Вы не зарегистрированы

Авторизация



Описание механизмов и подходов к оплате труда преподавателей образовательных учреждений

Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.

 

Описание механизмов и подходов к оплате труда преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, или обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, при введении НСОТ

 

Описание механизмов и подходов к оплате труда учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, или обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, при введении НСОТ

 

Механизмы и подходы к оплате труда учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, или обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, при введении НСОТ

 

Особенности механизмов и подходов к оплате труда преподавателей, которые осуществляют педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях

 

Педагогическая деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, может осуществляться в следующих формах:

  • с использованием дистанционных технологий обучений (и в данном случае можно говорить о единых подходах в образовательном процессе в отношении учащихся, как привязанных, так и не привязанных к конкретному образовательному учреждению, так и в отношении обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно);
  • в традиционной, аудиторной форме, без использования дистанционных технологий.

В данном разделе отчета речь будет идти о механизмах и подходах к оплате труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, в традиционной, аудиторной форме, без использования дистанционных технологий. Особенностям механизмов и подходов к оплате труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий, посвящены последующие разделы отчета.

Применительно к системе оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, с использованием традиционных форм обучения должны быть применены те же подходы, которые действуют в настоящее время в системе общего образования после перехода на новую систему оплаты труда, поскольку специфика осуществляемой педагогической деятельности и ее трудоемкость остаются на том же уровне, изменяется только контингент учащихся. Однако, сложившиеся механизмы и принципы могут быть применены при выполнении определенных условий:

Первое условие - система оплаты труда учителей должна позволять осуществлять оплату за преподавание по отдельным учебным предметам, курсам, модулям образовательных программ, осваиваемых отдельными учащимися, а также «вычленять» размер этой оплаты в случае перехода учащегося в другое образовательное учреждение – по-разному может быть выполнено в зависимости от принятой в субъекте Российской Федерации системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.

Анализ региональных нормативно-правовых актов по системе оплаты труда работников образования позволяет выделить следующие основные подходы к построению системы оплаты труда.

  1. Система оплаты труда, построенная на базе Методики новой системы оплаты труда, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В большинстве своем, регионы, использующие данную модель оплаты труда, - это субъекты РФ, реализовавшие на своей территории комплексные проекты модернизации региональных систем образования. К числу регионов, применяющих данную модель, относятся: Краснодарский край, Тюменская область, Московская область (модель применяется только в отдельных муниципальных образовательных учреждениях, являющихся участниками КПМО), Самарская область, Свердловская область, Алтайский край (по данной модели финансируются отдельные краевые учреждения образования, участвующие в эксперименте по введению НСОТ), Воронежская область, Белгородская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия).
  2. Региональные тарифно-окладные системы оплаты труда работников образования. Данная модель оплаты труда включает в себя: систему должностных окладов (ставок), компенсационные и стимулирующие выплаты. К числу регионов, использующих тарифно-окладную систему оплаты труда в образовании, относятся: Алтайский край (все учреждения, помимо учреждений-участников КПМО), Московская область (также все учреждения, помимо учреждений-участников КПМО), Республика Карелия, Красноярский край, Псковская область, Саратовская область, Тверская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Чувашия, Санкт-Петербург.

         Основные различия между применяемыми в регионах моделями оплаты труда заключаются в:

  •  подходах к определению базовой (гарантированной) части оплаты труда;
  • методах расчета заработных плат работников: а) метод «сверху» («деления пирога» - в зависимости от объема ФОТ и величины ученико-часов); б) метод «снизу» - определение размера оплаты труда в зависимости от должностных окладов (или базовой единицы) и системы повышающих коэффициентов.

Главный принцип определения базовой части фонда оплаты труда в моделях, являющихся модификациями Модельной методики Министерства образования и науки РФ, – учителю оплачивается час его работы с каждым учеником (ученико-час). То есть устанавливается прямая зависимость гарантированной части заработной платы педагога от количества обучаемых им учеников. При использовании в субъекте РФ данной модели оплаты труда учителей возможно «вычленение» стоимости обучения каждого учащегося, и, значит, могут быть применены те же принципы для оплаты педагогической деятельности в интересах учащихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях.

При окладной системе оплаты труда не вводится учет численности учеников, наполняемости классов для определения базовой (гарантированной) части оплаты труда. Система и размер должностных окладов в данной модели утверждаются нормативно-правовыми актами регионального уровня (НПБ о введении новой системы оплаты труда и другими) и могут определяться разными путями:

  • должностные оклады (ставки) работникам образования могут определяться исходя из профессионально-квалификационных групп, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
  • отдельные регионы разрабатывают собственные тарификационные сетки для определения должностных окладов (ставок) работников образования;
  • для определения должностных окладов работников образования может применяться ЕТС.

В случае использования в субъекте Российской Федерации окладной системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений возможно признание отдельной категории учащихся - не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, - создание для этих учащихся отдельных групп (классов) обучения, расчет оплаты  труда учителей в зависимости от количества ученико-часов (с использованием методик, описанных выше) в этих группах (классах), а также применение дистанционных технологий для осуществления педагогической деятельности в интересах этих категорий учащихся.

Другое условие осуществления педагогической деятельности в интересах лиц, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, и использования для этого сложившихся подходов к оплате труда учителей заключается в следующем. Стимулирующие выплаты учителям по результатам работы с учащимися, не привязанными к конкретным образовательным учреждениям или обучающимися в разных образовательных учреждениях, должны определяться только по результатам работы с указанными категориями учащихся и, следовательно, должны распределяться не на уровне образовательного учреждения (по причине возможно малого количества такого рода учащихся в образовательном учреждении), а на уровне муниципального образования или даже субъекта Российской Федерации.

Поскольку характер педагогической деятельности не изменяется, то и перечень стимулирующих выплат должен быть таким же, как это принято в системе оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений. К выплатам стимулирующего характера, как правило, относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Еще одним условием внедрения в практике обучения по программам общего образования в интересах лиц, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, заключается в необходимости совершенствования управленческого учета различных категорий обучающихся, а также приведения этого учета в соответствие с бюджетным процессом и процессом подготовки бюджета на очередной год. Должно быть соблюдено выполнение следующих условий:

  • численность различных категорий учащихся на следующий год(не привязанныхк конкретным образовательным учреждениям, обучающихся в разных образовательных учреждениях, остальных учащихся) должна быть определена в ходе составления проекта бюджета субъекта РФ;
  • после принятия бюджета субъекта РФ не могут быть удовлетворены заявки на изменение категории учащегося – отнесение к обучаемым, не привязанным к конкретным образовательным учреждениям или обучаемым в разных образовательных учреждениях;
  • в ходе расчета размера субсидии на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях должны быть учтены все категории учащихся, субсидия определена с учетом различий в определении расходов на обучение и на оплату труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в отношении различных категорий учащихся.

 

Базовые принципы системы оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий

 

Система оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий, должна отвечать следующим принципам.

  1. Принцип «деньги следуют за учеником». Система оплаты труда учителей выступает как компонент норматива финансирования (или финансового обеспечения выполнения государственного задания в подушевом выражении).
  2. Система оплаты труда должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать возможность оплаты труда учителей при реализации ими частей общеобразовательной программы (по отдельным учебным предметам), отдельных модулей общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий.

Использование данного принципа в качестве одного из основополагающих позволит выстраивать единую систему оплаты труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии, как для учащихся, привязанных к конкретному образовательному учреждению, так и не привязанных к конкретному образовательному учреждению, так и обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно.

  1. Система оплаты труда учителей должна учитывать все виды деятельности, осуществляемые учителем в рамках реализации дистанционной образовательной программы, а также сложность этих видов деятельности. В силу характера дистанционных технологий в данном разделе учитывается, что обучение с использованием дистанционных технологий в большей степени индивидуализировано, и, значит, требует больших трудозатрат учителя. 
  2. Система оплаты труда должна позволять мотивировать учителей к переходу на новые подходы к предоставлению образовательных услуг (в том числе к дистанционной форме образования).
  3. Система оплаты труда должна позволять стимулировать учителей к повышению качества образования.
  4. Введение новой системы оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должно сопровождаться внедрением сопутствующих механизмов финансирования, обеспечивающих покрытие расходов, связанных с необходимостью технологического оснащения рабочего места учителя (учителей) для преподавания в дистанционном режиме.

Определение размеров оплаты труда учителей, преподающих по общеобразовательным программам с использованием дистанционных технологий, осуществляется на основании количества часов за одну ставку учителя, установленного нормативным путем. Поскольку для дистанционного образования не существует отдельных норм можно придерживаться нормативов, установленных для учителей, преподающих по общеобразовательным программам в недистанционном режиме.

Данная методика может быть использована в качестве примерной для установления систем оплаты труда учителей, оказывающих дистанционные образовательные услуги в рамках внебюджетной деятельности (то есть в рамках дистанционной деятельности, оплачиваемой из средств физических и юридических лиц).

Формирование расходов на оплату труда учителей, преподающих по дистанционным общеобразовательным программам, осуществляется на региональном уровне, в виде субвенции передается на муниципальный уровень и далее – на уровень образовательных учреждений. Для того, чтобы на региональном уровне осуществлялся расчет средств на оплату труда учителей, реализующих дистанционные общеобразовательные программы, на региональном уровне должны аккумулироваться данные от региональных и муниципальных образовательных учреждениях о количестве поданных заявок на дистанционное обучение, о количестве учителей, осуществляющих преподавание в дистанционном режиме, о продолжительности курса обучения.

Руководитель образовательного учреждения при определении размеров оплаты труда своих работников, реализующих дистанционные общеобразовательные программы, должен придерживаться методики, утвержденной на региональном уровне и используемой для определения расходов на оплату труда на региональном уровне.

Для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий должны быть установлены нормативы численности вспомогательного персонала с учетом масштабов образовательной деятельности с применением дистанционных технологий.

 

Методика определения размеров оплаты труда учителей, занятых в оказании образовательных услуг общего образования с использованием дистанционных технологий

 

В рамках финансового обеспечения оплаты труда за дистанционные образовательные услуги предлагается выделять следующие составляющие:

  • оплата труда педагогическому персоналу за оказание образовательных услуг с использованием дистанционных технологий;
  • оплата труда административного персонала за выполнение работ, связанных с администрированием процесса оказания образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (прием заявок, взаимодействие с органами управления образованием, начисление заработной платы учителям, взаимодействие с потребителями и др.);
  • оплата труда отдельных категорий вспомогательного  персонала:  системного администратора, специалистов по техническому обслуживанию компьютерной и иной техники и др.

Размер оплаты труда учителя, реализующего общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий, предлагается определять на основании следующих частей:

  1. Базовая оплата труда за проведение занятий с группой учащихся в дистанционной форме.
  2. Оплата труда за выполнение иных видов педагогической деятельности, имеющих индивидуальный характер по отношению к обучаемым (осуществляются в отношении каждого учащегося).
  3. Доплаты за квалификацию учителя (стаж, уровень образования, наличие степеней, почетных званий).
  4. Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
  5. Стимулирующие выплаты за качество образовательных услуг.

Отметим, что в формуле не указаны стимулирующие выплаты за достигнутые успехи в качестве образования, поскольку их предлагается распределять и рассчитывать отдельно. Введение премиальных выплат по результатам оценки качества образования учащихся, прошедших обучение по дистанционным образовательным программам, имеет своей целью стимулирование учителей к повышению качества образования и их большей заинтересованности в результатах своего труда.

Разделение оплаты труда по видам деятельности – выделение урочных занятий и других видов деятельности учителя, разделение на занятия с группой и в отношении одного учащегося – обусловлено следующими причинами.  Это различный характер деятельности: урочные занятия ведутся для группы в целом, в том время как такие виды деятельности, как:  проверка домашних работ (тетрадей), аттестация учащегося осуществляются в отношении одного ребенка, поэтому и расчет оплаты труда за них может определяться по-разному. Оплату труда за проведение итоговой аттестации (а, возможно, и промежуточных) необходимо рассчитывать отдельно, поскольку она проводится в очной форме и может выполняться как учителем, реализующим программу с использованием дистанционных технологий, так и учителем, осуществляющим очное обучение (в образовательном учреждении, где «прикреплен» потребитель дистанционных услуг и проходит обучение в обычной форме по другим учебным предметам).

Доплаты за квалификацию учителя (стаж, уровень образования, наличие степеней, почетных званий) необходимо вводить в дистанционном образовании, так же как они существуют в традиционных формах реализации общеобразовательных услуг. Это будет способствовать повышению квалификации учителей, и как следствие оказывать влияние на качество образования, полученного учащимися.

Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, также должны быть учтены, чтобы не входить в противоречие с принятыми нормами и правилами охраны труда преподавателей и учителей.

Компенсации на приобретение электронных  и иных книг, наглядных материалов, пособий, необходимых для ведения дистанционного образования, предлагается вводить по аналогии с компенсациями на книгоиздательскую продукцию, принятыми в общем образовании. В дистанционном образовании введение таких компенсаций в достаточном для приобретения соответствующих пособий размере будет способствовать привлекательности и повышению качества дистанционного образования.

Для расчета перечисленных выше составных частей оплаты труда учителя, ведущего дистанционную образовательную деятельность, могут применяться следующие методы:

  • почасовая оплата (или, как вариант, оплата за ставку учителя);
  • оплата видов деятельности учителя в расчете на одного учащегося исходя из норм часов на осуществление тех или иных видов педагогической деятельности в отношении одного учащегося;
  • фиксированные доплаты;
  • процентное соотношение составляющих оплаты труда учителя за дистанционные образовательные услуги (например, для определения стимулирующего фонда оплаты труда).

Для расчета заработной платы учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий,  в соответствии с предложенной далее методикой необходимо выполнение следующих обязательных условий:

  1. Учебно-тематическое планирование деятельности  учителя должно быть более детальным, чем при преподавании в обычной форме, - оно должно учитывать все виды он-лайн и оф-лайн  занятий с учащимися и устанавливать почасовое распределение времени на эти занятия. Например:

Таблица 2. Учебно-тематический план (дистанционное обучение)

 

Темы занятий

Количество часов (Условное обозначение — В)

Всего

 

Самост. работа учащегося

он-лайн и оф-лайн занятия учащегося с преподавателем ДО

Работа по e-mail, телеконфе-ренция

Он-лайн — лекции, консультации (чат, видеоконфе-ренция)

Оф-лайн — консультации (форум, e-mail)

Работа с www-ресурсами

 

 

 

В1

В2

В3

В4

Тема 1

6

2

 

2

 

2

Тема 2

8

2

1

2

1

2

Тема 3

10

2

2

2

2

2

 

  1. Должно быть осуществлено распределение видов педагогической деятельности и указаны часы на занятия с группой учащихся и на виды педагогической деятельности, осуществляемой отдельно в отношении каждого учащегося. Для последних должны быть разработаны нормативы времени, затрачиваемые на выполнение каждого вида деятельности в отношении одного учащегося (на проверку одной домашней работы, на проведение аттестации каждого учащегося и т.п.).

 

Базовая часть оплаты труда учителяза проведение он-лайн и оф-лайн занятий с группой учащихся определяется как произведение количества часов, предусмотренных образовательной программой (или модулем образовательной программы) с использованием дистанционных технологий на все занятия с группой, и стоимости одного часа преподавательской работы в дистанционном режиме. При использовании данной формулы предполагается, что численность учащихся в группе дистанционного образования либо жестко не закрепляется, либо устанавливается нормативно на уровне нормативной численности учащихся в классе в городской местности (то есть на уровне 25 человек в классе).

Доплаты за квалификацию учителяпредлагается сохранить по аналогии с оплатой труда при реализации образовательных услуг в обычной форме, а именно:

  • доплаты за  стаж работы (не за общий стаж работы, а стаж работы с дистанционными образовательными технологиями);
  • доплаты за уровень образования;
  • доплаты за квалификационную категорию
  • доплаты за наличие ученых степеней и  почетных званий.

Доплаты за стаж, уровень образования и квалификационную категорию устанавливаются в виде повышающих коэффициентов к базовой оплате труда учителя за проведение занятий с группой учащихся, а также к оплате труда учителя за проведение индивидуальных консультаций с каждым учащимся. Доплаты за наличие ученых степеней и почетных званий устанавливаются в виде фиксированной суммы.

Конкретные величины доплат за ученые степени и почетные звания, а также значения коэффициентов за стаж, уровень образования и квалификационную категорию должны устанавливаться органами управления образованием субъектов РФ в соответствии с аналогичными доплатами и коэффициентами, действующими в системе оплаты учителей, преподающих в обычной форме.

Систему компенсационных выплатв рамках оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий предлагается проектировать так же по аналогии с компенсационными выплатами, предусмотренными в системе оплаты труда учителей, преподающих в обычной (недистанционной) форме. Компенсационная часть оплаты труда формируется из выплат, определенных федеральным законодательством (за вредные и особые условия труда, работа в ночное время, за выполнение дополнительных работ (за рамками должностных обязанностей) и т.п.). Помимо этого, могут вводиться специальные региональные выплаты.

Компенсации на приобретение электронных  и иных книг, наглядных материалов, пособий, необходимых для осуществления педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий, устанавливаются в фиксированном виде по решению органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

 


»  Tags for document:

Навигация по подшивке