Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анненков В.В. Образование 3: для кого, когда, где, как?

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on вс, 22/12/2013 - 08:45

 Автор - канд. геогр. наук, блогер с 2005 г., админ сетевых сообществ в my.mail.ru, openclass.ru -  на Международном конгрессе инновационного образования (27-28.11.2013) представил комплексное видение "Образования 3".

 

1. Неологизм "Образование 3" введён на выставке/конференции на ВВЦ (Москва, 31 октября - 2 ноября 2013 г.) без чёткого определения, чем этот тип образования отличается от предыдущих.

Наша гипотеза: развитие техники (персональные компьютеры и их сети, программное обеспечение для ПК и Интернет) в сочетании с развитием общества и культуры ведёт к перестройке образовательного процесса – усилению роли учащегося. На первый план образовательных систем выдвигается внутренне мотивированный (взрослый) учащийся.

В ХХ1 веке исторические типы образования начинаем различать по качественным сдвигам в самообразовании, саморазвитии человека.:

·         самообразование 1.0 -  самостоятельное чтение литературы, рекомендованной учителем (толкование “самообразования” в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова, 1963 г.)

·         самообразование 2.0 – самостоятельные («спиной к спине») поиски и тренинги учащихся в web 2.0 с преобладанием социализации над научным познанием (первое десятилетие ХХ1 в.)

·         самообразование 3.0 - саморазвитие учащегося в сетевых сообществах (в сотрудничестве с коллегами, в единстве научного познания и социализации в ГЕОС)

Развивая эту гипотезу, моделируем комплекс признаков “Образования 3” 

 

2. Отличительные черты

  • ·         Новая образовательная среда (техника, информация, социум)
  • ·         Главный субъект - учащийся во 2-ом и 3-ем возрасте
  • ·         Совмещение работы с познанием нового 
  • ·         Познание и действия в любом месте
  • ·         Дистанционно-очный режим
  • ·         Медиатеки “в облаках”
  • ·         Автодидактика
  • ·         Консультации специалистов
  • ·         Сетевые тренинги с со-учащимися

Эти черты раскрыты в следующих пунктах.

 

3. Образовательная среда

3.1 Личный пакет сервисов web 3.0

3.2 Личная медиатека

3.3 Сетевое сообщество

3.4 Веб-портфолио

 

4. Учащийся Учитель

4.1 учить учась

4.2 клубы и проекты

4.3 когнитивные технологии

4.4 социальные технологии

 

5. Сочетание производительного труда с познанием нового

5.1 встроим познание и тренинги в основную занятость

5.2 учеба вместо развлечений

5.3 поиск и отбор необходимого и достаточного

5.4 индивидуальные программы саморазвития в труде

 

6. Мобильное образование

6.1 саморазвитие везде и всегда

6.2 библиотека в кармане

6.3 постоянный доступ к “облачным” ресурсам (МООС и др.)

6.4 обмен ссылками и чаты с коллегами

 

7. От очно-дистанционной к дистанционно-очной коммуникации

7.1 Учёба в классе и аудитории

7.2 Самообразование в Интернет

7.3 Перестройка структур коммуникации

7.4 перестройка суточного и недельного бюджетов времени

 

8. Медиатеки “в облаках”

8.1 От библиотек к медиатекам и информационным центрам 

8.2 Источники на полках и в Интернет

8.3 Тематические и авторские базы избранного

8.4 Фильтрация избранного в сетевых сообществах

 

9. Автодидактика

9.1 Тезаурус учащегося

9.2 Постановка целей и задач

9.3 Формирование персональной среды

9.4 Планирование занятий

 

10. Консультации специалистов

10.1 поиск и выбор кураторов содержания и консультантов

10.2 заключение договоров

10.3 планирование консультаций по e-mail, skype и в www

10.4 эффективность консультаций

 

11. Сетевые взаимодействия с со-учащимися

11.1 выбор учебного курса / проекта / сетевого сообщества

11.2 тренинг коммуникации в сетевом сообществе

11.3 тренинг познания в сотрудничестве

11.4 сотрудничество в сетевом проекте

 

12. Примеры сетевых проектов

12.1 СТОИК 2 в массовой социальной сети my.mail.ru/community/stoik/journal/

12.2 СТОИК 3 в педагогической сети -http://www.openclass.ru/node/25965

12.3 сетевая подготовка всероссийской учебной конференции -http://www.openclass.ru/node/309160

12.4 сетевая подготовка международной научной конференции -http://www.openclass.ru/node/356920

 

13. Заключение

13.1  Исторические типы образования и самообразования не сменяют друг друга, а накладываются друг на друга в соответствии с кумулятивным характером культуры человека.

Edu 3

Edu+web 2.0

Образование 1 - классно-урочная система с учителем во главе

_______________________________________________________

ХVII в.           XVIII в.           Х1Х в.    1900    1950    2000 2010 2013

В разные моменты своей жизни учащийся может использовать любой из этих типов или любое их сочетание
 
13.2 На вопросы, поставленные в заголовке, ответы такие:
 
13.2.1  Образование 3.0 - для учащихся, испытывающих внутреннюю тягу к открытиям нового, полезного для саморазвития и развития других.
 
13.2.2  Тип «Образование 3» подходит главным образом для постдипломного, так называемого «дополнительного» образования в десятилетия трудовой деятельности и в «третьем возрасте».
 
13.2.3  Образование 3.0 разворачивается в высокотехнологичной, насыщенной информацией, глобальной единой образовательной среде (ГЕОС). Для плавания в океане ГЕОС нужны новые компетенции и непрерывный рост компетентностей.
 
13.2.4  В ГЕОС трудно в одиночку найти/освоить нужное. В отличие от индивидуальной социализации на сервисах web2.0, саморазвитие в «Образовании 3» требует очно-дистанционного и сетевого сотрудничества в сообществах.
 
13.2.5  Касательно пунктов конспекта, отвечающих на вопрос «как?», подчеркнём актуальность совместного поиска в сетевом сообществе Академии инновационного образования и развития.
 
13.2.6. Для дополнения и развития вышесказанного об «Образовании 3» созданы площадки диалогов в Открытом Классе (эта страница), в web 3.0, Обмен ссылками - в твиттере
 

»  Размещено в сообществах:   
СТОИК в openclass.ru

Навигация по подшивке