Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль экономики в жизни общества

    Выберите действие:

Фото пользователя Мария Николаевна Сонина
Размещено: Мария Николаевна Сонина - пн, 29/08/2011 - 17:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сонина Мария Николаевна, Панфилова Ольга Романовна, Сухорукова Надежда Александровна
Место работы, должность: 
  • Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №23 города Челябинска, учитель обществознания и экономики
  • Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Великие Луки Псковской области, учитель экономики
  • Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Лиман Астраханской области, учитель истории и обществознания
Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Экономика
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Конспект урока, ставший результатом сетевого взаимодействия учителей из трех субъектов федерации. Урок предполагает использование разнообразных сервисов Веб 2.0, разработанных авторами. При отборе сервисов авторы учитывали тот факт, что во многих образовательных учреждениях России стоят сетевые фильтры на часть сервисов, а потому использовали те из них, которые в большинстве своем могут быть сохранены на компьютере. Все материалы к уроку размещены на внешних сервисах, что облегчает знакомство с ними и избавляют от необходимости скачивания. Являясь частью интегрированной образовательной области Обществознание, урок предусматривает интеграцию еще и с литературой и краеведением. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.Требуемое время - 2 академических часа.</p>

Цели урока.

По итогам изучения темы учащиеся должны:

  • знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;
  • уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;
  • воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников..

Место урока в курсе.

  • Экономика. 10 класс. Профильный уровень. Данный урок может открывать изучение экономики в средней (полной) школе и является вводным в тему "Предмет и метод экономической теории".
  • Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Урок открывает изучение экономической сферы общества. На последующих уроках состоится знакомство с производственными ресурсами, основной проблемой экономики и главными вопросами.
  • Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. Это - первые два урока в теме 3. Поскольку на профильном уровне предмет "экономика" изучается как отдельный курс, на следующих уроках обществознания по данной теме будут рассмотрены вопросы взаимосвязи экономики с другими сферами общества.

Тип урока.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Требуемое оборудование. 

  • Компьютер (желательно с выходом в интернет, в случае его отсутствия все ЦОРы должны быть предварительно сохранены на компьютер)
  • Проектор
  • Колонки
  • Экран или интерактивная доска (функции программного обеспечения интерактивной доски не используется, но работа с интерактивной доской повышает внимание, позволяя управлять ЦОРами непосредственно с доски)

Список используемых ЦОРов

1) Мотивационное слайд-шоу

2) Презентация к уроку

3) Слайд-шоу для обсуждения школ экономической мысли

4) Тестовые задания для первичного закрепления и контроля разных типов

5) Облако слов для рефлексии

 

Список используемых для разработки и размещения ЦОРов сервисов Веб 2.0

Список использованной литературы

  • Задания и тесты по обществознанию" 11 класс. Библиотека журнала "Обществознание в школе" выпуск 8 (ч.2). - М., Школа-Пресс, 2000 г.

  • С.И.Иванов. Экономика, 10 - 11 кл. Профильный уровень. Учебник. В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2008.

  • Киреев А.П. Экономика: Для 10 - 11 классов общеобразоват.учреждений (базовый уровень), - М.: Вита-Пресс, 2007.

  • Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

  • Обществознание: Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

 

Система оценивания учащихся на уроке.

Оценивание учащихся происходит по накопительной системе. Используются два вида оценивания: взаимооценивание при самостоятельном выполнении заданий, и внешнее оценивание учителем (с помощью жетонов разного цвета, определяющего степень сложности вопроса и степень качества ответа). В конце урока все баллы, полученные учащимся, суммируются и переводятся в отметку по традиционной, пятибалльной шкале. По ходу урока происходит фиксация получаемых баллов в оценочных листах (на одном листе формата А4 размещено 2 оценочных листа). Оценочный лист размещен в сервисе calameo.

 

Ход урока.

Мотивационный этап.

Урок начинается с показа слайд-шоу. Содержание слайд-шоу интегрирует содержание учебного материала с краеведением, т.к. в нем представлен легко узнаваемый учащимися иллюстративный  материал, отражающий развитие экономики региона. Слайд-шоу выполнено с использованием сервиса DVD Slideshow Professional и размещено на сервисе YouTube

 

Слайд-шоу №1. Челябинск.

 

Слайд-шоу №2. Великие Луки.

 

Слайд-шоу №3. Лиманский район Астраханской области.

 

Перед просмотром слайд-шоу перед учащимися ставятся вопросы: какую сферу жизни общества иллюстрирует слайд-шоу? Почему вы так решили? Обоснуйте ответ. Обобщая ответы учащихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы и целей урока. Мотивационный этап завершается словами учителя: "Если посмотреть, о чём больше всего пишут газеты и говорит телевидение в начале 21 века, то обнаружится, что одна из основных тем - состояние экономики страны. Почему же об экономике идёт так много разговоров, почему из-за неё так много спорят политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют людей радоваться, огорчаться или тревожиться? Чтобы ответить на эти вопросы, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же означает понятие (термин) экономика и какую роль играет экономика в жизни общества".

 

Информационный этап.

План изучения нового материала.

  1. Экономика: наука и хозяйство. История экономики.
  2. Структура экономики.
  3. Экономические институты и экономические агенты.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации, которая выполнена в сервисе Prezi. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

 

 

1) Экономика: наука и хозяйство. История экономики.
 

Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором - П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс".

Экономика -это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что понятие "экономика" может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества. 

Различие между понятиями экономики как науки и как хозяйства разбираются с помощью демонстрации презентации. Для закрепления используется задание на соотнесение: Экономика: наука и хозяйство, выполненное в программе Hot Potatoes. Задание выполняется сначала индивидуально, в тетрадях, а затем проверяется путем взаимооценивания, при этом один ученик работает у доски.
Основные школы и направления экономической мысли изучаются в процессе работы в группах. Группы формируются по рядам, т.к. на данном этапе нет цели непременно организовать собственно групповое взаимодействие, необходимо лишь разделить учебный материал на части. Перед началом работы классу демонстрируется слайд-шоу (текст - А.С.Пушкин "Евгений Онегин"), которое выполнено с помощью сервиса Imagechef, тип созданного ресурса - "Поэтический калейдоскоп".
 

 

Каждый ряд получает текст - фрагмент неадаптированного источника социальной информации - отрывок из трудов представителей основных экономических течений. Раздаточный материал для групповой работы размещен в сервисе Scribd

Тексты для групп

 

Вопрос для работы с текстом: как отвечали на вопрос “Как государство богатеет?” сторонники той школы экономической мысли, с фрагментом работ которой вы знакомитесь?

Во время выступления групп перед классом ставятся вопросы:

1) К какой школе экономической мысли принадлежал Онегин? Ответ обоснуйте.

2) К какой школе экономической мысли принадлежал его отец? Ответ обоснуйте.
Первичное закрепление знаний о школах экономической мысли происходит с помощью задания на соотнесение, выполненного в программе HotPotatoes
 
2) Структура экономики.
На экране задание Сферы экономики (создано с помощью программы HotPotatoes). Учащиеся получают задание: работая индивидуально в тетрадях, разбить предложенные ситуации на четыре группы - по два примера в каждой. Задание может быть выполнено двумя способами:
  • путем актуализации знаний, полученных из курса основной школы - вспомнить, четыре сферы экономики и соотнести каждую из предложенных ситуаций с конкретной сферой;
  • в случае сложности при актуализации, попробовать выполнить задание логически, не просто разбив на группы, но и объяснить принцип этой разбивки.

 

3) Экономические институты и экономические агенты.

Данный вопрос изучается в процессе беседы учителя с классом.

Рыночная экономика возникает из взаимодействия (обмена товарами, услугами и деньгами) множества самостоятельных субъектов (покупателей, продавцов). Но в обобщенном виде можно считать, что в рыночной экономике имеются только три основных субъекта, каждый из которых играет определенную роль. Кто они? 

Да, это домохозяйства (семьи), фирмы и государство. Экономическая жизнь проявляется в том, что участники экономики взаимодействуют между собой, то есть координируют свою деятельность либо непосредственно, либо через рынки. Безусловно, и государство, и фирмы, и домохозяйства играют в экономической жизни важнейшую роль.

Вопрос классу: как вы думаете, какому из субъектов экономики отводится самая важная роль? Обоснуйте свой ответ. 

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что вся хозяйственная деятельность в любой стране осуществляется (должна осуществляться!) ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах. Да и деятельность государства, фирм, событий на рынках определяется решениями, которые принимают люди.

Задание: выполните тестовое задание “Субъекты экономики”.

Взаимоотношения между экономическими агентами регулируют экономические институты.

Вопрос: Как вы думаете, что понимается под понятием “экономические институты”?

Экономические институты - совокупность, созданных людьми, формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения экономических агентов.

Институтами являются как формальные законы (конституция, законодательные акты и прочее), так и неформальные правила (традиции, обычаи). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка в экономике. Институты уменьшают неопределённость, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми, создают определенные правила поведения экономических агентов в той или иной ситуации.

 

Аналитический этап.

Ученикам предлагается поработать с раздаточным материалом. Материал размещен в сервисе DocMe.

Раздаточный материал_роль экономики

После обсуждения вопросов к тексту, учитель задает вопрос: как соотносятся между собой экономическая теория и экономическая практика? Почему они не всегда совпадают? Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на то, что среди экономических теорий нет универсальных, которые отвечали бы за все вопросы практического ведения хозяйства в различных странах; кроме того, теории нередко содержат определенный идеологический заказ, игнорирующий возможности практики, реальные условия хозяйствования.

Первичное закрепление изученного материала происходит с помощью бинарного теста, выполненного в программе HotPotatoes

 

Рефлексивный этап.

Содержательная рефлексия происходит с помощью ресурса, созданного в сервисе Wordle.

 Экономика

В ресурсе перечислены основные понятия урока. Учащиеся должны, используя предложенные понятия, сформулировать основную идею урока, сделать вывод по итогам изучения темы.

Эмоциональная рефлексия происходит с помощью оценочных листов. На листах приведены предложения, требующие завершения. Первоначально учащиеся сами заполняюют рефлексивные листы (задача - дописать как можно больше предложений), затем, по одному зачитывают завершение одного любого предложения. Поскольку оценочные листы в конце урока собираются учителем для выставления полученным оценок в журнал, помимо оценок учитель получает богатейший материал для анализа состоявшегося на уроке взаимодействия.

 

Домашнее задание.

Помимо закрепления изученного материала по параграфу учебника, группе учащихся предлагается творческое задание - Вики-газета, выполненная в сервисе wikiwall. Ученикам предлагается макет сетевой газеты: начало сделано педагогом, а каждый из трех изначально пустых блоков предназаначен для заполнения учениками каждого из авторов урока. Задание к газете: "Используя полученные на уроке знания об экономике и дополнительную информацию по этой теме, заполните колонку №... так, чтобы Вашим сверстникам было интересно узнать для себя что-то новое. Газету заполняют 11-классники 3-х школ...В результате совместной работы должна получиться интернет-газета, которая будет опубликована на школьном сайте".


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Скибо

На: Роль экономики в жизни общества


Уважаемые коллеги замечательный урок у Вас получился, мотивационное слайд-шоу просто здорово!!!yes

С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область



Фото пользователя Ольга Романовна Панфилова

На: Роль экономики в жизни общества


Уважаемая Татьяна Анатольевна! Спасибо за интерес к нашему ресурсу! Очень приятно, что наша разработка Вам понравилась! Мы старались сделать урок интересным и насыщенным, впрочем, как и все конкурсанты.

С уважением, Панфилова Ольга.




Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Роль экономики в жизни общества


Оксана Петровна, Лилия Валерьевна, Елена Юрьевна, спасибо вам большое за ваше неравнодушие к нашей работе! Как нам кажется, группе удалось при коллективной работе сохранить в уроке индивидуальность каждого из учителей, работавших в ней. Кроме того, мы действительно думали и об учете возрастных особенностей учащихся - старшеклассников не привлечь просто яркой картинкой ЦОРа, тут важно еще за красивой картинкой не потерять содержание.

Комментарий был изменен с момента создания (mson, пн, 12/09/2011 - 03:54).

Все будет хорошо! Я узнавала!




Фото пользователя Елена Юрьевна Лось

На: Роль экономики в жизни общества


Отличный урок, отличная мотивация, прекрасная Prezi... Все логично, ничего лишнего, соответствует возрасту учащихся...

Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород




Фото пользователя Лилия Валерьевна Григорьева

На: Роль экономики в жизни общества


Уважаемые коллеги, поздравляю! Урок отличный, тщательно продуманный. Скоро у меня урок по подобной теме в 11 классе. А в экономике я не сильна. Ваша работа - хорошее подспорье. Спасибо.

LilyaGrig




Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева

На: Роль экономики в жизни общества


УМ-НИ-ЦЫ!yesИ мотивацию на занятие дали отличнейшую(что может быть интереснее и актуальнее проблем своей земли), и задания, чувствуется продуманы и отточены до мелочей...А уж WikiWall...действительно профессиональная идея! Заслуживаете высокой оценки своего трудаenlightened




Фото пользователя Надежда Александровна Сухорукова

На: Роль экономики в жизни общества


Оксана Петровна, спасибо за высокую оценку нашего труда. Мы очень старались. Независимо от результата, конкурс нас многому научил: совместному взаимодействию в группе, владению разнообразными социальными сервисами, которые будем активно применять в своей практике.

С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"




Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Роль экономики в жизни общества


Коллеги, спасибо большое за высокую оценку нашей работы: нам приятно, что наш  совместный труд не остался незамеченным, мы правда очень старались.

Вы нашли способ, как сохранить ImageChef на компьютере? Поделитесь, пожалуйста.

Я сохранила "Поэтический калейдоскоп" как веб-страницу. Попробовала запустить ее без подключения к интернету на своем домашнем компьютере - все работало без проблем. Но на школьном не пробовала, т.к. интернет на уроке был.

 

Все будет хорошо! Я узнавала!




Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Роль экономики в жизни общества


Коллеги, урок отличный. Спасибо!

С уважением Анна Юрьевна




Фото пользователя Надежда Александровна Сухорукова

На: Роль экономики в жизни общества


Уважаемая Анна Юрьевна! Спасибо, что по достоинству оценили наш урок. Мы старались сделать его интересным и нестандартным. К тому же стояла задача использовать для урока наиболее рационально сервисы Web 2.0. В таком созвездии учителей других групп тоже хотелось выглядеть не хуже.

С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"



Поиск

Loading

Навигация по подшивке