого проекта.. Вся школа узнала о юной поэтессе. Ее стихи печатались в обоастной газете для детей " Новая эра" Это начинание  окрылило не только юную поэтессу, но и других детей, котоые писали стихи, но стеснялись подать их на суд читателей.  Да еще в школьной газете появилсь рубрика " Литературная страничка", на которй печатались творческие работы детей. Печатались не только работы, занявшие в " Серебряном перышке" призовые места, печатались работы детей, достойные того, чтобы печатать их в газете.  При этом проявились многие таланты в написании стихов, слабые ученики свое.  проявили творчество Я прочитала, что  слабые учащиеся, имеющие проблемы с учебой, могут быть одаренными. Оказывется, этим я давно занималась, а вот системы таковой не было, слабая теретическая подготовка не давали хорошего результата. Благодаря этому семинару я поняла, как важно использовать ученический проект для развития одаренности  школьников. Теперь я узнала виды учебных проектов, их структуру, как работать с учебными  и исследовательскими прпоектами. Поняла, что есть годичные и краткосрочные проекты. Поняла, что можно использовать не только групповые проекты, но и индивидуальные. Важно, что бы результатом проекта был продукт.   Кроме этого, поняла,  продукт создается деятельностью учащихся, для которых нужно создать необходимые условия  для проявления их самостоятельности, активности, где происходит развиие  компетенций: регулятивных, познавательных, коммуникативных и т.д. Ведь с введением новых стандартов  работа над проектами станет  нужной и полезной.

 Я все время использую мудрое изречение:

Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься. (Китайская мудрость)

Я не боюсь, что не знаю. Ведь для  постижения нового можно работать на семинарах и мастер- классах. , что я и делаю, чтобы узнать новое, использовать старое для успеха в своей  работе, для успеха развития задатков одаренности у моих учеников.

Нина Костоусова




Фото пользователя Светлана  Конькова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Эссе "Проектно-исследовательская деятельность и ее роль а развитии одаренности школьников"

       Изучив материалы семинара, я поняла, что, пожалуй, раньше не задумывалась над тем, кто такие "одаренные", не ощущала  необходимости глубоко и на профессиональном уровне изучить это явление. Понимаю, что до семинара к работе с одаренными относилась больше как к дани моде: с высоких трибун провозгласили - надо осуществлять. Я  посмотрела на своих сыновей с мыслью: не загубила ли я их задатки и способности своим рвением и благими намерениями. Пытаюсь осмыслить, каким примером была для них в свое время, и что нужно изменить.

      Проектно-исследовательская деятельность может стать почти идеальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Мало того, это вполне осуществимо.

      26 марта мы с коллегами принимали участие в областном фестивале педагогических идей "К вершинам мастерства". В нашей секции учителей иностранного языка меня поразило выступление Ирины Леонидовны Кононовой, преподающей немецкий язык в МБОУ "Стругокрасненская средняя общеобразовательная школа". Она говорила об исследовательской деятельности учащихся, изучающих немецкий язык. Удивительно, начиная с 2006 г. ее ученики занимают первые места в областной научно-практической конференции "Шаг в будущее", а также первые и призовые места во Всероссийской одноименной конференции. Но поразило меня не это. Одиннадцатиклассница, занявшая первое место в областной конференции в 2006 г., родом из деревни, и когда пришла пора ехать в Псков, выяснилось, что это ее первая поездка в областной центр. Впоследствии девушка поступила в один из университетов С.-Петербурга. И представьте себе состояние студентки-первокурсницы, прожившей всю жизнь в деревне, когда она оказалась в огромном городе. Помимо учебы существует студенческий быт, такой нам всем знакомый, что объяснять не надо, в какой ситуации оказалась девушка. Позже она с благодарностью рассказывала своему наставнику в исследовательской деятельности Ирине Леонидовне: "Я села за стол, взяла лист бумаги и, как Вы меня учили, написала: Цель: не сойти с ума. Задачи: 1. ... Методы: 1..." и т.д. Вот это меня и поразило больше всего. Я думала еще и о том, как же повезло девушке с учителем, давшей ей путевку в жизнь

      Я согласна с тем, что проектно-исследовательская деятельность должна быть метапредметной. Она имеет смысл, если учит ставить цель, определять задачи, методы в любой жизненной ситуации. Знания, полученные на семинаре, помогут мне серьезно относиться к проектно-исследовательской деятельности и использовать в работе метапредметный подход.

    Спасибо всем коллегам за плодотворное сотрудничество и доброжелательность, а Антонине Александровне - за организацию и проведение этого семинара. Всем желаю дальнейших успехов.

Комментарий был изменен с момента создания (konkova.svetlana, чт, 29/03/2012 - 20:11).



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Светлана Владимировна, прочитав Ваше эссе, я подумала, что уже ради этого Вашего откровения мне стоило провести данный семинар-тренинг!  Спасибо Вам за плодотворную работу!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Татьяна Владимировна Трахова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


 

                       Эссе «Проектно-исследовательская деятельность и её роль в развитии      

                                                                    одарённости школьников»

         Трудно представить себе школу без учителей.Учитель думает, прогнозирует,  предполагает,  размышляет  о  судьбах,  успехах, достижениях  своих учеников. Он ни на минуту не забывает, какая ответственность возложена на него: от учителя зависит будущее страны. Учитель ведёт по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, врача и строителя,  воина и космонавта.   Учитель  формирует  фундамент  их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть людьми.

        В современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного  образования, моральных устоев и  принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится  на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать  принимаемые решения и чётко планировать действия.  Это требует широкого внедрения в  образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

            Этим обусловлено введение в  образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.  

Исследовательская деятельностьявляется средством развития личности ребёнка, совершенствовании его интеллектуально- творческого потенциала. Особенно увлекательным, глубоким и интересным исследование становится тогда, когда в его основе лежит понимание социальной значимости этой работы, когда в его результате  можно добиться  практического эффекта, полезного для общества. Ребята начинают осознавать свою значимость в обществе, принадлежность к науке, формируют устойчивый познавательный интерес, учатся правильно работать с методической и научной литературой. Юные исследователи получают обширные знания и практические умения, навыки. Ведь знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача нас учителей – создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний и  воплощения своих идей в жизнь.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ  и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

          Благодаря участию в работе данного семинара я узнала много полезного и интересного, например, об  истории проектной деятельности школьников.

        Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов  ещё в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод  на практике.  Однако отсутствие  чётких разработок  по использованию метода   проектов в  преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону  делового прагматического действия. В 1931 году  Постановление  ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его.

      Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованием американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи  и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе  которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на  его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

      Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода  была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.

      Полученная информация обязательно будет использована в последующей работе. 

           Несколько лет занимаюсь с учениками старших классов  исследовательской работой по краеведению. Эта сторона рассматриваемого вопроса мне ближе. Дети успешно выступали  на областных научно-практических конференциях. Есть призовые места  и на Всероссийских конкурсах.  После работы на этом семинаре постараюсь больше внимания уделять проектной деятельности вообще и, конкретно, в начальной школе, где я работаю.                                                                                                                 

        Ведь начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в ней должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и проектно - исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика данной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом.  Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы, нарисовать рисунок или сделать поделку и т.д. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С  целью большего сплочения родителей  с учениками в классе провожу совместные  внеклассные мероприятия и родительские собрания, на которых дети с родителями и выступают вместе и выполняют различные задания, радуясь успехам друг друга.

      Считаю, что роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать.  Это и есть начало формирования личности исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики, быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя. Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых, троечников”. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала “тоски” по интеллектуальной загрузке.

       Поэтому с первого класса стараюсь вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

 Чем я хочу заниматься в первую очередь?

 Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

 О чём хотелось бы узнать как можно больше?

 Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 экспериментальной;

 изобретательской;

 теоретической.

       Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.  

       Часто можно слышать такое суждение «В городе талантливых детей больше, потому что там много клубов, домов творчества, студий, куда можно отдать ребёнка, чтоб он всесторонне развивался». Неправда! Такое же развитие можно получить и в сельской школе, и талантливых детей на селе ничуть не меньше, чем в городе!

       Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность способствует раскрытию таланта, дарования, или даже маленького зёрнышка  одарённости ученика. Поэтому, нам – учителям,  необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциальных  возможностей.

 

Комментарий был изменен с момента создания (Трахова Татьяна 1, чт, 29/03/2012 - 10:24).



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Итоговый блог семинара-тренинга


Татьяна Владимировна, спасибо Вам за  грубокое проникновение в тему семинара и добросовестное отношение к обучению по данной тематике. Успехов в педагогической деятельности и всего самого доброго и светлого!

С уважением, Антонина Александровна