Вы не зарегистрированы

Авторизация



Описание механизмов проверки предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций

Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.

 

Описание механизмов проверки предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций

 

Специфика проверки работ учащихся в условиях дистанционных технологий обучения – представляет собой одну из существенных составляющих модели мониторинга качества образования. Данный процесс, включающий проверку и подробное рецензирование письменных работ учителем, выборочную перепроверку этих работ и проверку учительских рецензий тьютором-монитором, анкетирование учителей и учащихся по поводу качества учебных и методических материалов, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию учащихся  и учителей, так и, в целом, обратную связь между службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.

Особенностью контроля в дистанционном обучении является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения учащимися учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду  опосредованного контакта обучающегося и педагога. В связи с этим, повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний.

На этапе изучения нового материала урока в учебной среде  учитель  может задать проходной балл, при достижении которого учащийся получает доступ к материалам следующей тематической секции курса. Проходной балл формируется в результате выполнения ключевого задания, имеющегося в конце каждой тематической секции.

При организации текущего контроля акцент сделан на выполнении учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной среде: задания с ответом в виде текста; задания с ответом в виде файла; задания с ответом вне сайта; тесты; тесты  “Hot Potatoes” и др.

В дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля (в здании школы или вне его под наблюдением учителя). Предпочтительными являются формы текущего контроля, использующие компьютерные технологии не только для проведения контрольного мероприятия, но и для обработки его результатов. Задания должны содержать описание шкалы количественных оценок контроля и соответствия баллов достигнутому уровню знаний и умений ученика. Формы текущего контроля в обязательном порядке фиксируются в тематическом планировании по предмету.

 Реализована возможность учета различных вариантов проверки работы учителем: только рецензирование, только оценивание, рецензирование и оценивание.  Учитываются различные системы оценивания (балльные, словесные).

В системе реализована возможность просмотра содержания заданий и содержания работ учащегося. В каждом курсе специальной учебной среды в режиме реального времени отображается информация о том, какие задания сданы учащимися этого курса и требуют проверки. Основное предназначение модуля для учителя – создать условия для эффективной работы по проверке работ учащихся, а для администратора – дать удобный инструмент контроля за процессом учебного взаимодействия учителей и учащихся. Особенностью формата курса является возможность задавать траекторию изучения материалов систематического курса (последовательность изучения тем курса), контролировать в автоматизированном режиме успешность изучения каждой темы курса, обеспечивать  автоматизированный перевод учащегося к изучению каждой следующей темы курса в зависимости от успешности изучения им предыдущего материала. Таким образом, формат курса призван обеспечить индивидуализацию обучения за счет индивидуального темпа изучения материалов курса каждым учащимся.

Целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обучения. Они учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его - как инструмент текущего и выходного (рубежного) самоконтроля.

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.

Среди многообразия методов оценки подготовки учащихся можно выделить:

  • написание реферата по заданной теме (индивидуально, в паре с другим учащимся или в составе группы, работающей по одному проекту);
  • референтную оценку работы другого учащегося, изучающего ту же тему;
  • личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);
  • оценку работы другим учащимся, работающим в одной учебной группе;
  • самооценку.

В дистанционном обучении сформировались новые формы оперативного контроля за учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создается портфолио работ каждого учащегося.

Таким образом, текущий контроль осуществляется учителем, ведущим обучение по предмету, через

  • взаимодействие между учителем и учеником в режиме реального времени во время проведения урока;
  • через обсуждение изучаемых вопросов в форуме во время дискуссий, семинаров и т.п.;
  • через тестирование (автоматическая проверка, проверка учителем);
  • через выполнение учеником заданий, требующих развернутого ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка).

 

Промежуточная аттестация– проверка всех знаний, навыков и умений ученика, полученных при обучении по учебной дисциплине. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения учеником учебных целей и выполнения учебных задач программы.

Контрольные работы (промежуточная аттестация) проводятся по заранее составленному графику, утвержденному директором. Периодичность проведения промежуточной аттестации зависит от особенностей учебного плана школы (четверти, семестры, полугодия и др.).

График контрольных работ включает в себя время, дату, продолжительность проведения контрольной работы; форму проведения работы и место проведения; фамилии обучающихся (группы, классы) и преподавателей; учебный предмет (класс).

Режим проведения всех контрольных работ (промежуточной аттестации) – очное взаимодействие ученика и учителя в форме очного урока или он-лайн урока посредством видеоконференции с одновременным предоставлением доступа к экрану компьютера ученика (учитель видит кто выполняет работу и что пишет ученик). Возможно выполнение контрольной работы на бумажном носителе с последующим сканированием работы и пересылкой учителю. Выполнение контрольной работы проводится в режиме реального времени.

Учащимся с низким темпом работы по представлению обучающего педагога контрольная работа может быть разделена на несколько уроков, проводимых в один или разные дни.

Образовательная организация (образовательное учреждение) вправе использовать дистанционные образовательные технологии при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Итоговая аттестация
Проводится по окончании периода обучения.  Содержание охватывает весь курс (или, по меньшей мере, узловые аспекты курса обучения).

Защиту проектов и зачетных работ возможно проводить удаленно при организации видеоконференции между студентом и преподавателем.

При проведении итоговой аттестации с использованием ДОТдолжны выполняться следующие требования:

обучающийся использует программы и технические средства позволяющие в реальном режиме времени (on-line) передавать видео(посредством Web-камеры с подключенным микрофоном);

обучающийся проходит (on-line) тестирование при обеспечении необходимых мер контроля и идентификации личности.

Ответственноеза аттестациюлицо обязано:

установить личность обучающегося, проходящего аттестацию;

контролировать самостоятельность прохождения аттестации;

проводить аттестацию в строгом соответствии с выданными заданиями на аттестацию, контролировать временной лимит на прохождение аттестации;

производить контроль за правильностью указываемых личных данных аттестуемыми, при прохождении аттестации.

Проверка результатов аттестации и выставление оценок производятся учителем (комиссией) на основании представленных результатов аттестации. При использовании систем компьютерного тестирования проверка может быть автоматизирована с последующим формированием архивов в электронном и печатном (бумажном носителе) виде в форме ведомости.
Тесты,  рассчитанные на проверку знаний-представлений и понимания материала в наибольшей степени подходят для текущего контроля, а также для самоконтроля.При организации итогового контролятесты разных типов комбинируют. Тем самым итоговый тест может проверить степень усвоения на всех уровнях, заданных целями.

Тестирование может быть проведено как в очной форме, так и в он-лайновой : в заранее определенное время студент входит на контрольную страницу курса, где его уже ожидает он-лайновый тест с короткой инструкцией. Он отвечает на вопросы, не выходя из сети и в режиме реального времени (т.е. преподаватель видит на мониторе ход ответа). Оценка может выставляться автоматически (если в тесте только выбираются ответы или ответ может быть однозначно сопоставлен эталону) или преподавателем (если в тесте есть открытые вопросы). Время ответов строго ограничено – не отвеченный вовремя вопрос сменяется следующим.

 

 

Регламент проведения контрольных работ

  1. Контрольные работы проводятся по заранее составленному графику, утвержденному директором ЦО. График контрольных работ включает в себя время, дату, продолжительность проведения контрольной работы; форму проведения работы и место проведения; фамилии обучающихся и преподавателей; учебный предмет (класс);
  2. Любые изменения в графике проведения контрольных работ возможны только с разрешения завуча ступени.
  3. Режим проведения всех контрольных работ – очное взаимодействие ученика и учителя в форме очного урока или он-лайн урока посредством видео конференции (программы Skype, iChat, OppenMeetings). При необходимости использовать программы, позволяющие видеть/работать с экраном ученика удаленно Remote Desktop, TeamViewer и др.
  4. Ученик должен разместить видеокамеру таким образом, чтобы учитель видел полностью рабочее место и самого ученика, выполняющего работу. Присутствие посторонних во время проведения работы недопустимо.
  5. Во время проведения контрольной работы учитель находится в здании школы, вне зависимости от формы проведения контрольной работы: очная или видеоконференция.
  6.  Дни и время проведения контрольных работ ограничены пятидневной рабочей неделей в часы наибольшей работоспособности детей. Рекомендованный интервал с 8.30 до 15.00, если нет других показаний.
  7. Допустимо проведение контрольной работы на дому (в другом учреждении, если группа учащихся сформирована из разных образовательных организаций (учреждений), а также в смешанном режиме: часть учащихся выполняют работу очно, некоторые ученики — дистанционно (в этом случае необходимо предусмотреть работу тьютора).
  8. Учащимся с низким темпом работы по представлению обучающего педагога контрольная работа может быть разделена на несколько уроков, проводимых в один или разные дни.
  9. Во время проведения контрольных работ недопустимо давать ребенку прямые подсказки, наводящие вопросы, ограничивать его самостоятельную деятельность.
  10.  На время проведения контрольной работы учитель обязан предоставить возможность ученику использовать необходимое специальное дополнительное оборудование, обеспечивающее самостоятельную деятельность учащегося.
  11.  Готовя учащихся к контрольным работам, необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Недопустимо нагнетание и преувеличение роли контрольной работы в общем образовательном процессе обучающегося.

 

Рецензирование (комментирование) как вид профессиональной деятельности учителя дистанционной школы

 

В дистанционном обучении большое значение приобретает письменная коммуникация участников образовательного процесса. Одним из наиболее значимых видов письменной коммуникации является рецензирование (комментирование) работ учащихся.

Рецензирование (комментирование) является обязательным видом профессиональной деятельности учителя дистанционной школы и оплачивается за счет установленной процентной надбавки к педагогической ставке.

Основная задача педагога при написании рецензии – помочь учащемуся полностью решить учебную задачу. Однако рецензия предназначена не только для прочтения самим обучающимся, а и для изучения третьими лицами: коллегами-педагогами, кураторами, представителями администрации, родителями. Во втором случае рецензирование способствует решению задач формирования психолого-педагогического портрета учащегося, создания индивидуальной программы его обучения. Возможно написание специальных рецензий, предназначенных для прочтения третьими лицами.

Рецензирование работ осуществляется как в специальном интерфейсе электронной учебной среды (поле «Комментарий учителя»), так и в электронных письмах, в форуме, в чате, с использованием технологий интернет-телефонии и потокового видео.

Рецензия может быть полной и рассредоточенной. Во втором случае отдельные структурные элементы рецензии (комментарии) могут быть рассредоточены как в однотипных интерфейсах системы (поле «Комментарий учителя»), так и в различных: в форуме, в чате и т. д.

Учитель дистанционной школы избирает способ передачи рецензии и ее структуру в зависимости от специфики курса, уровня мотивации учащихся, психолого-педагогических особенностей учащихся, степени усвоения материала учащимися и т. д.

Структурные элементы рецензии:

  • Обращение к ученику по имени. Благодарность за выполненную работу.
  • Перечисление достижений ученика.
  • Анализ ошибок с комментированием.
  • Обоснование выставляемой оценки. При наличии ошибок — указание на возможность повысить оценку после внесения в ответ дополненийи исправлений.
  • Установка на успех в последующих работах и практическом применении полученных знаний.

Оформление рецензии

Рецензию следует помещать над текстом работы ученика с тем, чтобы новую информацию (рецензию) ученик видел раньше, чем старую (свою работу). Соответственно, каждую следующую рецензию следует помещать над предыдущей, отделяя линией одну от другой.

Примечание. Если ошибок нет, следует поблагодарить ученика за работу, перечислить его достижения и предложить задания повышенной сложности.

Примечание. Оценивать работы предпочтительно по пятибалльной системе.

Принципиально важно сохранить в первой рецензии работу ученика в том виде, в каком она была изначально сдана (в частности, для того, чтобы наглядно представить динамику коррекции).

В рецензии приветствуется использование абзацев, нумерованных и маркированных списков — всего, что позволяет сделать учительский комментарий более структурированным.

При написании рецензии необходимо соблюдать технические правила набора текстов. Рекомендуется также единообразно оформлять исправление ученических ошибок, опечаток и т.п.

 

Типы рецензий:

Можно выделить два типа рецензии: обучающую и итоговую.

Обучающая рецензия создается на первоначальный ответ ученика, содержащий ошибки и недочёты, и последующие ответы, представляющие собой работу над ошибками. Данная рецензия включает объяснение промежуточных оценок (или невозможность оценки), рекомендации по исправлению допущенных ошибок и советы по применению полученных знаний по теме.

Итоговая рецензия является аргументацией выставления окончательной оценки за выполненную работу и является заключительной в цепочке обучающих рецензий.

Алгоритм создания обучающей рецензии

  1. Ознакомиться с заданием.
  2. Прочитать ответ ученика и оценить его по всем критериям (на все ли вопросы задания ответил, верно ли применил правила, правильно ли вставил пропущенные буквы и знаки препинания и пр.).
  3. Приступить к написанию рецензии по следующему плану:
  4. выразить благодарность за выполненную работу; помнить, что рецензия адресована конкретному ученику.
  5. отметить положительные стороны ответа, которые являются важными для данного ответа и данного ученика.
  6. вынести необходимые комментарии и замечания по тексту, используя один из видов комментирования.
  7.  обосновать оценку.

Вступительная часть рецензии

Во вступительнойчасти рецензии (после обращения к ученику по имени) для выражения общего впечатления от работы, можно использовать:

  1. словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + качественное прилагательное»: ответ хороший, толковый, интересный, продуманный и т.п.;
  2. словосочетания вида «наречие + глагол 3-го лица единственного числа прошедшего времени»: хорошо поработал, безошибочно выполнила, отлично ответил, неплохо справилась и т.п.;
  3. слова похвалы и одобрения: молодец, умница и т.п.;
  4. предложения, нацеленные на повышение уверенности ученика: Я тобой горжусь! Ты замечательный рассказчик! Не скрывай свои таланты! и т.п.

Основная часть рецензии

В основной части рецензии целесообразно употреблять:

  1. глаголы 2-го лица: раскрываешь/не раскрываешь, сравниваешь/не сравниваешь, допускаешь/не допускаешь, задумываешься/не задумываешься, учитываешь/не учитываешь и т.п.;
  2. глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени: раскрыл/не раскрыл, опустил, нарушил, использовал/не использовал и т.п.;
  3. глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени с приставкой недо недопонял, недоделал и пр.;

Примечание. При выражении общего впечатления от работы рекомендуется также умеренное (до трех) использование смайликов.

  1. вводные слова, выражающие:
  2. чувства говорящего: к сожалению, к радости и пр.;
  3. оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно, несомненно, возможно, очевидно, по-видимому и пр.;
  4. указание на источник сообщаемого: по-моему; по мнению многих лингвистов и пр.;
  5. последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, наконец, вчастности, например и пр.;
  6. призыв к собеседнику: пожалуйста, скажем, предположим и пр.;
  7. краткие страдательные причастия: (ошибки) допущены, (логика) нарушена, сделан (вывод) и т.п.;
  8. качественные наречия: хорошо, серьёзно, глубоко, невнимательно, небрежнои т.п.,
  9. наречия, смягчающие категоричность суждений: не совсем, не всегда, иногда и т.п.

Заключительная часть рецензии

Рекомендации ученику

При написании рекомендаций ученику целесообразно использовать:

  • глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, доработай, закончи и т.п.;
  • советы: лучше использовать, больше подходит и т.п.;
  • подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, подумай над значением слова, сначала выдели корень и т.п.;
  • призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить и т.п.;
  • рекомендации по использованию словарей (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к толковому словарю, узнай (уточни) значение слова в толковом словаре, воспользуйся словариком морфеми т.п. оценку работы.

Обоснование оценки

При обосновании оценки целесообразно использовать:

  • краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может / не может быть оценен и т.п.;
  • указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена и т.п.;
  • подчинительные союзы: причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому что; вследствие того, что; в связи с тем, что и др.; целевые: чтобы; для того, чтобы и др.       условные: если; если бы и др.;   уступительные: несмотря на то, что; хотя и др.; следственные: так что.

Категорически запрещаются:

  • риторические вопросы типа Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? и т.п.;
  • предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценён; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два»и т.п.;
  • некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь — не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал и т.п.;
  • словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ плохой, непродуманный, сумбурныйи т.п.;
  • сложные синтаксические конструкции; обилие вводных и вставных конструкций(особенно в 5–7 классах);
  • употребление терминов без разъяснения их значения.


 

Обзор программ для осуществления сетевого взаимодействия

Обучение детей и взрослых, в ситуации, когда ученик/ученики и учитель/учителя не имеют возможность встретиться очно встречается довольно часто:

  • ученик часто болеет и не может посещать школу в необходимом для получения качественного образования объёме;
  • ученик имеет существенные ограничения в передвижении, учебная среда школы не предусматривает возможность комфортного пребывания такого ребенка в школе;
  • ученик достаточно рано начал заниматься вторым серьёзным делом (спорт, съёмки и т.д.);
  • в школе нет всех необходимых педагогов-предметников, задействуется помощь педагога, который работает в другом учебном заведении;
  • ученики и учителя принимают участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводящихся между школами разных регионов РФ.

До недавнего времени считалось, что в таких случаях непрерывный образовательный процесс почти невозможен. Он прекращался, или продолжался, но сопровождаясь значительными изменениями (форма обучения, учитель, объём учебной нагрузки и т.д.).

С развитием информационно-коммуникативных технологий ситуация в образовании стала меняться. В образовании появился сектор, связанный с дистанционным обучением. Необходимым условием для осуществления дистанционного обучения является наличие у учителей и учеников компьютера, подключенного к сети Интернет, снабженного необходимым программным обеспечением; знания учителями и учениками о программах, позволяющих осуществлять обучение на дистанции; умения у учителей свободно пользоваться программами, использовать свои знания в проектировании онлайн-занятий; понимания учителем специфики устроенного таким образом учебного процесса; умения учителями осуществлять планирование педагогической деятельности с учётом выше перечисленного.

Все программы и возможности, которые используются при обучении на дистанции условно можно разбить на три группы:

  1. Программы, позволяющие увидеть, услышать ученика/учеников, обменяться с учеником/учениками учебными файлами, быстрыми сообщениями. К ним относятся программы: iChat, Skype, OppenMeetings.

Примечание:программ, которые имеют сходные возможности, большое количество, но, педагоги, работающие с учеником/учениками должны исходить из уместного минимума, что значительно облегчает задачу существования в дистанционном обучении пользователей разной оспособленности. Переходить на новую программу в учебном процессе из одного только любопытства неразумно, а вот искать, узнавать, пробовать новое вместе с коллегами безусловно нужно и можно. Мы исходим из принципа оптимального минимума программ, позволяющих решить максимум поставленных педагогом задач.

  1. Программы, позволяющие видеть/работать с экраном ученика удаленно. К ним можно отнести программы Remote Desktop, TeamViewer, Skype (только режим презентации), iChat (с замещением видеоконференции), OppenMeetings (не во всех версиях операционных систем).
  2. Возможности, позволяющие работать учителю/учителям и ученику/ученикам в едином информационном пространстве.Это электронная почта и сайт школы.

 

Все три группы программ (по одной каждого класса) одновременно используются во время онлайн-занятия учителем и учеником (исключение составляет Remote Desktop из второй группы). 


»  Tags for document:

Навигация по подшивке