Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социоконструкция. Группа 1 (результат)

Выберите действие:

 

Группа 1

 

Этапы анализа стихотворения

Приемы работы с текстом

Ф.И.О. учителя

     Индуктор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение    стихотворения

 Доводилось ли Вам видеть или слышать ночной дождь? Напишите синквейн или с помощью карандашей или красок нарисуйте ночной дождь.

Посмотрите на экран. ( Ролик "Романтика дождя", в котором звучит  песня братьев Мищуков "Ночной дождь").  Предположите, о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем занятии. "Ночной дождь".  Так называется стихотворение Арсения Тарковского.

 

Возможные варианты прочтения: 

   - самим учителем

   - чтение в исполнении мастера художественного слова  ( запись)

   - чтение заранее подготовленным учеником  

Индуктор. (Вариант 1) :

"Уничтожьте любовь - и наша земля превратится в могилу" (Роберт Браунинг).

-Как вы понимете данное высказывание?

- О чем сегодня пойдет речь?

(Вариант 2).

- Слушаем звук дождя.

Задание: запишите ассоциации к тому, что вы услышали.

-Запишите ассоциации к слову "ночь". Получились ли точки соприкосновения?

- О чем будет наш сегодняшний разговор?

 

- Первичное чтение (прослушать в мп3 формате, посмотреть видеоролик);

- Повторное медленное чтение, составление системы образов стихотворения.

Стебенькова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Толстова Е.В.

 

 

   Структурный анализ.

 Работа над содержанием стих - я

1.      Какие предметные реалии ночного дождя рисуются взгляду поэта? Характерны ли они для ночного дождя

2.      Выделите ключевые слова стих – я, которые, по мнению Блока, «светятся как звезды», «на остриях которых растянуто покрывало стихотворения».

        3. Какие краски рисуют картину ночного дождя? Представьте стихотворение в цвете. Есть ли в стихотворении цвета, названные прямо?

     (Радуги (мн.ч.) в тумане – разноцветье, но не яркое, приглушенное

   неяркий свет фонарей  - бледно – желтый

      свет - бело – серый

  тень – темно – серый, не черный, не мрак!)

   Почему цветовая гамма именно такая?

         Работа в группах

1. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс?  аллитерацию?)  Какую роль она играет?  

    ( Ассонанс гласных А,О,У,И подчеркивает протяжность фразы. Взгляд скользит неторопливо с одного предмета на другой, пытаясь охватить необъятность осеннего  дождя)

.2.Лексические особенности. Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано?

 Какие лексические пласты использует автор (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

 3. Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Используются  ли поэтом формы частей речи. Какую роль они играют в тексте?

4.Синтаксические особенности. Обратите внимание на количество предложений, их структуру. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

 Как все эти приемы способствуют созданию у читателя определенного настроения?

Работа над содержанием стихотворения (анализ текста на основе приема оппозиции):

1. Реконструкция текста (работа с 1 и со 2 строфами). Убираем ключевые слова. Ребята заполняют пропуски. 

2. Составление ассоциативного ряда к ключевым образам (капли - слезы, печаль; тень - мрак, ночь, страх, тревога; радуга - блеск, цвет, радость).

3. Беседа по вопросам:

- Какой художественный прием преобладает в 1 и 2 строфах? (Оппозиция: свет - тень, ненастный день - радуга).

- В природе противоречия. А что можно сказать о чувствах героев? Что сулит им встреча? (Встреча в ненастный день предвещает печальный исход отношений лирического героя и героини. Но "радуги", рассказавшие о приближающемся чувстве, становятся символом радости жизни, счастья, которые приносит любовь).

- Почему, ощутив чувство любви, героиня поняла, что "как ни жила,... но мало, так мало на земле жила..." (ощущение полноты жизни, полёта дает человеку чувство любви).

4 Работа в парах. Внимательно прочитайте 4 строфу,  подберите синоним к слову "светились". (Сияли, блестели, искрились).  Почему автор использует именно этот глагол при описании лица лирической героини?

(Свет излучает душа влюбленной героини, от этого и капли светятся).

- Слово "слезы" несет двойственную семантику. Докажите это, обсудив в парах. (Плакать можно как от горя, так и от счастья). 

- Какое слово противоположно по семантике слову "свет" ("светились") из следующих 2-х строк? ("Безумства"). Опять оппозиция. Любовь - светлое, окрыляющее чувство - приносит боль и страдания.

- Какой этап отношений героя и героини мы видим в последней строфе? (Отношения закончились, но воспоминания остались в сознании героя "Я голос твой далекий слышу..."

- Как соотносится картина природы, написанная в финале стихотворения, с душевным состоянием героев?

 

 Стебенькова Л.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толстова Е.В.

   Анализ изобразительных      средств

 Работа в парах

 Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, антитезу, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема?

 

Как вариант заданий в микрогруппах: найти ответы на вопросы:

 1. Найдите лексический повтор и определите, какую роль играет лексический повтор в стихотворении.
(И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила. - Повтор усиливает чувство сожаления  о том, что героиня мало жила на свете)


 2. Найдите в тексте эпитеты и определите, для чего использует их автор.

(Обратите внимание на то, что средств выразительности немного, в основном это эпитеты: ненастный день, неяркие фонари, голос далёкий - они носят эмоциональную окраску, создают тревожное, минорное настроение)

 3. Вспомните, что такое символы, определите, есть ли в произведении символы и для чего они используются.

(В качестве символа здесь может выступать ненастный день, который имеет двуплановое звучание: это и просто дождливый, пасмурный день, и в то же время символ жизненных перемен, жизненных испытаний.

Лето, которое миновало, символизирует расцвет, вершину)

 4. Вспомните определение антитезы. Согласны ли вы с тем, что автор противопоставляет прошлое и настоящее? Обоснуйте своё мнение.

(Во-первых, первая строфа - воспоминание о прошлом, о первой встрече, когда любовь, уже пережитая, воспринимается только как предчувствие будущего:

И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей...

Во-вторых, финал стихотворения:

И дождь всю ночь стучит о крышу,
 Как и тогда стучал всю ночь, - 

говорит о том, что воспоминания героя о той ночи навеяны дождём)

 Стебенькова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 Чурикова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сопоставление начала и конца стихотворения

 Как утверждает литературовед Холшевников, в любом поэтическом произведении существует лирический зачин, который настраивает читателя на определенную эмоциональную волну, и его концовка  - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

Сравните первую и последнюю строфы стих–я. Как звучит начало? Финал? Опишите картины, нарисованные  автором. Чего в них больше: схожести или разности? Какова связь между ними – уподобление, контраст и т.п.

Каким настроением проникнуты эти строфы? Каков итог лирического высказывания? Как достигается автором эмоционально-смысло­вая целостность стихотворения?

Что можно сказать о композиции стихотворения? (Картина ночного дождя "обрамляет" стихотворение).

Найдите прием оппозиции в этих описаниях ("капли , летящие из света в тень" - "дождь стучит по крыше..."; тогда капли летели из света, а теперь дождь идет ночью (слово ночь повторяется 2 раза).

Какие чувства вызывает у вас финал стихотворения?

 Стебенькова Л.Н.

 

 

 

Толстова Е.В.

       Вывод

1. Биографическая справка (индивидуальное задание).

Стихотворение А. Тарковского "Ночной дождь" посвящено Марии Фальц, возлюбленной поэта. Мария Густавовна (немка по происхождению) была на 9 лет старше Арсения Алескандровича. Она была "соломенной" вдовой офицера Колобова, пропавшего без вести в гражданскую войну. 

Несмотря на все препятствия Арсений и Мария встречались.

Даже после расставания Тарковский не мог забыть Марию. Он тяжело переживал её смерть.  Ей посвящено около 20 стихотворений Арсения александровича.

2. О чем же это стихотворение? Определите его идею. (О великой силе любви, о страданиях, с которыми неизбежно связано настоящее чувство, о взаимосвязи человека и природы...)

 

 В автобиографии  А. Тарковский отмечал: «Главное для меня — это поэзия, которую я понимаю как жизнетворение»

    Что такое “жизнетворение”? Почему, по - вашему, Тарковский считал, что поэзия способна “творить жизнь”?

 Сообщение подготовленного к уроку ученика:

 Есть предположение, что стихотворение «Ночной дождь» посвящёно Марии Фальц.
В Елисаветграде среди соседей Тарковских по Александровской улице была семья Густава Фальца, бывшего управляющего имения барона Фальц-Фейна. Он переехал сюда вместе с дочерью Марией и жил в небольшом доме, в котором
ныне располагается музей Арсения Тарковского. В доме-музее до сих пор сохранилась небольшая сцена. На ней, по свидетельству старожилов, проходили домашние спектакли и поэтические чтения, в которых принимал участие и Арсений Тарковский. Мария была немного близорукой, но очень привлекательной, умной, образованной, прекрасно пела и играла на рояле, особенно часто – Шопена. Она была неизменной «душой» тёплых музыкальных и литературных вечеров. С Тарковским их разделяла пропасть в 9 лет, что было в то время немыслимо для общего будущего. Однако именно Мария стала Прекрасной Дамой поэта, которой он всю жизнь так и будет посвящать стихи.
     Они расстались в 1925 году, когда Арсений уехал учиться в Москву, а она - в Ленинград. Есть сведения, что он приезжал к ней в 1926 году в Ленинград, но она предложила ему расстаться окончательно. Возможно, она уже знала, что больна и не хотела связывать молодого, много моложе её, поэта, перед которым брезжило большое будущее.
В 1932 году Марии Фальц не стало, она умерла от туберкулёза в доме своей сестры в Славянске. И Арсений Александрович тяжело переживал эту утрату.

   - Стихотворение «Ночной дождь» Арсений Тарковский написал в 43-м году. Он уже больше года находился на фронте. Совсем скоро, в декабре,– тяжелое ранение, шесть операций и ампутация правой ноги...

     Нам понятны его мысли и чувства, мы способны их разделить, значит, они свойственны человеку вообще...

 Задание на выбор:

  1. Написать эссе "Встреча в ночи..." (по впечатлениям от стихотворения "Ночной дождь")

 2. Создать плейкаст "Ночной дождь"

 3. Познакомиться с творчеством современного художника Л.Афремова. Какие строчки стихотворения можно соотнести с его картинами ?

Толстова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Стебенькова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Мне понравилась работа над структурным содержанием стихотворения, задания для групп, предложенные Стебеньковой Людмилой Николаевной. 

С уважением, Лариса Михайловна.




На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Очень подробный структурный анализ. Спасибо, Людмила Николаевна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Со звуками дождя очень интересно....Вообще, слушать дождь красиво. Сначала насторожили слова Роберта Браунинга. Но потом поняла, они как раз подходят к понятийному осознанию любви : любовь - слёзы, любовь-свет. Спасибо, коллеги,  за работу!

сомишна




Фото пользователя Наталия Николаевна Кочеткова

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Очень понравился вариант анализа, предлагаемый Л.Н. Стебеньковой




Фото пользователя Татьяна Николаевна Чупина

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Поддерживаю коллег. Анализ Л.Н. Стебельковой интересен.




Фото пользователя Татьяна Александровна Шатько

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Уважаемые коллеги! Мне понравились формы работы, которые Вы предлагаете. 




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


С уважением В.И. Громова




На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Интересные формы работы предложены коллегами: реконструкция текста и создание ассоциативного ряда.  Акцент переносится на эмоциональное, чувственное понимание и осознание произведения.

Марина Белова




Фото пользователя Наталья Анатольевна Жиркина

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


У каждого можно найти какую-то изюминку.Спасибо всем.




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)


Молодцы, коллеги! Интересная работа у вас получилась. Особенно понравились индуктор и структурный анализ стихотворения. Хорошо поработали!yes

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн