Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социально-психологическое занятие по коррекции межличностных отношений подростков в классном коллективе "МЫ ВМЕСТЕ?!"

    Выберите действие:

Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева
Submitted by Оксана Петровна Фадеева on чт, 08/09/2011 - 18:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дабочкина Н.В., Лось Е.Ю., Фадеева О.П.
Место работы, должность: 

Дабочкина Нина Викторовна, МОУ Ивановская СОШ, с.Ивановка, Сампурского района, Тамбовской области, психолог;

 

Лось Елена Юрьевна МАОУСОШ №25"Олимп", Великий Новгород, учитель технологии, социальный педагог;

 

Фадеева Оксана Петровна Петровна, Богородицкая МСОШ Смоленского района, Смоленской области, психолог 

Регион: 
Смоленская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify"> Подростковый возраст - трудное время для ребенка. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. При этом ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неудовольствие родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности и мятежного поведения подростков. Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: &laquo;Не обращай внимания&raquo;, &laquo;Не принимай близко к сердцу&raquo;. Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что его не понимают, и ситуация только усугубиться. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена. Чтобы разрешить проблему взаимодействия со сверстниками, нужно дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Именно эти мероприятия мы реализуем в ходе представленного занятия.Социально-психологическая &nbsp;реабилитация отверженных детей будет происходить через осознание ими ошибок собственного поведения, обучение новым формам взаимодействия с одноклассниками и путем создания условий для повышения самооценки.&nbsp;</p>

Цель занятия: социально-психологическая реабилитация отверженных детей и коррекция межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Ожидаемые результаты занятия:

 метапредметные:

  1. Оптимизация межличностного общения учащихся
  2. Формирование у школьников навыков коллективного интернет-взаимодействия
  3. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме

предметные:

  1. Ознакомление школьников с элементами психологического анализа  ситуации, поведения человека в ней и составление  характеристики личности
  2. Повышение интереса подростков к чтению художественной литературы
  3. Расширение знаний учащихся по использованию различных интернет - сервисов и получение навыков работы с сервисом WikiWall
  4.  Получение новых знаний и умений по работе с бумагой в технике оригами

личностные:

  1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему
  2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников
  3. Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки

Тип занятия: интегрированное занятие


Учащихся в аудитории: по количеству учащихся в классе

Продолжительность занятия:1 час

Используемая методическая литература и ресурсы:

В.Железняков "Чучело", М. : Дет. лит., 1988.

А. Чуричков, В. Снегирев "Копилка для тренера", С-Пб. :"Речь", 2006.

Б. Слуцкий "Величие души", ж-л «Слово\Word» 2005, №46

http://www.livelib.ru/book/1000160411

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%F7%E5%EB%EE_(%F4%E8%EB%FC%EC)

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=599794

http://www.loveorigami.info/gallery.php?cat=125

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, компьютеры для учащихся с доступом в интернет.

Используемые ЦОР:

Анкета по вывлению уровня взаимоотношений в классе

http://www.anketer.ru/vote/6JGrYyIdGh/

Презентация "Фильм о фильме "Чучело" 

http://www.calameo.com/read/000810625d8566bf6849b

Слайд "Схема составления портрета героя"

http://www.slideshare.net/losshk25/ss-9179121

Видео отрывок из фильма Р.Быкова "Чучело" 

http://www.youtube.com/watch?v=RUpWCDzTCUc&feature=youtu.be

Песня "Мальчишки-девчонки"

http://svidetel.su/audio/894

Поэтический калейдоскоп "Эпиграф к занятию":

http://www.openclass.ru/node/235218

Мозаика из слов:

http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110823/bc2b97a09682f820.gif
http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110902/06dfee7811fa2078.gif
http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110902/82b2122b6d9387f6.gif
  http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110902/6a03078dba731a16.gif                       http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110902/33066f1c72f4afcd.gif
http://cdn-users1.imagechef.com/ic/stored/2/110902/44215923912e8857.gif


Заготовка вики-газеты:

http://wikiwall.ru/wall/e52c256e32d1fd4c5259c7d8b93413b5/69eeb6533aa51e4...

Слайд "Оригами"

http://www.slideshare.net/losshk25/ss-9074214

Задействованные сервисы:

WikiWall, ImageChef, You Tube, "Свидетель", Slide Share, Calameo, Анкетер

Предварительная работа:

Просмотр фильма Р. Быкова "Чучело".

Анкетирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в классе (цель:выявить представления учащихся о своем классе, возможных проблемах взаимодействия с одноклассниками, а также определить актуальность и целесообразность проведения коррекции в данном классе).По результатам анкетирования, наличие таких проблем, как: отверженность, игнорирование подростков сверстниками, конфликтность класса, разрозненность послужит сигналом педагогу к проведению представленного мероприятия.
 
Технологическая карта занятия:

Этап занятия, его содержание Задачи этапа Ожидаемые результаты Время
 I этап. Начало занятия (4 минуты)
1. Введение учащихся в аудиторию, в которой на экране выведен эпиграф к занятию Концентрация  внимания учащихся  за счет активизации зрительного восприятия Эмоциональный настрой на занятие. Быстрая включенность в деятельность 2 мин
2. Чтение стихотворения Б.Слуцкого "Величие души" Стимуляция  интереса учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности Мотивационная готовность к занятию. Понимание актуальности обсуждаемой темы. 2 мин
II . Основной этап. Коррекционная часть занятия (42-50 минут)
1.

Презентация "Фильм о фильме" с комментариями учителя

 Просмотр видеоролика из фильма Р.Быкова "Чучело"

Введение учащихся в сюжетную ситуацию, понимание ее  неадекватности, а также "вклад" каждого героя в организацию проблемных отношений в классе Понимание подростками сути проблемы, особенностей поведения каждого их героев по отношению к новой однокласснице и друг к другу 15-18 мин
2.

Упражнение "Портрет героя фильма" :

Деление учащихся на 6 групп

Работа в мини-группах: составление портрета героя по схеме

Выступление с результатами

Обсуждение, добавление характеристик

Установление  осознанности материала, выявление неверных представлений и их коррекция

Обучение приемам анализа личности и ее деятельности: в частности, учим анализировать черты характера и негативные поведенческие реакции, как окружающих, так и свои

Актуализация знаний детей о возможных способах решения конфликтных ситуаций

Самостоятельное выполнение задания; активная и продуктивная деятельность, требующая применения знаний в знакомой и изменённой ситуации;

Видение подростками ошибок каждого героя в отношении преследуемой одноклассницы и определение правильных форм отношения к другому человеку с помощью выделенных самими детьми СОВЕТОВ  ГЕРОЯМ.

Формирование эмпатии (данное упражнение воздействует на эмоции подростков и помогает им глубже понять,а соответственно, и проанализировать поведение другого и исправить его ошибки.

Это все служит определенными мерами психологической  реабилитации игнорируемых и отверженных детей в классе.

10 мин
3

Двигательная разминка.

Упражнение "Однажды в автобусе"

Cнятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.

Сброс накопившейся усталости. 

Разрядка негативных эмоций.

Коллективное взаимодействие учащихся

2-3 мин.
4.

Методика "Правила общения в классе".

Мини-беседа, на выявление проблем класса и подведения учащихся к выводу о целесообразности применения правил

- расшифровка правил общения в предложенной мозаике из слов
-вывод варианта ответа на страницу вики - газеты "Мы вместе!"

-предложение учащимися своих правил общения в классе

-инструктаж учителя по основным правилам работы с сервисом WikiWall

 - творческая работа над созданием совместной вики-газеты

Уточнение наличия проблем взаимодействия в классе, осознание их подростками и активизация понимания учащимися необходимости общаться, соблюдая определенные правила.

Закрепление  у учащихся желания общаться в классе по другому сценарию, отличному от рассмотренного на занятии сценария произведения "Чучело"

Профилактика нарушений общения

Коррекция взаимоотношений школьников.

 

Выработка подростками  собственных правил регуляции взаимодействия в классе.

Понимание учащимися принципов и приемов саморегуляции и сотрудничества.

Устранение барьеров в общении.

Сплоченность учащихся в групповой работе

10-14 мин.
5.

 Изготовление символа - поддержки "Сердечко" 

Вывод на экран инструкционной карты

Изготовление сувенира"Сердечко" в технике оригами

Добавление к сувениру подписей в виде комплимента, пожелания....

Актуализация стремления учащегося позитивно относиться к сверстнику

Закрепление положительного отношения к одноклассникам.

Стимуляция нравственнох качеств-толерантности(желания быть терпимее, добрее), эмпатии (уметь представить ощущения  другого человека от  совершенного тобой положительного поступка) 

 

5 мин
III.Заключительный этап.Итоги.Окончание занятия.(6 минут)
1. Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я...."
 

Создание атмосферы доверия и понимания в группе

Рефлексия своего отношения к результатам занятия

Развитие навыков саморефлексии и самооценки.

Анализ внутреннего состояния и отношения подростка к проведенному мероприятию

5-6 мин
2.

Окончание занятия.

Представление на экране коллективной работы на WikiWall.

Вручение друг другу сувениров "Сердечко"

Активизация позитивных эмоций. 

Закрепление желания активно общаться со сверстниками в новой, оптимальной  форме.

Эмоциональная раскрепощенность учащихся, положительные эмоции  от процесса дарения и принятия одноклассником подарка.

Создание атмосферы дружелюбия и открытого взаимодействия

нет временного ограничения

Примечание: Максимальное время занятия- 60 минут.

План-конспект занятия:

Ход занятия:


I. Начало занятия.Эмоциональный и мотивационный настрой на предстоящую деятельность.


  1. Педагог вводит учащихся в аудиторию, где на экране размещен Поэтический калейдоскоп "Эпиграф" (отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого)


2. Педагог предлагает подросткам прослушать стихотворение Б. Слуцкого "Величие души" полностью:


А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?

А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.

Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Мне хотелось бы начать разговор с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами.Для этого давайте вспомним сам фильм и его главных героев.



II.Основной этап. Коррекционная часть занятия.

1.Презентация "Фильм о фильме"Чучело" , включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев, их поведение.

 

Презентация завершается показом видеоролика - отрывка из фильма, в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.

Примечание: Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. Потому как данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению, то есть к рефлексии увиденного в презентации и видеоролике.

 

2.Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма"


Подростки делятся (по желанию) на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующей схеме:


                  

 

         После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.

Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.

 Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети через примеры поступков и поведения персонажей фильма "ЧУЧЕЛО"  учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений. Таким образом, рассматриваемое задание  выстроено по принципу "параллельного действия" А.С.Макаренко.  В его основе - воздействие  на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.

Также в предыдущих 2х упражнениях происходит обучение игнорируемых и отвергаемых детей адекватному поведению в среде сверстников. Это происходит непосредственно через понимание ошибок собственного поведения (заискивания, терпение издевок, насмешек сверстников) и вырабатываемые самими детьми советами для героини Л.Бессольцевой.

 

3.Двигательная разминка 


Упражнение: "Однажды в автобусе". Цель: снятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики. Ведущий делит участников на 2 группы и просит стать их в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круги.

"Внутренний круг - это "билетики", а наружный - "пассажиры". Каждый пассажир имеет только свой билетик, стоящий напротив него. В центре стоит "заяц" - безбилетник". По команде "поехали" круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде "Контролер!" пассажиры начинают искать свои билетики, а "заяц" имеет право поймать любой "билетик". Пассажир, оставшийся без билетика, становится "зайцем".


4.Методика "Правила общения в нашем классе"


Педагог зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..

Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, педагог обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой,нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил КЛАССного общения". Далее учащимся (можно по группам- у каждой группы свой компьютер) предоставляются готовые, но зашифрованные, например, ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ ДРУГ с ДРУГОМ в КЛАССЕ:

 

Запрещается оскорбление и унижение другого человека!


Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!


Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!


Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!


Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине


   Будь доброжелателен, приветлив.

Улыбайся и проявляй искренний интерес  к другому!




Учащиеся разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его в вики-газете, т.е создают WikiWall. По окончанию работы  учащимся предлагается  дополнить полученный список своими правилами.

Примечание: 

Эта методика предоставляет возможность подросткам работать совместно, что повышает их групповую сплоченность и сотрудничество. 

Для отвергаемых и игнорируемых детей польза данного задания в получении нового, положительного опыта взаимодействия с одноклассниками.

5. Изготовление символа - поддержки "Сердечко"


Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема изготовления сердечка-оригами.


            

Примечание:педагог предлагает учащимся добавить к сувениру надпись с комплиментом или пожеланием однокласснику. Предложение не является обязательным для выполнения и его результаты (добавление или НЕ добавление надписи) служат своеобразным показателем отношения учащегося к одноклассникам.
 
III.Окончание занятия. Итоги. 

1. Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я...."
Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, свое отношение к происходившему, акцентирует свое внимание на наиболее понравившихся моментах и анализирует свое эмоциональное состояниепосле проведенного мероприятия.
Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить. В этот момент педагог выводит на экран коллективную работу WikiWall с правилами общения. Пример:
         
 

2. Вручение подарка однокласснику. Учащимся предлагается обменяться изготовленными бумажными сердечками - комплиментами, включается песня "Мальчишки-девчонки"

 

                

 

Примечание: заключительная часть занятия позволяет закрепить положительное отношение детей друг к другу и повысить самооценку игнорируемых и отверженныхподростков.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАНЯТИЮ:

Выполняя конкурсную работу, мы не раз сталкивались с серьезной зависимостью от работы интернета. Так, неоднократно получалось, что мы не могли продолжить свою деятельность по причине отсутствия или некорректной работы интернет-соединения. В связи с этим, нами было принято решение  продублировать все использованные сервисы в форме материалов, хранящихся на компьютере, и доступных педагогу в любой момент, независимо от наличия/ отсутствия интернета. Вариант же выполнения WikiWall мы видим в создании классной газеты на ватмане.

Дубликаты заданий занятия размещаем enlightenedв при ложенияхenlightened(по техническим причинам не удается прикрепить файлы к занятию, поэтому пока добавляем их в комментарии). При первой же возможности мы  прикрепим этот материал к конспекту занятия.

 



Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Уважаемые коллеги, спасибо за ресурс! Нам, педагогам, нередко не хватает поддержки психолога в обучении и воспитании детей, поэтому здорово, что вы создали ресурс, которым может воспользоваться для проведения занятия и классный руководитель. Потому, первое достоинство ресурса, которое я бы хотела отметить - это простота изложения и доступность - и для НЕпсихологов тожеyes В восторге от технологической карты - всегда восхищаюсь людьми, которые изначально могут четко спланировать и все этапы занятия, и - главное - сделать его детальный хронометраж (у меня у самой со временем тяжелые отношения). Понравилось и разнообразное и уместное применение сервисов на уроке. Замечательная изюминка - сердечко: просто, красиво, эффективно!yes Отличная идея использования сервиса "Мозаика из слов" для составления правил общения: с одной стороны правила заранее подготовлены учителем, с другой - ученикам ведь необходимо сформулировать их! То есть, с одной стороны - ощущение у детей сопричастности к происходящему, да и выполнять правила, составленные самими, намного приятнее. Но с другой - задложив в "мозаику" готовые предложения, учитель направляет учащихся, формирует ценности.

Теперь о другом. Некоторое сомнение вызывает использование фильма "Чучело". Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства. Я, разумеется, могу ошибаться, но я постоянно стою перед вопросом: ну, как залезть в головы к нынешним подросткам, старшеклассникам, с их "клиповым" мышлением, что их способно тронуть...Вот и сейчас в раздумьях: зацепит - не зацепит?

И - небольшое пожелание по оформлению. Ссылки всегда аккуратнее смотрятся в опубликованном ресурсе, если на них накладывать текст-название ресурса.

Все будет хорошо! Я узнавала!




Фото пользователя Елена Юрьевна Лось

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Спасибо, Мария Николаевна, за внимательный просмотр и анализ нашей работы. Мы действительно старались выполнить свое занятие максимально удобным для работы "любых" педагогов...

Коллективная работа, наверное, и хороша тем, что делая занятие "для себя", приходится думать "о других"...

Сначала каждый думает: "А удобно ли это будет моим коллегам по мини-группе? (ведь мы собрались такие разные, и предметы, и деятельность в школе, и образование)  

Потом постепенно думаешь уже более масштабно: уже хочется не просто показать свои умения, всех удивить и поделится опытом, а сделать, действительно, что-то реально полезное... В наше переломное время учителю порой некогда продумывать занятие до мелочей, а тут чувствуешь себя просто обязанным все предусмотреть: "А как сделать проще (но не в ущерб)... А вдруг у кого-то что-то не сработает?..."

Ну и, конечно, главные эксперты будут наши дети... Все ведь для них любимых... И воспитываем мы их, пока они нам не безразличны...

Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород




Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Мария Николаевна, спасибо Вам за широту и обстоятельность Вашего комментария. Очень мне понравились Ваши слова:"для НЕпсихологов тоже"! Потому как, составляя занятие,мы старались максимально адаптировать его к возможности  использования (в полном или фрагментарном виде) не только психологом и социальным педагогом, но и классным руководителем, и библиотекарем и учителем литературы..Видя такие моменты в отзывах своих коллег, мне думается, мы этой задачи достигли! 

Теперь о фильме..Согласна с Вами. Достучаться до наших "деток" порой очень сложно. Ваши сомнения были присущи и нам- мы долго думали, КАК сделать разговор о фильме "Чучело" актуальным и "трогающим" детей? В итоге было решено применить следующую  тактику: заменить стандартную беседу педагога с учащимися по фильму на самостоятельную деятельность учащихся, определение ими выводов, решений, рекомендаций. Этот тактический прием основан на понимании психологических особенностей подростков, которым   в этом возрасте очень важно иметь возможность высказать точку зрения,самостоятельно принять решение, самовыразиться и занять свою"нишу" в классе. А вот позитивность этого самовыражения и правильность выбранной"ниши" во многом зависит от правильно заданного педагогом направления, что  мы и планируем реализовать в занятии. 

Работа по произведению "Чучело" хоть и не является основной частью занятия, но, безусловно, очень важна- это некий эмоциональный "разогрев" и активизация личностной позиции учащихся. Если этот этап нам удастся- то за ним автоматически пройдут "на ура" и все последующие части нашего мероприятия (мы потом "отчитаемся" и доработаем погрешности, если таковые покажутсяsmiley)

Про ссылочки мы тоже учтем, согласна, в рекомендованном Вами виде они будут посимпатичнееwink

Спасибо, Мария Николаевна, за комментарий и наличие конструктивной критики и вопроса. 

Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 17:09).



Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Уважаемые коллеги, позвольте с вами не согласиться насчёт "Достучаться до наших "деток" порой очень сложно". Не так уж и сложно до них достучаться. Они совершенно такие же, как и мы 30 лет назад. Хорошие, добрые, бывают вредненькие (А мы не вредные?! иногда). Не такие уж они бесчувственные. Да, бывают жестокими. Опять же от непонимания жестоки. И наша задача - объяснить им то, чего они не понимают: попросить представить себя на месте отверженного.

"Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства." А я, пожалуй, придерживаюсь точки зрекния Булгакова (или Воланда, в чьи уста он вложил свою мысль),  что не сильно-то изменился человек за последнюю тысячу лет (а тем более лет 20-30)!

А посему считаю использование фильма "Чучело" вполне оправданным.

Вашу разработку обязательно использую, в следующем году (пока малы: действительно, не поймут многого - 5 класс). Вам - удачи!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Надежда Владимировна, я совсем не имела в виду, сравнивая нынешнее поколение учеников с предыдущими, категории сравнения: лучше-хуже, больше-меньше. Я глубоко убеждена в том, что новое качество жизни, новые универсалии, огромное количество информации и ее быстрое устаревание приводят к изменению способа восприятия информации школьниками. Говоря о "клиповом" мышлении, я имела в виду, к примеру, трудности формирования мыслительных алгоритмов (хорошо помню, что едва ли не с начальной школы (ну, или с начала средней) я знала-умела "как составить план", "как дать характеристику историческому событию (деятелю)" и т.п. Это как-то легко усваивалось и отлично воспроизводилось. Сейчас - нет! У нас по обществознанию работа с тем же планом есть и в ГиА и в ЕГЭ, Вы не представляете, какие работы приходится проверять! Вот, к примеру, фрагмент экзаменационной работы 11-классника этого года (выбрала пример, на тему, максимально приближенную к теме занятия). Необходимо составить сложный план ответа на вопрос "Социальный конфликт и способы его преодоления" (минимум три пунка, минимум два пункта - в формате сложного плана)

1) Социальный конфликт - определение.
2) Способы его преодоления:
а) способ 1;
б) способ 2;
в) способ 3.
3) Личное мое мнение:
а) вывод;
б) заключение.

Как Вам план? Можно ли на основании его оценить глубину знаний учениика по теме? Есть даже термин такой - "кризис человека". Под ним подразумевают неспособность человека в условиях огромных информационных потоков грамотно отбирать, классифицировать, оценивать информацию. 

При таком подходе происходит размытие границ значимых-незначимых смыслов. Именно это я и имела в виду, высказывая свои сомнения. Достучаться - да, можно! Но не всегда при этом работают традиционные способы передачи информации - раз, и не факт, что то, что цепляет нас, зацепит их - два. Кстати, освоенные нами сервисы Веб2.0 - отличное в этом подспорье: нше интернет-поколение учеников с удивлением взирает на то, что учитель может делать что-то, неведомое ему. Мне тут на днях 10-класники сказали (сразу несколько человек, в разных формулировках, но смысл один): "мы думали, что знаем много о работе в интернете, оказалось - не знаем ничего", и их это задевает! Вт Вам и познавательный интерес. 

То есть, дело-то ведь не в самом фильме "Чучело" (если говорить применительно о занятии), а о проблеме в целом.

Все будет хорошо! Я узнавала!




Фото пользователя Нина Викторовна Дабочкина

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Здравствуйте, Мария Николаевна! Очень приятно, что Вас так заинтересовало наше занятие. Согласна с Вами в том, что у нынешнего молодого поколения представления "добро" и "зло" значительно отличаются от нашего представления. Но может ли быть иначе? Жизнь-то изменилась. Да и извечный конфликт 2отцов и детей" пока ещё никому не далось разррешить.Но сострадание в глубине души осталось в детях, только мы, взрослые, своим формальным отношением стараемся задушить его: в школе главное - качество знаний и не важно, каким способом его добьёмся. Поэтому обращение к глубоко филосовскому (на мой взгляд) произведению "Чучело" посредством использования сервисов Веб2.0 будет своеобразным мостиком на пути к диалогу с детьми. И пусть в первый раз мы будем не поняты, но надеюсь появится интерес, наглядные образы оставят яркие впечатления и побудят к действию, а это уже не мало. Если постоянно обращать внимание детей на вечное доброе, то хоть маленький след в душе останется. А со временем - вода камень точит.




Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Надежда Владимировна, наша окружающая действительность, социальная ситуация, и многие другие факторы создают все предпосылки для появления у детей нарушений эмоциональной сферы, ухудшению их взаимодействия.. Можно не соглашаться со сложностью и проблемностью наших детей, и, в особенности, подростков, но статистика и практический опыт педагогов, психологов говорят о том, что по-прежнему растет агрессивность, тревожность, дезадаптация школьников, ухудшается их нервно-психическое здоровье..о росте правонарушений в подростковой среде даже говорить не хочется...Все мы в своей деятельности сталкиваемся с так называемыми "трудными"детьми..И часто, беседуя с таким ребенком один на один, мы обнадеживаем себя  эффективными результатами нашей беседы- КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО МЫ ОБЪЯСНИЛИ ЕМУ ВСЕ! А еще больше радуемся тому, КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ОН НАС ПОНЯЛ! Что же до ребенка..очень часто все возвращается "на круги своя", и вот снова мы беседуем, проявляем свое понимание, даем советы...Рано или поздно ребенку это надоедает и дальше его реакция меняется: от снисходительного кивания головой, до откровенного: "а Вам какое дело?!". Именно поэтому я и говорю, что порой достучаться нам до детских сердец тяжело.

В своем занятии мы отдали педагогу роль направляющего, а подросткам-главную роль. Это обусловлено тем, что для школьников младшего и старшего подросткового возраста БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ МНЕНИЕ НЕ ПЕДАГОГА, А СВЕРСТНИКОВ И КОЛЛЕКТИВА! поэтому на занятии мы обходимся без лишнего морализаторства(очень метко подметила Людмила Петровна), а мягко и ненавязчиво воздействуем на личность каждого участника занятия через коллектив и анализ каждым ребенком себя и своего поведения.

Надежда Владимировна, мне очень приятно, что Вы обозначили свою позицию и подняли волнующий вопрос. Надо заметить, что бывают и исключения из общих правил, статистик и т.д. И нисколько не удивлюсь отсутствию у Вас  вышеперечисленных проблем в общении с детьми-ведь и на первом этапе конкурса Вы многим из нас преподнесли урок взаимоподдержки и взаимопомощи! 

Ваши слова об обязательном использовании нашего ресурса в своей практике, придают  уверенности в своих силах перед предстоящим проведением  занятия. Спасибо Вам, Надежда Владимировна! ПРИХОДИТЕ ЕЩЕ!enlightened

Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 23:19).



Фото пользователя Елена Юрьевна Лось

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Спасибо, Надежда Владимировна. Я вообще считаю, что такие произведения должны быть обязательно  прочитаны с детьми... Как хорошо, что есть учителя литературы, которые делают свои уроки для детей, а не для реализации...

Да, я тоже считаю, что часто невнимательность, нечуткость и жестокость детей идет от их нежелания задумываться... остановиться...

Попробуем "повоспитывать"... И еще, будем воспитывать личным примером, не будем "вредными", а будем понимающими других... и принимающими других...

Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


Оксана Петровна, по поводу мероприятия у меня как раз вопросов нет: там всё продумано наилучшим образом. А высказалась в ответ на Ваше с Марией Николаевной обсуждение уместности-неуместности (Смогут ли понять?) использования "Чучела".

Возможно, да и наверняка, Вы чаще моего встречаетесь с "трудными" детьми. (Но разве во времена нашего детства не было таких?!) Но в общей массе, мне кажется, поколение растёт хорошее. Я начала работать в 90-е годы. И кажется, всё, что творилось в обществе, отражалось на детях. Теперешние дети мне нравятся гораздо больше. (Впрочем, может, я и неправа. Может быть, просто стала взролее и опытнее?).

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Оксана Петровна Фадеева

На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны


smileyyesНадежда Владимировна,я думаю-так и есть: стали и мудрее и опытнее,а потому и  СИЛЬНЕЕ. Но, возможно,  и в детях дело winkСложный это вопрос, о детях. Противоречивый. А "раскатала" я свой комментарий, даже сама впечатлилась-насколько меня эта тема волнует..blush Надежда Владимировна, пока Вы у нас, то хочется задать  вопрос , как к специалисту. Можно?angel

Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 23:37).


Навигация по подшивке