Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социоконструкция. Группа 2 (результат)

    Выберите действие:

 

 

Группа 2

 

   

Этапы анализа стихотворения

Приемы работы с текстом

Ф.И.О. учителя

Мотивация

Индуктор

Прозвучала песня В. Кузьмина «Я не забуду тебя никогда». SaveFrom.net

Какие у вас возникли ассоциации? Запишите.

Любовь, разлука, печаль, слезы, потеря, несбывшиеся мечты, воспоминания и т.д.

Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Кочеткова Н.Н.

Выразительное чтение стихотворения

Прослушиванеи аудиозаписи стихотворения

 

 

1.Подготовительная работа (слушание музыки, краткое сообщение учителя о жизни поэта,  истории создания стихотворения).

2. Чтение стихотворения учителем (желательно наизусть).

3.Выяснение эмоционального уровня первичного восприятия.

4. Чтение текста по частям, анализ, подготовка к выразительному чтению.

5.Словарная работа.

6. Чтение стихотворения учениками (под  аккомпанемент  музыки  Глинки). 

 

 

 

Прослушивание романса Николая Ширяева "Сияла ночь. Луной был полон сад" в исполнении Олега Погудина: http://classic-online.ru/ru/production/23110

Вопрос к учащимся:                              - Каким вы представляете себе автора слов романса?

Демонстрация портрета А. А. Фета. Объявление темы урока.

 

 

1.Орг. момент.

2.Сообщения учащихся о жизни А.Фета.

 3.  Краткая  история  создания  стихотворения   «Сияла  ночь…»    

      …..В основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не является зеркальным отражением происшедшего. В конечном счете,  это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви вообще.

Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой.

Сосредоточим внимание на стихотворении «Сияла ночь» и попробуем выявить выразительные средства и приемы, использованные автором для создания картины и музыкальности произведения.

5.Выразительное  чтение  стих-я  под  аккомпанемент  музыки  Глинки. Чтение стихотворения учителем (обязательно наизусть).

-Какое  воздействие  оказало  на  вас  это  стих-е?  Какие  картины  вы  представляете,  читая  стих-е?  Обратите  внимание  на  лексический  строй  стих-я. 

-Найдите  слова,  связанные  с  музыкой.  (Рояль,  струны,  песня,  пела,  звук,  голос  и т. д.)

-Случайно  ли  это?

6 .  Словарная  работа.

7.Чтение стихотворения учениками.

Фролова Т.Н.

 

 

 

 

Шатько Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стефанова Л. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова В.Г.

Слово учителя

Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

                                            А. Фет        

(Слово учителя. Внимание на портрет)

     С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может пока-заться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а, мо-жет, просто управляющий имением.

     Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрыва-лось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.
Но Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-художник. Удивительно редкий сплав даро-ваний. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука - слова - красок.
     Наша задача - выявить это своеобразие фетовских стихов.
(Зачитать и записать эпиграф).
     А ведь Фет прав! Мир ощущений, впечатлений, переживаний настолько велик, что по-рой, кажется, слова теряют вес, значимость.
     «Фет лучшие свои минуты выходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…,- заметил Чайковский,- это не просто поэт, а скорее, поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом». На что Фет ответил: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих».
     Один из критиков Дружинин сказал: «Мы не знаем стихотворений Фета, составленных немузыкально».
     В чем заключается эта «музыкальная» особенность, разберемся на примере стихотворения «Сияла ночь». (Прослушивание аудиозаписи стихотворения.)

 

1. Вопросы к учащимся:

- Какие факты из биографии А. А. Фета вы знаете?

- Знакомы ли вы с его произведениями?

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с личностью А. А. Фета, постараемся проникнуть в его поэтическую мастерскую.

2. Рассказ учителя о загадочности личности А. А. Фета.

3. Чтение и обсуждение полярных высказываний современников о поэзии А. А. Фета (можно привести высказывания В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова,  А. М. Жемчужникова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.)

Вопросы:

- Почему современники по-разному оценивали творчество А. А. Фета?

- На какие грани его поэзии они обращают внимание?

5. П. И. Чайковский писал о Фете: “Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”. Поэзия Фета отличается мелодичностью, на его стихи написаны сотни романсов. Не случайно сегодня мы начали урок с романса  Ширяева "Сияла ночь. Луной был полон сад". Кстати, к  стихотворению А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад» обращались  двенадцать композиторов. Давайте и мы с вами на примере этого стихотворения попробуем постичь тайну поэзии А. А. Фета.

6. Знакомство с историей создания стихотворения: http://www.mmsk.ru/notes/note/?id=44152 (Воспоминания Т. А. Кузминской (Берс).

7. Чтение учителем стихотворения  «Сияла ночь. Луной был полон сад».

 

Орлова О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стефанова Л. М.

 

Майским вечером 1866 г. Фет впервые услышал пение Татьяны Берс (ей было 15-16 лет), сестры Софьи Андреевны Толстой.  Пение произвело на него огромное впечатление, и он назвал этот вечер «эдемским» (райским). Через 11 лет, в 1877 г., он вновь услышал пение Татьяны Берс (теперь уже Кузьминской), тогда-то и родилось это стихотворение Фета — одно из самых прекрасных о музыке и любви. Следует заметить, что А. Фет в то время был уже в преклонных годах и стихотворение не о чувстве Фета к девушке, а о высокой человеческой любви.

 

Слово учителя об истории создания  стихотворения.

   Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской, знакомой Фета, женщине обаятельной и живой, с красивым голосом, вошедшей в русскую литературу еще и как один из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. В книге воспоминаний осталась запись: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. Я пела Глинку, «Крошку» Булахова на слова Фета. Фет подошел и попросил повторить. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала с большими открытыми окнами в сад. В зале стоял рояль. Зашел разговор о музыке. Фет сказал, что музыка на него действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

- Вы пели, слова простые, а вышло сильно.

Наутро со словами «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера» он подарил мне это стихотворение. Позже на них положена музыка».

Прослушивание стихотворения в аудиозаписи.

 

_______________________________

Слово Учителя

    Любовная лирика Фета – это та область творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления. Л. Озеров писал: «Любовная лирика Фета – самая воспаленная зона его переживаний…» 
    Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года. Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии». 
    Стихотворение «Сияла ночь…» было создано поэтом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен. Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская - сестра жены Л. Н. Толстого - стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». В эпизодах толстовского романа и в стихах Фета мы можем услышать звуки ее пения: 
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, 
    Как и сердца у нас за песнию твоей.

 http://www.youtube.com/watch?v=Jej-OLl31lA


    Для Фета лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого «звука». 
    В данном стихотворении доминирует образ любви – воспоминания, которому время неподвластно: 
    И много лет прошло, томительных и скучных, 
    И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… 

Кочеткова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грезнева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

Корнева Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурный анализ.

 

-Какие картины вы видите, читая это стихотворение? Какие образы возникают? .

Стихотворение состоит из четырёх строф.

- На сколько частей можно разделить данное стихотворение?

Стихотворение можно разделить на две части.

Первая — воспоминание о любимой женщине и ее пении, которое вызвало у лирического героя необыкновенный душевный подъем:
    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    Его чувства усиливает ночной пейзаж, о котором сказано немного, но так емко, что ты сам видишь и чувствуешь настроение поэта. .
    Во второй части стихотворения — настоящее лирического героя, в котором он после долгих лет «томительных и скучных» услышал в ночной тиши ее голос:
    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    Что ты одна—вся жизнь, что ты одна — любовь.

Работа в группах.

Работа над первой смысловой частью.

 

Вопросы и задания для 1 группы

1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?   

2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?

3. Почему в 1  части стихотворения нет имен прилагательных?

4. Понаблюдаем над синтаксисом 1 части. Какие предложения использует автор? Почему?

5. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?

6. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?

7. Каково настроение лирического героя?

Вопросы и задания для 2 группы

1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?

2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?

3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?

4. Найдите определения во  2 части. Какую роль они выполняют?

5. Сравните наличие определений в 1 части и во 2. Почему в 1 части определения отсутствуют?

6. Какое значение имеет повторение последнего стиха в 1 и во 2 частях?

7. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения?

8. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.

 

 

Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший, оно необыкновенномузыкально, у каждой строфы своя звукопись.

Вопросы для анализа(РАБОТАЕТ ВЕСЬ КЛАСС)

- статичен или динамичен образ-переживание?

- найдите аллитерацию. Что достигается повтором тех или иных звуков?

- что можете сказать о синтаксисе стихов? Влияет ли он на напевность стихов?(синтаксический параллелизм во второй строфе, повтор союза что, использование однородных членов)

- С какой целью использует Фет анафору и повтор ( третья строфа)

- значение эпифоры в стихотворении. Как она связана с композицией, динамикой фетовской лирической миниатюры?

Работа по группам

Вопросы и задания 1 группе

1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?

2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?

3. Почему в 1 части стихотворения нет имен прилагательных?

4. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?

5. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?

6. Каково настроение лирического героя?

 

Вопросы и задания для 2 группы

1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?

2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?

3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?

4. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения.

5. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.

6. Какие звуки слышны во 2 части стихотворения? Какой фон они создают?

Затем группы обмениваются своими записями и заданиями, каждый что-то добавляет свое.

 

 

Фролова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова В.Г.

 

Вопросы и задания для групп

1 группа

- Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?

2 группа

- С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
- Что дает повтор союза во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
- Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?

3 группа

- Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием, повтора стиха (пусть не точного, а приблизительного)?
- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует здесь синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

- Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?

Орлова О.М.

 

 

Работа над содержанием стихотворения:

  - Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?
 - Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
 - Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?
 - С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
 - Что дает повтор союза во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
 - Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?
 - Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите ее функции.
 - Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием, повтора стиха (пусть не точного, а приблизительного)?
 - Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы:
 - Фонетические или синтаксические? Почему?
 - Как связаны между собой третья и четвертая строфы?
 - Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует здесь синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

-Какую рифму использует Фет?  (Перекрестная: абаб)

-Из скольких строф состоит стихотворение?  (Из  четырех)

-Определите стихотворный размер. (Шестистопный ямб)

-Определите в стихотворении инверсию. Какова ее роль?

- Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов  (по выбору).

Шатько Т.А.

 

 

 

Вопрос к учащимся после прослушивания стихотворения:

- Какие у вас возникли ощущения после прослушивания стихотворения? Какие картины вы увидели? Какие звуки услышали?

 

- Определите тему стихотворения.

(В этом стихотворении слиты воедино две темы - искусство и любовь.)

- Как построено стихотворение?         - Какие две смысловые части можно выделить в стихотворении?

(1 часть - картина музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе лирического героя; 2 часть – воспоминание, новая встреча, краткий миг счастья).

 

 

 

 

Вопросы для анализа:

 1. В чем сложность эмоционального состояния лирического «я» этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой и второй строф?
      2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
      3. Изменилось ли настроение в третьей и четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах «веровать» и «верить»?
      4. Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
      5. Что изменилось в отношении лирического «я» к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
      6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?
      7. Прослушайте романс Н. Ширяева «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

 

 

Стефанова Л. М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грезнева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Анализ изобразительных средств.

Каждая группа выпазительно читает свою часть стихотворения.

- Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению?

-Найдите метафору в 1 строфе.Какую роль она выполняет?

- Какая стилистическая фигура используется во второй строфе? С какой целью? (Синтаксический параллелизм. Цель этой фигуры очевидна: голос, внешность, талант молодой женщины глубоко волнуют поэта, ему хочется быть с ней рядом, любоваться ею. Его душа параллельно ее душе испытывает наслаждения от прекрасной музыки, которая рождает в сердце любовь).

-Какое выразительное средство встречается в 3 строфе?  (аллитерация). Определите ее функцию.

- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует здесь синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

-Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?

- Какие звуки слышны во 2 части стихотворения?

 

 

Рассмотрим стихотворение с точки зрения музыкальности.

 

- Какова звукопись этого стихотворения? Что достигается повтором тех или иных согласных звуков в 1-ой и 3-ей строфах?

- Какой прием музыкальности использует автор во 2-ой и 4-ой строфах, во 2-ой и 3-ей строфах?

- Расскажите о синтаксисе 3-ей строфы. Какой прием использует автор в ней?

- Как связаны между собой 3 и 4 строфы?

- В чем своеобразие окончаний 2-ой и 4-ой строф?

- Какова рифма стихотворения?

Вывод: Мы перечислили средства и приемы, создающие музыкальность и напевность фетовского стиха, но чего-то не хватает. Что для этого еще нужно?

________________________________

Анализ изобразительных средств стихотворения “Сияла ночь”.

- Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?

- Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?

- Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?

- С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?

- Что дает повтор союза во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?

- Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?

- Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите ее функции.

- Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием, повтора стиха (пусть не точного, а приблизительного)?

- Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы:

- Фонетические или синтаксические? Почему?

- Как связаны между собой третья и четвертая строфы?

- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует здесь синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

- Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия?

- Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?

Вывод:

- Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворением?

(Ритм, звукопись (аллитерация, ассонанс), повторы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора).

________________________________

Фролова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

 

 

Корнева Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вы заметили, что это стихотворение начинается как лирическая пьеса: сцена - затем-ненная гостиная, за ее окнами в лунном сиянии сад. Видим рояль, слышим музыку. Хотя в стихотворении ничего не говорится, мы ее слышим в звукописи.
    Фет часто использует древнейший поэтический прием – аллитерацию (повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков).
                Сонорные - самые звучные, именно они - [л], [н] - повторяются чаще других согласных. Певучесть тесту придают гласные: [и], [а], [о].
Это ассонанс (симметрический повтор гласных звуков).

     Вот как писал о звукописи один из первых символистов Валерий Брюсов: «…вся поэзия - в сочетании слов, в комбинации гласных и согласных, в аллитерациях, внутренних созвучиях и т.д. Только это дает стихам, поэзии ту силу, что она говорит более, чем вообще могут сказать слова. Без этого остается проза, пусть «художественная», но проза. 

Работа в группах

1 группа

- Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
- Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите ее функции.

2 группа

- Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?
- Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия.

3 группа

- Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворением? 

 

Орлова О.М.

 

-Стихотворение « Сияла   ночь. Луной был полон сад...» совершенно по своей художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность. Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини, взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют поэтизмы, сравнения, метафоры, эпитеты.

-Подтвердите сказанное словами из текста.

Самостоятельная работа

-Какими средствами создается музыкальность  стихотворения? Обоснуйте свой ответ, будьте убедительны.

- С какой целью поэт использует изобразительные средства?

Шатько Т.А.
 

-Как создаётся музыкальность стихотворения?

1. Повторы сонорных [л], [л’], [н].

2. Чередование ударных и безударных слогов. Стихотворение написано шестистопным ямбом, в нечетных строках есть добавочные безударные слоги.

- Какие изобразительные средства языка использует А. А. Фет в стихотворении?

1. Поэтизмы (жгучая мука, веровать, изнемогая).

2. Сравнения (струны дрожали, как и сердца у нас; веет, как тогда).

3. Метафоры (сияла ночь, луной был полон сад).

4. Эпитеты (лет, томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки).

 

После выразительного чтения SaveFrom.netстихотворения возможно предложить ученикам следующие вопросы для выявления восприятия.

- Какие чувства испытывает лирический герой?

 

- От чего возникают эти чувства? (любовь и наслаждение музыкой).

После этого можно разделиться на 2 группы: одна анализирует стихотворение с точки зрения любовных переживаний, другая – с точки зрения восхищения музыкой.

Задание для одной группы

Аргументируйте суждение о том, что это стихотворение о любви.

Для этого выпишите опорные слова и выражения, обозначающие приметы темы любовного свидания.

Какова композиция стихотворения?

Задание для второй группы

Какое воздействие оказывает музыка на лирического героя?

Для этого найдите аллитерацию в первой строфе. Какова ее роль?

 - В каких строках мы видим единение людей и музыки?

Выпишите опорные слова, характеризующие пение героини. Как называется этот прием? Какова его роль в стихотворении?

 

 

 

Стефанова Л. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кочеткова Н.Н.

Сопоставление начала и конца стихотворения

   Сопоставление начала и конца стихотворения

 

      Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема.    Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.  Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:


Сияла ночь. Луной был полон сад.         Лежали лучи у наших ног…


     Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее.  Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство.  Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

    Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

________________________________

Сопоставление 1 и 4 строфы.

В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнию твоей.

Какие картины у вас возникают после чтения 1 строфы?

    Пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он хранил в памяти свежесть своих чувств и образ любимой. А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты:
    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
     Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 Какие картины возникают после прочтения 4 строфы ? Какое слово повторяется в 4 строфе и почему?

Корнева Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

 

Фролова Т.Н.

 

-В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой?

- Как это выражается в звучании  I строфы?

- Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

- Изменилось ли настроение в IV строфе? Каковы ключевые слова последней строфы?

- Что такое рефрен? Зачем автор использует этот литературный прием?

Шатько Т.А.
 

Можно предложить учащимся сопоставить стихотворения А. А. Фета " Сияла ночь. Луной был полон сад" и  А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье". В обоих стихотворениях показаны две встречи, между которыми «много лет прошло, томительных и скучных». Новая встреча — краткий миг счастья, восхищения  и духовного озарения. Любовь и искусство творят чудеса: "нет обид судьбы и сердца жгучей муки, а жизни нет конца".

 

 

 

 

Стефанова Л. М.

Вывод.  

Рефлексия

Вам понравился текст? Назовите основные признаки текста.

           (Основными признаками текста являются тематическое и       композиционное единство всех его частей, наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой).

          Сформулируйте темы стихотворного текста « Сияла ночь».

            (Любовь поэта;  неразделенная любовь;  ты – одна – любовь;  нет жизни без любви).

            Найдите строки в тексте, подтверждающие, что это стихотворение о любви.

           (Ты одна любовь, нет любви иной;  хотелось жить, тебя любить;  ты одна – вся жизнь, ты одна – любовь;  тебя любить, обнять и плакать над тобой).

              К какому стилю речи относится это             стихотворение?

             (К художественному стилю).

         ______________________________

Рефлексия

-  В стихотворении часто повторяется слово «любовь» и «любить», что говорит о главной теме произведения. Любовь – это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства. Желание любить подчеркивается рефреном: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой»

- Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

 

 

 

Рефлексия

Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца, его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества – вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно.

Что узнали на уроке?

Чему научились?

В чём польза урока?    

             Домашнее  задание.

1.  Написать  сочинение-рассуждение  «Музыка  в  моей  жизни».

2.      Анализ  стих-я  «Сияла  ночь».

 

 

Корнева Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

Фролова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова В. Г.

 

Рефлексия

     Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания и по воз-можности раскрывая собственное видение проблемы.

     А.А. Фет однажды написал: «Меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки…» В чем проявляется музыкальность лирики А.А. Фета?

 

Орлова О.М.

 

Рефлексия

- Чем интересно для вас стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад»? 

- Составьте синквейн к данному 

стихотворению.

Стефанова Л. М.

 

Рефлексия

-Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

-Какое  воздействие  оказало  на  вас  это  стихотворение?

-Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его поэтом - музыкантом?

-Создайте Плэйкаст к данному стихотворению.

Можно послушать романс SaveFrom.net (музыка Н. Ширяева исп. Юлия Зиганшина) и посмотреть клип. Таким образом у нас получится воздействие музыкой, словом, живописью.

Возвращаемся к мотивации. Данное стихотворение и о любви, и о воздействии музыки.

домашнее задание

Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос А.А. Фет однажды написал: "Меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки..." В чем проявляется музыкальность лирики А.А. Фета? (вариант задания С5 ЕГЭ)

Шатько Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кочеткова Н.Н.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана  Алексеевна  Сомова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Работы интересные. Понравилось ипользование с работами критиков (Орлова О.М), работа по подгруппам (Фролова Т.Н.). Спасибо.

сомишна




Фото пользователя Ирина   Владимировна Киселева

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Готовый сценарий урока. Спасибо, коллеги.

Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска




Фото пользователя Тамара  Анатольевна Коростелёва

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


 

Литературное произведение часто сравнивают с айсбергом. Разве не так? Только малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая - скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.

Коллеги, очень понравились предложенные вами материалы для анализа стихотворения А.Фета «Сияла ночь»..! Такие интересные и необычные формы работы помогут проникнуть в тайну стихотворения. Ведь отгадка его впечатляющей силы кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.




Фото пользователя Светлана  Алексеевна  Сомова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Я согласна с Вами, Тамара Анатольевна! Уметь читать - это одно....а вот уметь ВЧИТЫВАТЬСЯ и ПОНИМАТЬ - это на балл выше! Спасибо всем за подробный анализ стихотворения.

сомишна




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Отличная работа, коллеги! Мне просто нечего уже добавить, чтобы не повторяться. yes

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Коллеги, Ваша группа очень активно и плодотворно паработала! Всем хочется сказать большое спасибо! Особенно понравился анализ стихотворения, предложенный О.М. Орловой (все этапы), вопросы для работы в группах, предложенные Т.Н. Фроловой, начальный этап анализа, который предлагает Л.М. Стефанова. 

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Людмила Николаевна Стебенькова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Каких интересных, творческих учителей объединила работа над стихотворением Фета! Уважаемые коллеги! Результат Вашей работы- настоящее методическое пособие, из которого-убеждена- ЛЮБОЙ учитель найдет непременно то, что нужно именно ему к уроку. Предложенные формы работы над текстом, музыка помогут постичь и смысл стихотворения поэта,  и,наверное, прийти к пониманию того, что, как отметила Т.Н. Фролова,  "любовь – это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства." Искреннее спасибо за Ваш коллективный труд!




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Добрый вечер, уважаемые коллеги! Спасибо всем  за высокую оценку работы нашей группы. Всем удачи!

 С уважением Фролова Татьяна Николаевна




Фото пользователя Наталья Евгеньевна Дмитриева

На: Социоконструкция. Группа 2 (результат)


Сильная, хорошая работа всей группы. Несмотря на конец учебного года, есть еще порох в порохвницах! Великолепна, как всегда, Л.М. Стефанова. Хороший подход к структурному анализу у Фроловой Т.Н., Смирновой Г.В. Спасибо!!!