Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным

Выберите действие:

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Submitted by Надежда Владимировна Кучмина on Tue, 30/08/2011 - 14:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бардина Татьяна Александровна, Коростелёва Тамара Анатольевна, Курышева Людмила Петровна, Кучмина Надежда Владимировна
Место работы, должность: 

учителя русского языка и литературы МОУ "Гимназия №1" города Балаково Саратовской области,  МОУ "Сосновская СОШ №2" Тамбовской области, МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов№8" Вологодской области, МОУ "СОШ р.п.Духовницкое" Саратовской области.

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Вводный урок литературы по творчеству А.С.Пушкина в 10 классе с применением сервисов WEB 2.0 Информационные источники www.as-pushkin.ru, http://pushkin.ouc.ru, http://festival.1september.ru/</p>

Цели урока:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

-развивать навыки выразительного чтения;

Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-формировать умение анализировать и сопоставлять  произведения разных видов искусства

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у учащихся познавательную активность, формировать умение работать с информацией, используя возможности компьютера, Интернет;

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование:

-компьютер с выходом в Интернет;

-мультимедийный проектор с экраном;

 

Используемые ресурсы:

- презентация, созданная в Prezi “Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным”;

- ЭОП    “Тропинки к Пушкину”, созданное в PowerPoint

- GOOGLE карта “Пушкинские места на карте России”

-раздаточный материал для учащихся.

 

 

1.   Вступительное слово учителя.

(Поэтический калейдоскоп: Е.Евтушенко, Молитва перед поэмой)

ImageChef.com

 

Да, поэт в России - это всегда гражданин, любящий своё Отечество, родную природу... Стремясь стать "образом века своего и будущего призрачный прообразом", Е. Евтушенко "просит смиренно помощи" у великих российских поэтов.

Как вы думаете, к кому он обратился первым? Что подтолкнуло Вас к этой мысли? Как бы вы определили тему нашего урока? (о Пушкине, поэте и гражданине).

Итак, тема сегодняшнего урока литературы – «Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным».                                                               

  Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому, что за окном осень - любимое время года поэта, потому, что сегодня мы продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине – это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией Пушкина.

Прошло уже более 200 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским местам, почитаем его стихотворения.

 

2.   Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в   Михайловском. 

Из предложенных слов соберите известное высказывание С.С.Гейченко о Пушкине. (Упражнение “Собери высказывание)

 

Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

                  Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.                             

Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

      Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

 

3.   У портрета Пушкина.

Мы у портрета Пушкина. У тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной есть стихотворение, которое так и называется «Перед  портретом Пушкина».  Послушайте отрывок из этого стихотворения:

Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

…Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достойна ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.

 

А какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет поэта? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина».)

 

4.   Дорогами Пушкина.

Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Давайте вместе пройдём дорогами жизни поэта, дорогами его творчества.

Деление на группы - “Тест ногами”.

На 6 партах расставлены аншлаги с картинками для работы, выданы карточки со стихами, надо подойти к подходящему аншлагу и продолжить работу  в группе.

Раздаточный материал для работы

Отчёт групп:каждая группа устно отвечает на поставленный вопрос, записываются все глаголы движения, подводим итог. Пушкин- путник, странник, путешественник. Его дорога разная в разные периоды творчества: это и разлука, и преследование в любви, это и выбор, и поэтическая дорога, и исторический путь Родины, а иногда - это просто дорога в ночи, зимой, в темноте.

 

5. Творческая мастерская               

Как красивы пушкинские стихотворения! Нам хочется разгадать секрет их впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.                            

 Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.                         

Стихотворение... Какие это слово вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник слова)

Да, творить стихи – это настоящее искусство. Кажется, поэтическое вдохновение не покидало Пушкина.

(Учитель открывает книгу, в ней  - засохший цветок.)

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?

 

6. Стихотворение «Цветок»

У Пушкина есть стихотворение «Цветок».  История написания его очень интересна.

«На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце!»        

Чтение стихотворения Т.Дорониной                    

(На партах - распечатка стихотворения)

Цветок// засохший, / безуханный,/

Забытый в книгевижу я;//

И вот уже мечтою странной/

Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//

И долго ль цвел?/ и сорван / кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //

Или разлуки роковой, //

Иль одинокого гулянья //

В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?

И нынче где их уголок? ///

Или уже они увяли,//

Как сей неведомый цветок? //

 

В этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.

На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок? Какие мысли посетили вас, когда вы слушали стихотворение?

 

Словарная работа

Какие эпитеты использует Пушкин в описании цветка? Что значит безуханный? («Безуханный» - неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый.)

Героя волнует только сам цветок? (не только цветок, но и человек, положивший в книгу растение – на память)

Почему в стихотворении так много вопросительных предложений? (Вопросительные предложения используются в монологической речи, способствуя более тесному контакту автора и читателя, читая эти строки, каждый размышляет о любви, разлуке и увядании).

 

Синквейн “Цветок”

 

Вы уже прослушали,КАК надо читать это стихотворение, а чтобы суметь так же (ну или почти так же) хорошо прочитать стихотворение самому, нужно прочувствовать его, понять. А  поможет его понять работа с таблицей.

                                   

            Строфа

            Что видим

            Как читаем

1 строфа

 

 

2 строфа

 

 

3 строфа (1 вариант)

 

 

4 строфа (2 вариант)

 

 

 

Лирический герой Пушкина размышляет о жизни, смерти, о любви, о смысле бытия. Как будете читать? (проникновенно, исповедально, размышляя).

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, глубины.  

 

Выразительное чтение стихотворения.

 

Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремлённым в будущее.

 

Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Цветок», будто слушаешь музыку. Эту музыку услышал и русский композитор  Н.Римский-Корсаков, который написал романс.

Сами по себе стихотворение без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать. Но в единстве они сильнее! Послушайте этот романс, в котором сливаются музыка и поэзия. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

Плейкаст “Цветок”

Цветок

Автор плэйкаста: ku4mina
Создан: 25 августа 2011 20:51

 

Ваши впечатления?

Обобщение: это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. А каждое новое поколение читателей будет открывать для себя его магическую тайну.

 

7. Тропинки к Пушкину.

Неразгаданных пушкинских тайн осталось много: был ли Пушкин в Саратове? Как учителем Пушкина был назван вологодский дворянин, поэт-романтик К.Н.Батюшков? Каковы тамбовские корни поэта? Предлагаю сегодня дать старт краеведческому проекту “Тропинки к Пушкину”, начали его, мы, ваши учителя, собравшись в Скайпе, а продолжите его вы, школьники из Вологды, Тамбова, Саратова(показ карты). Может быть, к вам захотят присоединиться и школьники из других регионов.

Для начала нами найдены узкие и короткие тропиночки, вам предстоить их расширить и продолжить (Демонстрация презентации)

Тропинки-к-Пушкину.
View more presentations or Upload your own.

 Интересным было наше путешествие по пушкинским местам, но пора возвращаться домой. Поэтому каждому из нас интересно знать, как связано имя Пушкина с нашим родным краем. Как в нашем …........увековечена память о Пушкине?

 

8. Рефлексия

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. 

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Подведите итог нашему уроку. Что вам особенно понравилось, а что, может быть, не понравилось? Что вас удивило, показалось необычным? А если кто-то затрудняется подвести итог нашему уроку, вам в помощь - облако слов. (Облако слов)

 

9. Домашнее задание.

По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Дерзайте!

 

10. Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.          

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!


Презентация к уроку.

 

Прикрепленный файл Size
ПУШКИН.rar 5 MB


Фото пользователя Наталья Геннадьевна Акимова

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Вечная поэзия и современные технологии! Замечательно! С благодарностью за урок!

С уважением, Акимова НГ




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Спасибо, Наталья Геннадьевна!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Лилия Алексеевна Воропаева

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Уважаемые коллеги! Хочу передать Вам "спасибо" от наших литераторов, которым я показала Ваш ЦОР на недавнем семинаре-практикуме .. .

Молодцы!

 

Лилия

Кто хочет, тот добьётся...




Фото пользователя Татьяна Александровна Бардина

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Большое спасибо, коллеги, за теплые отзывы об уроке! Хочу сказать о нашей групповой работе. Замечательная группа у нас подобралась. Работали очень творчески и слаженно, несмотря на проблемы с техникой. Надеюсь, что эти проблемы не помешеют нам и на уроке!!! Удачи всем участникам!




Фото пользователя Елена Юрьевна Лось

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Молодцы коллеги! Замечательно и красочно...

Особо меня впечатлила Prezi... Браво, Надежда Владимировна!

Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Спасибо, Елена Юрьевна!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Лилия Валерьевна Григорьева

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Уважаемые филологи! Урок замечательный, содержательный. Думаю, любой словесник оценит вашу работу очень высоко. И вы этого заслуживаете.

LilyaGrig




Фото пользователя Лилия Алексеевна Воропаева

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Уажаемые  Татьяна Александровна, Тамара Анатольевна, Людмила Петровна,  Надежда Владимировна!

Вы не только выбрали интересную и важную тему для своего урока, но и нашли способы увлекательно и нестандартно её преподнести. Очень полезной стороной Вашего урока. на мой взгляд, является краеведческий проект "Тропинки к Пушкину". С удовольствием познакомлюсь с осуществлением этой замечательной идеи. Сюжетная линия с "Цветком" - просто  yesyesyes

Обязательно порекомендую Ващ ресурс нашим учителям русского языка и литературы и, в первую очередь, своей подруге-литератору.

Поздравляю Вас с созданием великолепного ресурса и желаю Вам удачи в его практическом использовании!      

Комментарий был изменен с момента создания (Воропаева Лилия Алексеевна, вс, 11/09/2011 - 11:50).

Лилия

Кто хочет, тот добьётся...




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Спасибо, Лилия Алексеевна, за высокую оценку нашего ресурса!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева

На: Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным


Мне очень понравилось занятие. Думается, даже лентяи и лоботрясы на таком занятии будут сидеть, завороженные.winkНасыщенный материал, помимо содержательности, еще и эстетически приятен. Особенно понравились мне "Тропинки к Пушкину"!Вы проделали огромную работу и я желаю вам дальнейших успехов, коллеги!yes



Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн