Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бондаренко Е.А. Медиакультура как новая парадигма развития личности в современном образовании

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on Sat, 21/12/2013 - 13:48
В Сборнике материалов Конгресса Инновационного образования 2013 выложена статья Елены Анатольевны Бондаренко. Автор - кандидат педагогических наук, зав. лабораторией медиаобразования в Институте содержания и методов обучения РАО (Москва) - рассматривает сдвиги в культуре и её передаче дошкольникам и школьникам)  В реферате ниже выделены тезисы для междисциплинарного обсуждения. Полный текст - acinedu.com/bondarenko/
 
 
1. Современные процессы информатизации общества приводят к структурным изменениям во всей системе культуры. Это - кризис культуры, в центре которой стоял Разум, а классической формулой была триада «Разум — Логика — Просвещение». В преемственности такой культуры главное место занимало изучение наук, при малой роли других способов познания
 
2. Автор с позиций "антропологической педагогики" выделяет три пути познания:
через логику (путь науки), 
через художественный образ и интуитивное знание (путь искусства), 
через веру (путь религии)… 
Все три вида познания дополняют друг друга.
 
3...Понятие культуры включает и материальную сторону (получение знаний), и духовную (воспитание), и операциональную – освоение процесса (методик, технологий), итогом которого будет саморазвитие и самовоспитание, самореализация через творчество и рефлексия, на основе которой должно происходить постоянное самоообновление, развитие личности. С этих позиций и следует рассматривать процесс формирования медиакультуры
 
4. Современный мир – мир массовой коммуникации. Знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходит не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ. 
 
5. Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом... 
 
6. Учитель должен остаться учителем – изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве.
 
7. ...одним из вариантов разрешения проблемы представляется целенаправленное формирование медиакультуры учащихся.
...Еще в 1995 г. автором этих строк было предложено определение медиакультуры как «культуры диалога в медиапространстве» (1, с.14). В настоящее время можно уточнить: это культура полилога (многостороннего диалога) в информационном пространстве массовых коммуникаций. 
...Ребенок с той минуты, как он научился включать телевизор или компьютер, попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, - вот одна из задач, которую и ставит жизнь перед современной школой.
 
8. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры.
 
9. ...применение новых технологий в учебном процессе оказывает влияние на образовательную среду. Расширяются возможности приобщения к новым знаниям – но одновременно растут требования к восприятию, способности критически анализировать полученную информацию, обрабатывать и преобразовывать ее. 
А обращение к искусству через электронные технологии грозит утерей эстетического художественного восприятия и подменой его на опосредованное восприятие «медиарепродукций», которые лишены эмоционального воздействия и настраивают восприятие учащихся на логический лад. Задайте в классе вопрос – кто видел картины Леонардо да Винчи? Вам придется долго «подводить» детей к мысли о том, что существует разница между картиной – и картинкой в Интернете (или иллюстрацией в журнале). Произведение искусства стало более доступным – но при этом утратило свою уникальность и часто становится поводом для внехудожественной деятельности (изображение упомянутой выше картины в разное время использовали для рекламы вентиляторов и шоколада). Вне процесса образования, вне целенаправленной педагогической работы процесс эстетического восприятия учащихся так и останется неполноценным, с годами рискуя превратиться в потребление медийных стереотипов.
 
10. Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, современная кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. ...Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.
 


Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

От науки к медиакультуре?


Очень интересно вступить в диалог с таким эрудированным автором, который уже два десятилетия занимается проблемами медиаобразования. Весьма импонирует постановка проблем образования в широкий контекст культуры.
 
Вместе с тем возникают вопросы
 
1. Можно ли медиакультуру назвать "новой парадигмой" в современном образовании? Внимание медиаобразованию уделяется уже три десятка лет: «Грюнвальдская декларация медиаобразования» (1982 г.),  Тулузский диалог «Новые направления медиаобразования» (1990 г.), Венская конференция ЮНЕСКО (1999 г.)...
 
2. Разве вера характерна только для религии? 
Почему вера выделена как третий путь познания?
 
3. Вопрос, поставленный в заголовке комментария. Стоит ли менять научные основы общего образования на медиаобразование? Может быть медиаобразование - это часть профессиональной подготовки журналистов? Или часть постдипломного образования разных специалистов? Или направление для развивающихся стран, не знавших практики образования, основанного на науке?
 
И ещё. Известны два конкурирующих в известной мере направления общего образования: формирование информационной грамотности и медиаграмотности. В последнее время ЮНЕСКО пытается объединить эти направления в программе MIL. Как автор видит перспективу такого объединения?
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

От "медиаобразования" к "медиакультуре"


За 9 дней ответа на вопросы, поставленные 21 декабря, так и не было. Но проблема медиаобразования, затронутая Конгрессом 2013  в докладах А.В.Федорова и Е.А.Бондаренко, требует продолжения обсуждения. Сегодня сравниваю доклады Е.А. на конгрессах инновационного образования 2012 и 2013.
 
На Конгрессе 2012 Елена Анатольевна представляла проблематику медиаобразования личности. В последних слайдах её презентации год назад появилась "Медиакультура". Судя по сообщению на Конгрессе 2013, год прошёл под флагом разработки представлений о медиакультуре.
 
У меня как последователя научной школы информационной культуры личности (ИКЛ) и участника международной конференции по основам информатики  вопрос: чем "медиакультура личности" принципиально отличается от ИКЛ? Не является ли "медиакультура" надуманной конструкцией, вытекающей из филиации идей, а не онтогении реального мира? 
В онтогении мира мы знаем три базовые сущности: вещество, энергия, информация. Понятия "медиа", "медиапространство" и их производные появились в эпоху СМИ, которые в современных обществах служат не столько просвещению масс, сколько манипуляции сознанием человека.
 
Вопрос о понятиях ИКЛ и "медиакультуры", на мой взгляд, базовый для программы ЮНЕСКО "Медиа- и информационная грамотность". Не разобравшись в соотношении этих понятий личной культуры, мы будем путать и производные понятия образования, грамотности и т.п. 
 
Известен принцип: чтобы объединяться, надо чётко размежеваться. Он подтверждён историей специализации и кооперации труда, историей кумулятивного развития культуры. 
В практике медиакультуры и медиаобразования надо найти их нишу в образовании человека через всю жизнь. На наш взгляд, лучше интегрировать их в капитал взрослого человека, а не подменять в сознании школьника веками проверенные базовые ценности и понятия. 
 
Учитель средних классов призван убеждать школьников в преимуществах науки и искусства перед попкультурой, распространяемой телевидением и другими СМИ в угоду вкусам потребителей. Вместе с библиотекарями и другими служителями научной информации формировать информационную культуру молодого поколения, включая в неё и культуру работы  с разнообразными ныне источниками информации.
 
 
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке