Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения

Фото пользователя Алексей Анатольевич Муранов
Submitted by Алексей Анатольевич Муранов on пн, 23/04/2012 - 16:53

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

     В настоящее  время  обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и  детей-инвалидов  регламентируется  письмом Министерства  народного  образования  РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном  обучении  больных  детей     дому"  и  Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка  воспитания  и  обучения   детей-инвалидов   на   дому   и   в негосударственных образовательных учреждениях".  В 2003 г. Министерство  образования РФ разработало «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» Письмо 27/2643-6 от 28.02.2003 г.

 Ставя перед собой гуманные цели обеспечения  достижения  больными детьми образовательного   стандарта,   обеспечения   их  оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, во многих  субъектах  Российской  Федерации были созданы  школы надомного обучения.

Деятельность школ  надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется,  ведется поиск  наиболее  оптимально  организованных моделей такого образовательного  учреждения.

С распространением информационных и телекоммуникационных технологий,   использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяются возможности получения детьми-инвалидами образования, что позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды), составляют прежде всего Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В уставе и локальных актах школ надомного обучения, реализующих общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий обучения,  должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обучение с использованием дистанционных технологий может быть организовано для детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их и школ надомного обучения комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в школе надомного обучения (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

Организация образовательного процесса в школах надомного обучения имеет свои особенности:

-разные  сроки  освоения  образовательных  программ, которые  могут  быть  увеличены  по  сравнению  с  общеобразовательной школой,  а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их  освоения  в  специальном  (коррекционном)  образовательном учреждении соответствующего вида;

-вариативность организации занятий с  обучающимися (занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении,  на дому и комбинированно:  часть занятий проводится в учреждении, а часть - на дому; занятия в учреждении могут проводиться индивидуально,  в классе (группе) и комбинированно:  часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе (группе));

-гибкость  моделирования  учебного  плана,  который разрабатывается   на   основе   базисного  учебного  плана.  При  этом вариативная часть его позволяет  учитывать  интересы  обучающихся,  их потребности  и  возможности.  Выбор  учебного  плана осуществляется на

основании  психолого-медико-педагогических  рекомендаций  совместно  с родителями. Кроме  этого,  следует  помнить,  что  возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения  количества  учебных часов в неделю, так  и  в сторону их увеличения,  что связано с особенностями развития обучающихся,  характером протекания  заболевания.

Интеграция современных информационных технологий в систему основного и дополнительного образования детей-инвалидов и внедрение системы дистанционного обучения в школы надомного обучения сохраняет все особенности организации образовательного процесса в школах надомного обучения и позволяет дополнительно решить такие проблемы как:

·         повышение качества образования за счет доступа к многочисленным информационным ресурсам и общения с высококвалифицированными педагогами, приобретения недостающих навыков и знаний по изучаемым предметам;

·         получение детьми-инвалидами дополнительного образования по предметам, способствующим их социализации, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса, профессиональной ориентации;

·         приобретение начальных профессиональных навыков работы с новейшими компьютерными технологиями, которые лягут в основу будущей профессии (предпрофессиональная подготовка);

·         приобретение нового опыта общения со сверстниками, друзьями, решение коллективных задач, работа над проектами, что способствует решению задач социализации и адаптации инвалидов в общество.

 

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся

     Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

 

Вариант базисного учебного плана для школы надомного обучения (см. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. Письмо 27/2643-6 от 28.02.2003 г.). Он остается рабочим документом для школ, продолжающих традиционное надомное обучение.

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Образовательныеобласти

                                                        Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Языки и литература

5

5

5

5

3,5

5

4

5

3,5

4

4

3,5

Общественные дисциплины

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

Естественные науки

 

 

 

 

1

1

3

4

4

3

3,5

3

Математика

3

3

3

3

2,5

2

2

2

1,5

2

3

3

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

Всего

8

8

8

8

8

9

10

12

10

11

12

11

Обязательные коррекционные занятия

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная нагрузка обучающихся

10

10

10

10

8

9

10

12

10

11

12

11

Занятия по выбору

9

9

9

9

12

11

10

9

13

13

12

13

Итоговая нагрузка

19

19

19

19

20

20

20

21

23

24

24

24

 

 

 

Использование дистанционных технологий в обучении дает возможность в тех же экономических условиях расширить учебный план ученика до Федерального базисного учебного плана, не отказываясь при этом от индивидуализации обучения, а углубляя ее, сохраняя щадящий режим обучения и учитывая его физические возможности. Индивидуализация обучения не сводится к формальному показателю — обучение одного ученика на уроке, что само по себе не означает реализацию индивидуального подхода к обучению, - акцент смещается в сторону выстраивания индивидуальной траектории обучения  ученика  в непрерывном образовательном процессе: во время индивидуальных и групповых уроков, в совместном с другими учениками решении образовательных задач и проектной деятельности, в самообразовании.

В качестве минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями для учащихся общеобразовательных школ.

Дистанционное обучение детей-инвалидов может осуществляться индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.

Занятия с обучающимися могут проводиться  дистанционно в режиме реального времени с одним или несколькими учащимися, или в режиме отложенного времени (оф-лайн), что эффективно при изучении факультативных курсов, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проведение занятий в малых группах помогает в решении задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации учеников.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогического консилиума, отсутствия противопоказаний для занятий в группе.

 Проблема индивидуализации получает очевидное решение: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося.

 

Для решения задач школы надомного обучения  следует  организовать ее полноценное  кадровое  обеспечение .  В случае, если школа организует процесс обучения учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, кроме должностей,  включаемых обычно в штатное расписание  школ надомного обучения (как то: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог),  в  штатное расписание  следует включать такие должности, как:  заместитель директора по дистанционному обучению, системный администратор, специалист инженерно-технической службы (1 ставка на не более чем 100 учащихся).


Навигация по подшивке