Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации

Фото пользователя Алексей Анатольевич Муранов
Submitted by Алексей Анатольевич Муранов on пн, 23/04/2012 - 13:43

 

Оглавление

Общие положения

Модели внедрения электронного дистанционного обучения  в систему общего образования

Нормативная база электронного дистанционного обучения

Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения

Информационная система дистанционного обучения

Компьютерное оборудование

Периферийное оборудование

Программное обеспечение

Подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения

Обеспечение методической поддержки преподавателей,  работающих в системе электронного дистанционного обучения

Заключение

 

Общие положения

Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения. Это связано с большими расстояниями до ряда удаленных населенных пунктов и, соответственно, сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

При этом во многом решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к интернету.  Возможность подключения к интернету обеспечена на данный момент во всех населенных пунктах Российской Федерации, существуют технические возможности подключения даже в кочевых населенных пунктах.

Широкое использованиевозможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы  обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.

 

Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

·        повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

·        обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

·        обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);

·        обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

·         обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

·         обеспечение возможности дополнительного образования;

·        обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

·        обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования[1], обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:

·        формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;

·        формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;

·        отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;

·        подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;

·        обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения;

 

Нормативная база электронного дистанционного обучения

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

·        учебный план образовательного учреждения;

·        учебный план обучающегося;

·        программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);

·        учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

·        практикумы или практические пособия;

·        тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;

·        методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;

·        комплекты электронных образовательных ресурсов.

Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

Имеющейся нормативной базы федерального уровня достаточно для организации электронного дистанционного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. На ее основе образовательное учреждение, использующее формы электронного дистанционного обучения, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения.  Локальная нормативная база зависит от выбранной модели электронного дистанционного обучения.

Однако существующая форма статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) предполагает, что все учащиеся обучаются в одном образовательном учреждении по всем предметам и не допускает возможности учета одновременного обучения одного обучающегося в двух образовательных организациях (образовательных учреждениях), например в очной школе и школе дистанционного обучения. Это затрудняет использование отдельных моделей электронного дистанционного обучения. Необходимо внесение изменений в форму статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) с целью обеспечения сбора информации об учащихся, получающих общее образование с использованием моделей электронного дистанционного обучения.

Локальная нормативная база в рамках новой системы оплаты труда, основанной на подушевом финансировании должна учитывать специфику учёта рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

Должен также решаться вопрос правил учёта посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.

Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию  и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.  

 

Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения

Материально-техническая база электронного дистанционного должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

·        деятельностная;

·        коммуникативная;

·        пространственно-предметная.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

·        исследовательская деятельность;

·        проектная деятельность;

·        творческая деятельность.

Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

·        гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности  и самостоятельного обучения;

·        партнерство педагога и ученика;

·        свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.  Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:

·        информационная образовательная среда;

·        средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия;

·        средства коллективной работы над материалами;

·        виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.

Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:

·        каналы связи;

·        система электронного дистанционного обучения, люеспечива.щая формирование информационной образовательной среды;

·        компьютерное оборудование;

·        периферийное оборудование;

·        программное обеспечение.

Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи:

Образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с  на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.  

 

Информационная система электронного дистанционного обучения

Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующего электронное дистанционное обучение – создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде. 

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (СДО).

С помощью системы дистанционного обучения:

·        разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно  разрабатывают и выкладывают содержательный контент;

·        учитель планирует свою педагогическую деятельность:  выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

·        администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

·        обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;

·        учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;

·        обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде;

·        все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации (образовательном учреждении) осуществляющем электронное дистанционное обучение. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО,  предоставляемый сторонней организацией. Например, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей среде всем участникам мероприятия «Развитие  дистанционного образования для детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта. Целесообразно создавать единые центры обеспечения электронного дистанционного обучения в субъектах Российской Федерации или центры по используемым моделям (группам используемых моделей) дистанционного обучения.

Важнейший компонент информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения), реализующей модели электронного дистанционного обучения, – информационная система электронного дистанционного обучения.

Информационная система электронного дистанционного обучения является одним из важнейших средств организации электронного дистанционного обучения, важнейшим компонентом материально-технического обеспечения и должна обладать следующими возможностями:

·        обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель – ученик»;

·        обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;

·        обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;

·        формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;

·        вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);

·        вести электронные дневники.

Возможности системы электронного дистанционного обучения непосредственно влияют на эффективность электронного дистанционного обучения. Используемая система должна удовлетворять описанным ниже требованиям по управлению курсами:

·        разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

·        учитель должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для учащихся,  учитель в соответствие с регламентом обращается к разработчику курса);

·        должна быть обеспечена возможность загрузки курсов в формате SCORM, а также курсов СДО «Moodle»;

·        должна быть обеспечена возможность включения в курс большого набора различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM-объекты, виртуальной белой доски, редактора «ленты времени», построения схем и др.

·        должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

·        должны быть предоставлены различные способы оценивания работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для критериального оценивания результатов обучения;

·        все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.

·        должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая в любой момент увидеть полную картину как участия в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

·        должна быть интегрирована электронная почта позволяющая отправлять  копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей и другую учебную информацию.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т.п., хранящегося как локально, так и на любом внешнем сайте.

Информационная система дистанционного обучения должна  обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, в том числе:

·        лекция, представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов;

·        глоссарий, позволяющий создавать и поддерживать список определений в формате словаря с возможностью производить поиск и перемещение по записям, используя алфавит, категории, даты и имена и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария встречающихся в тексте;

·        база данных,расширяющая возможности глоссария и позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая такие типы полей, как: дата, картинка, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, число, широта/долгота;

·        тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в тестах различных курсов, обеспечением возможности при необходимости автоматического оценивания и определением различных ограничений по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.;

·        задание,дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов;

·        семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ;

·        вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать  наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате.

 

Информационная система дистанционного обучения должна также поддерживать стандартные сервисы, в том числе:

·        различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ;

·        чатс использованием поддержки , картинок, математических формул и т.п.;

·        опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу;

·        wiki страница, обеспечивающая возможность редактировать любым пользователем;

·        блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.

Компьютерное оборудование

Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. В общем случае могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой.  Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.

На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют практически все современные мобильные компьютеры.

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя. Место расположения компьютеров учителей и учеников зависит от используемой модели электронного дистанционного обучения. Наибольшую сложность вызывает обеспечение компьютером рабочего места ученика, расположенного у него дома, необходимое при использовании моделей:

·        обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов;

·        обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном лечении в больнице;

·        обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном домашнем лечении;

·        обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

·        обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме.

При использовании моделей:

·        обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и находящихся на длительном домашнем лечении;

·        обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

·        обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме;

целесообразно ориентироваться на использование личных домашних компьютеров.

В остальных случаях необходимо ориентироваться на использование компьютеров образовательных учреждений.

Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика курсов.

Периферийное оборудование

Значительно увеличивает возможность обучения по ряду предметов наличие периферийного оборудования. К необходимому периферийному оборудованию, активно используемому в общем образовании необходимо отнести:

·        периферийное оборудование общего назначения:

◦    веб-камера;

◦   принтер;

◦   сканер;

◦   цифровой фотоаппарат;

◦   цифровая видеокамера;

·        специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов:

◦   веб-камера с возможностями большого увеличения (цифровой микроскоп);

◦   комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии;

◦   графический планшет;

◦   программируемые конструкторы;

◦   музыкальная клавиатура.

Место расположения периферийного оборудования учителей и учеников зависит от используемой модели электронного дистанционного обучения. Наибольшую сложность вызывает обеспечение рабочего места ученика, расположенного у него дома при использовании моделей:

·        обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов;

·        обеспечение возможности получения общего образования в дистанционной форме.

При этом модель обеспечения, обеспечивающая возможность получения общего образования с использованием дистанционных технологий в домашних условиях, может быть реализована в большинстве случаев только при условии, когда для оборудования рабочих мест учащихся компьютерным и периферийным оборудованием, а также обеспечения канала связи используются средства родителей. Исключение могут составлять только те случаи, когда государство не может предоставить другие способы получения общего образования (например, при проживании детей на удаленных территориях).

При использовании моделей:

·        повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

·        обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне для учащихся за пределами крупных городов; 

·        обеспечение возможности дополнительного образования;

·        обеспечение возможности обучения по отдельным предметам в дистанционной форме, для учащихся получающих общее образование в очной форме

необходимо ориентироваться на оборудование, устанавливаемое в образовательных организациях (образовательных учреждениях).

 

Программное обеспечение

На компьютерах учителей и обучающихся при использовании электронного дистанционного обучения должно быть установлено как минимум то же программное обеспечение, которое используется при очном обучении. Данное программное обеспечение должно включать:

·        информационные инструменты в соответствии с возрастом обучающего:

◦   общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т.д.);

◦   специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории); 

·        информационные источники;

·        комплекты ЭОР к используемым учебникам.

Поскольку обучение с использованием дистанционных образовательных технологий требует интенсивного использования компьютера, необходимо особое внимание уделить умению осуществлять десятипальцевый «слепой» компьютерный ввод текста всем участникам образовательного процесса – как учащимся, так и учителям.

Учащиеся, начиная с первого класса, должны одновременно  осваивать письмо на бумаге и на компьютере и к концу «букварного»  периода должны владеть техникой десятипальцевого «слепого» компьютерного ввода. Для учащихся других классов должен быть организован отдельный модуль по обучению десятипальцевому вводу текстов, а педагоги на первом этапе должны обращать внимание на способ набора текстов учащимися.

Для педагогических работников, ведущих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, должен быть организован отдельный модуль по обучения  десятипальцевому «слепому» компьютерному вводу.

 

Подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения

Для широкого использования различных моделей электронного дистанционного обучения необходимо уделить большое внимание подготовке кадров. При этом подготовка кадров должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты электронного дистанционного обучения, учитывать особенности различных моделей такого обучения. Особенно это касается педагогов, предполагающих работу по модели дистанционного обучения детей–инвалидов. В данном случае должны рассматриваться специфические особенности обучения в зависимости от имеющихся ограничений возможностей здоровья.

Повышение квалификации педагогов, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно вести с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать.  Курсы повышения квалификации должны быть построены таким образом, чтобы часть времени слушатели обучались очно, а часть – с использованием дистанционных технологий.

В результате обучения учителя должны обладать необходимыми знаниями:

·        об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам;

·        в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;

·        о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения в дистанционной форме.

Содержание повышения квалификации педагогов, использующих дистанционные технологии должно состоять из следующих блоков:

·        технологические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

·        педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

·        методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий

·        специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся и моделей электронных дистанционных технологий.

Программа повышения квалификации для каждого обучающегося (группы обучающихся) должна состоять из общих для всех - инвариантных модулей  и вариативных,  связанных  с предметной специализацией педагогов и целевой аудиторией, которую планирует обучать педагог по окончании курсовой подготовки. Также вариативные  модули должны рассматривать специфику моделей электронных дистанционных технологий.

Инвариантные модули:

·        технологические вопросы использования систем дистанционного обучения при реализации электронного дистанционного обучения;

·        педагогические и дидактические  основы обучения с использованием дистанционных технологий;

Возможные вариативные модули:

·        методика преподавания отдельных предметов (в соответствии со списком предметов);

·        специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся;

·        специфические аспекты различных моделей электронного дистанционного обучения.

Акцентирование обучения на информационных технологиях связано с умениями учителя использовать средства информационных технологий в качестве основного инструмента обучения. В результате обучения работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями, которые можно объединить в группы:

·        умение организовать собственную работу на компьютере;

·        умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;

·        умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;

·        умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

·        умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде;

·        использование программ для организации он-лайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени):  интернет видео-конференций, аудио-конференций,  чата;

·        умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения, как основного инструмента организации обучения с использованием дистанционных технологий;

·        ведение электронного документооборота.

Блок «Педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий» направлен на выявление различий между очным уроком в классе и уроком в интернете, в нем должны быть определены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В вариативном блоке по методике преподавания содержание определяется для каждого учебного предмета или предметной области отдельно. Изучаются специфика преподавания предмета с использованием дистанционных технологий, рассматриваются и подвергаются анализу дистанционные курсы,  электронные образовательные ресурсы по предмету, обсуждаются различные способы  преподавания предмета.

Содержание вариативного блока «Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся» определяется особенностями учащихся. Например, при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий содержанием являются основы коррекционной педагогики, при работе с одаренными детьми – психология одаренности и т.д.

 

Обеспечение методической поддержки преподавателей,
работающих в системе электронного дистанционного обучения

Для эффективного внедрения различных моделей электронного дистанционного обучения кроме подготовки кадров необходимо уделить большое внимание вопросам постоянной методической и консультационной поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения. Методическая и консультационная поддержка так же, как и обучение педагогов, должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты электронного дистанционного обучения, учитывать особенности различных моделей такого обучения.

Методическую и консультационную поддержку педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой работают педагоги.

Для методической поддержки также целесообразно использовать интернет-ресурсы организаций, занимающихся повышением квалификации (переподготовкой) педагогических кадров и социальных педагогических сетей.

Эффективная методическая поддержка требует разработки комплекта методических рекомендаций по использованию электронного дистанционного обучения в различных типах образовательных учреждений и моделях электронного дистанционного обучения.

Заключение

Для обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования необходимо широкое использование электронного дистанционного обучения, позволяющее учащимся из удаленных уголков страны, а также учащимся, не имеющим возможности посещать школу из-за ограниченных возможностей здоровья и по другим причинам, учиться у тех же преподавателей, что и учащиеся, проживающие в крупных городах, получать широкий спектр образовательных услуг. Широкое использованиевозможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы  обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Выделяются следующие основные дополняющие друг друга модели внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

·        повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

·        обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

·        обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения;

·        обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

·         обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

·         обеспечение возможности дополнительного образования;

·        обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

·        обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий учащимися, не имеющими возможность посещать школу по различным объективным причинам.

Существующая нормативная база, а также нормативная база, формируемая новым законом об образовании, позволяет осуществлять электронное дистанционное обучение, однако необходимо внесение изменений в формы статистической отчетности для учета обучающихся, получающих общее образование дистанционно.

Для успешного внедрения электронного обучения необходимо развитие материально-технической базы, прежде всего каналов связи, для обеспечения высокой скорости доступа к интернет как для образовательных учреждений, обеспечивающих дистанционное обучение, так и для обучающихся, в том числе с домашних компьютеров.

Важным направлением работ, обеспечивающих качество электронного дистанционного обучения, является подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения и обеспечение их методической поддержки.

 



[1] Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной программы развития образования"

 

 


»  Tags for document:

Навигация по подшивке