Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ нормативных актов и требований по проведению учебного процесса на основе технологий электронного дистанционного обучения

Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.

 

Анализ нормативных актов и требований по проведению учебного процесса на основе технологий электронного дистанционного обучения

 

Анализ нормативных актов и требований по проведению учебного процесса на основе технологий электронного дистанционного обучения

Дистанционные образовательные технологии весомо дополняют и расширяют традиционные формы организации образовательного процесса. Подобная форма освоения материала возможна для включения в программу на любом из имеющихся уровней образования. С помощью технологий дистанционного обучения осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а также консультирование и проведение дискуссий, тестирование знаний и навыков.

В целях развития системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества в Федеральной программе развития образования[1]одним из основных мероприятий обозначено развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных.

Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Эксперимент по введению дистанционных образовательных технологий проводился в РФ с 1997 по 1999 года[2]. За этот период, по данным Минобрнауки РФ, удалось уточнить направления развития и методы дистанционного обучения в Российской Федерации и получить поддержку в среде научно-педагогической общественности. И как результат был создан Совет по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации[3], к целям деятельности которого относятся обеспечение координации действий, экспертизы проектных заданий и результатов выполнения научно-исследовательских работ при создании и внедрении технологий дистанционного обучения в сфере профессионального образования Российской Федерации.

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в Законе РФ «Об образовании». Необходимо отметить, что дистанционной формы обучения в Российской Федерации нет, есть лишь дистанционные технологии обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
  Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Обычно дистанционные образовательные технологии применяются на уровне профессионального образования, как при реализации основных профессиональных программ, так и дополнительных (курсы, повышение квалификации, переподготовка и др.). Однако, в соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть также использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы подчёркнута необходимость поддержки региональных комплексных программ развития профессионального образования, которые предусматривают сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений[4].

Как правило, дистанционные образовательные технологии широко используются при получении образования в заочной форме или в форме экстерната. Весьма распространено заблуждение, что дистанционные технологии применяются только при заочном обучении. Напротив, в соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, использование дистанционных образовательных технологий возможно и на очной форме обучения. Использование дистанционных технологий в таком случае позволяет получать профессиональное образование без отрыва от производства даже по тем специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается[5]. Согласно разъяснениям Министерства образования РФ, изложенным в Информационном письме «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании»[6], для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционных технологий необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документ об образовании государственного образца – для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию).

Особые рекомендации в отношении применения дистанционных образовательных технологий существуют для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому[7].

Кроме того, обучение посредством дистанционных образовательных технологий могут получать безработные граждане[8].

1.2. Разработка требований и критериев, регламентирующих подготовку и проведение учебного процесса на основе технологий электронного дистанционного обучения

Требование о соответствии образовательных программ Государственному образовательному стандарту сохраняет силу и для программ, рассчитанных на применение дистанционных образовательных технологий. При использовании дистанционных методов обучения по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование программ курса обучения осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

Информационно-образовательная  среда образовательного учреждения должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся,  их  родителей  (законных  представителей),  педагогических работников,  органов управления в  сфере образования,  общественности),  в том числе, в рамках дистанционного образования[9].

Обучающийся посредством дистанционных образовательных технологий, сохраняет право посещать учебные, лабораторные и практические занятия, проходить текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию путем непосредственного взаимодействия с педагогическим работником. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. К образовательным учреждениям, претендующим на использование дистанционных образовательных технологий, применяются особые требования: наличие руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных технологий. В этих целях образовательное учреждение организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Вместе с тем, получение специальной лицензии на применение дистанционных образовательных технологий не требуется[10], так как Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий утратили силу.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137). Но итоговая аттестация не может быть проведена с использованием дистанционных образовательных технологий. Таким образом, обучаться на всех стадиях образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий можно, а закончить – нельзя. Итоговую аттестацию все равно необходимо проводить в очном порядке.

В рамках базовых требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций в формах и методах обучения, в том числе дистанционное обучение[11].

Представительство вправе осуществлять деятельность, способствующую организации образовательного процесса по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования, в том числе обеспечение учебниками, учебными пособиями, предоставление доступа к электронным ресурсам среднего специального учебного заведения, что делает возможным организацию образовательного процесса посредством дистанционных образовательных технологий[12].

Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения[13].

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • учебный план обучающегося;
  • программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);
  • учебники по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу);
  • практикумы или практические пособия;
  • тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
  • методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;
  • учебные (дидактические) пособия и задачники.

Обучение с использованием дистанционных технологий должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно-практических работ, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений содержат требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений по созданию условий, обеспечивающих возможность активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий), а также осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью[14].

 В части требований непосредственно к самим технологиям дистанционного обучения, применяемым на различных уровнях, существуют соответствующие нормативные акты. Например, Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения[15]включают в себя: 

  1. Общие требования к оснащению центров дистанционного образования комплектами программно-технических средств:
  2. требования к аппаратной платформе;
  3. требования к общесистемному и базовому прикладному программному обеспечению;
  4. требования к специальным функциям программного обеспечения, упрощающим работу с компьютерным оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. требования к наличию специального программного обеспечения, обеспечивающего поддержку процесса дистанционного обучения;
  6. требования к наличию периферийного оборудования;
  7. Дополнительные требования по оснащению комплектами программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов и рабочих мест педагогических работников;
  8. Дополнительные требования к оснащению комплектами программно-технических средств центров дистанционного образования;
  9. Функциональные и технические требования к типовым аппаратным и программным средствам, входящим в состав отдельных комплектов программно-технических средств;
  10. Общие функциональные требования к оборудованию и программному обеспечению;
  11. Требования к документации на оборудование и программное обеспечение;
  12. Требования к установке и подключению комплектов программно-технических средств к сети «Интернет»;
  13. Требования к техническому обеспечению и обслуживанию комплектов программно-технических средств, установленных у детей-инвалидов, педагогических работников, а также в центрах дистанционного образования детей-инвалидов;
  14. Требования к обеспечению методической поддержки педагогических работников по использованию поставленных комплектов программно-технических средств и возможностей сети "Интернет" для организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Так же здесь применимо Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06-1254 «Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».

Таким образом, распространение дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации выступает необратимым процессом, который требует системного подхода и разработки механизмов его регулирования.

От оценки эффективности отдельных программ с применением дистанционных технологий на основе сравнения их с традиционными методами обучения необходимо переходить к системному исследованию дистанционного образования в целом. Дистанционное обучение не должно заменить традиционные его формы, но оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществлять непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у индивида технологий быстрого получения, обработки информации и практического ее применения.

Можно выделить базовые требования к дистанционным образовательным технологиям:

  1. Требования к оснащениюцентров дистанционного образования комплектами программно-технических средств.
  2.  Требования к документации на оборудование и программное обеспечение.
  3. Требования наличия и доступности учебно-методического комплекса посредством дистанционных образовательных технологий.
  4. Требование о соответствии образовательных программ, рассчитанных на применение дистанционных образовательных технологий, Государственному образовательному стандарту.
  5. Требования к форме – дистанционные образовательные технологии могут быть использованы при реализации основных и дополнительных образовательных программ, но исключается возможность проведения итоговой аттестации с их применением.
  6. Отсутствие требований лицензирования применения дистанционных образовательных технологий.
  7. Требования проставления записи в конце оборотной стороны приложения к диплому для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием дистанционных образовательных технологий «Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий» и отсутствие такого требования к дипломам о высшем профессиональном образовании.

Критерии подготовки и проведения учебного процесса на основе технологии электронного дистанционного обучения:

  1. Соответствующий уровень профессиональной подготовки педагогических работников для проведения занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. При необходимости проведение повышения квалификации педагогических работников, задействованных в проведении занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
  3. Качество учебно-методических материалов[16]:
  4. содержание – полнота (отражение всех элементов государственного образовательного стандарта) и актуальность (обязательное наличие регионального и вузовского компонентов, соответствие текущему законодательству и общественной практике);
  5. комплексность – отражение все стадий формирования знаний, умений и навыков; изложение нового материала, закрепление на конкретном примере, проверка; достигается на этапе подготовки и экспертизы учебно-методических материалов.
  6. непротиворечивость – изложение материала должно включать те определения, которые являются общепринятыми в данной области знаний и согласованными для обучения по специальности.
  7. интерактивность – простота и гибкость изложения материала без ущерба для содержания.

 


 

 

Разработка рекомендаций по совершенствованию правовых нормативных актов, регулирующих администрирование дистанционного учебного процесса.

 

При внедрении новых дистанционных образовательных технологий, остро встают некоторые нерешенные правовые проблемы, для решения которых требуется корректировка существующей нормативной правовой базы.

Так ряд вопросов возникает при создании курсов дисциплин, преподаваемых с применением дистанционных образовательных технологий. Они могут создаваться как непосредственно самими преподавателями или специалистами по информационным технологиям, так и совместно. В связи с этим необходимо решение вопросов авторского права на создаваемые продукты, соразмерная оплата и источники финансирования создания объектов дистанционных образовательных технологий. В этом же контексте необходимо нормирование труда и оформление рабочего времени учебной нагрузки по созданию курсов дистанционного обучения[17].

Кроме того, необходимо учитывать специфику учёта рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

В отношении самих обучающихся также не решён вопрос о фиксировании и учёте посещаемости обучающихся занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, помимо этого, необходима регламентация процедуры контроля посещения. Немаловажно обозначение предельного количества обучающихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий.  

В соответствии с Порядком образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.Видится, что исключение из общего правила прохождение производственной практики с применением дистанционных образовательных технологий не должно быть столь категоричным. При обучении по специальностям, позволяющим в последствии осуществлять трудовую деятельность удалённо, что особо актуально для лиц с ограниченными возможностями, кажется вполне допустимым организация производственной практики с применением дистанционных образовательных технологий.  Кроме того, если производственная практика может проводиться по месту пребывания обучающегося, то итоговая аттестация проводится только в головном вузе, что нецелесообразно в контексте развития современной информационной инфраструктуры связи и возможных сложностей в части перемещений по территории страны. Видится возможным проведение итоговых аттестаций по месту обучения с применением телекоммуникационных средств связи с головным вузом (так называемый телемост), что обеспечит контроль со стороны последнего за процедурой итоговой аттестации. Государственные аттестационная и экзаменационная комиссии образовательных учреждений будут находиться в головных вузах, а в представительство или филиал головного вуза будут выезжать представители образовательного учреждения, обеспечивающие техническую поддержку проведения видеоконференции (телемоста) и идентификацию личности студентов[18]. Помимо этого целесообразно дополнить п. 6 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 положением о том, что образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ также через организации на основании заключенных договоров, что сделает возможным объединения на основании осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий.

Затрудняет эффективное использование дистанционных образовательных технологий и отсутствие лицензионных нормативов и аккредитационных показателей контроля учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии.

 


[1]Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной программы развития образования"

[2]Приказ Министерства образования РФ от 27 июня 2000 г. № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования»

[3]Утв. Приказ Минобразования РФ от 24.08.2000 N 2489  (ред. от 19.12.2000) "О создании Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации"

[4]Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"

[5]Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается"

[6]Инструктивное письмо Минобразования РФ от 03.07.1998 N 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании"

[7]<Письмо> Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06-1254 <О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации>

[8]<Письмо> Минобразования РФ от 23.09.2002 N 489/19-12 "О дистанционном обучении безработных граждан и незанятого населения в образовательных учреждениях"

[9]Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

[10]<Письмо> Рособрнадзора от 11.06.2004 N 01-17/05-01 "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования"

[11]Приказ Минобразования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.1997 N 1351)

[12]Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"

[13]Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"

[14]Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 N 19682)

[15]Приказ Минобрнауки РФ от 21.09.2009 N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" (вместе с "Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.10.2009 N 15096)

[16]Зенков М.Ю. Критерии и оценка качества учебно-методических материалов для дистанционного обучения [Электронный ресурс] www.smart-edu.com

[17]Электронный ресурс [http://www.pkipkro.perm.ru/pror-inf-tex/st-pravo.htm] (Дата обращения 8 ноября 2011 г.)

[18]Мартынова Т.Н.,  Сгибнева О.В. Правовые проблемы использования вузами дистанционных образовательных технологий при реализации программ высшего профессионального образования для студентов, проживающих в регионах России и за рубежом // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы, решения: Межвузовский сборник научных трудов. - М.:, МГИУ, 2009. - 500с., - С. 310-314.



На: Анализ нормативных актов и требований по проведению учебного


Работаю в отделении надомного обучения общеобразовательной школы. Данная тема крайне интересна и актуальна для нас. Нуждаемся в скорейшей нормативной разработке и регламентации применения дистанционного обучения: сейчас отдельные родители отказываются от использования такой формы обучения под предлогом возможной перегрузки больного ребенка

 



Навигация по подшивке