Вы не зарегистрированы

Авторизация



Секция «Современная школа или современное беcшколье?»

    Выберите действие:

154 replies
Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.

 Уважаемые коллеги, всем добрый день! 

 
Меняется мир и вместе с ним меняются системы и способы получения образования.
Уже не кажется странным, если ребенок получает общее среднее образование, вообще не посещая школу,
и делает это не по причине физической или другой невозможности, а просто потому, что его родителям представляется более эффективным домашнее обучение. Функции педагогов при этом исполняют гувернеры сегодняшнего дня - приглашенные учителя, тьюторы или даже сами родители. Учебный план при этом формируется в семье по соображениям родителей с произвольной расстановкой приоритетов по предметам и раскладкой по часам.   Такой учебный план не очень соответствует стандарту, но зато в нем появляются новые предметы, интересные ребенку  и важные с точки зрения родителей, такие, например, как углубленные занятия музыкой, живописью, верховая езда и т.д.
Новые интересные практики.  Может быть, не очень новые:
 
«Мы все учились понемногу 
Чему-нибудь и как-нибудь, 
Так воспитаньем, слава богу, 
У нас немудрено блеснуть»
 
А.Пушкин
 
 
Если немного изменить текст классика: «чтоб по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно, чтобы читал Адама Смита, и был глубокой эконом, то есть умел судить о том,  как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему» и т.д.  - с этой целью некоторые дальновидные родители отказываются от посещения обычной и даже элитной школы и обучают своих чад по особым оригинальным домашним программам, называя такие практики - "тьюторство".
 
 
 
 
 
 
 
Практики не очень новые, но все-таки достаточно интересные и, наверное, во многом эффективные.
 
Не с желанием судить, а тем более осудить, а с большим желанием узнать побольше о примерах и практике такого обучения, о его результатах, об особенностях, о плюсах и минусах, создана и работает на нашей конференции эта секция.
 
Цель секции  - обсудить альтернативные варианты получения общего среднего образования (родительское обучение, экстернат, дистанционное обучение, тьюториал и т.д.), познакомиться с примерами опыта, практик.
 
 
К участию в нашей работе  мы приглашаем всех, кому интересен этот вопрос и просим наших уважаемых коллег поделиться с нами своим знанием, своим опытом и своим мнением.
 
Вы можете быть уверены в том, что Ваши выступления и Ваши рассказы будут встречены нами с бесконечным уважением и пониманием. Поэтому просим высказываться смело и непринужденно.
 
Пожалуйста, присоединяйтесь!
 
С бесконечным уважением,
Ваша ведущая секции Иванчева Наталья Александровна
 
 
Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

 Итак, "тьютор", "тьюторство".

Немного из истории вопроса.

 

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, Wed, 13/10/2010 - 11:28).
Любовь Владимировна Казаковцева
Фото пользователя Любовь  Владимировна Казаковцева
На сайте с: 20/04/2009
Баллы: 755
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 45 недель назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

Здравствуйте! Мне  эта  тема  действительно интересна. Альтернативные  формы  обучения в  свободном  обществе  вполне  логичны и необходимы. При условии,  если  оно  действительно свободно, а  не мнит  себя  таковым. 

Лично мне  кажется,  что в России  пока  нет  условий  для  действительно альтернативного образования. Пока  рано  говорить  о том,  что родители  могут  выбирать школу, учителей, формы  обучения, содержание  образования. Цепочка детский  сад- школа- среднее/высшее учебное заведение - это тот  стереотип, который   слишком  жёстко  опоясывает наше  сознание.  Чаще  всего  главная  цель выпускника-  получение  заветного аттестата (без него не  возьмут в ВУЗ!).  Аттестата. А не знаний  как  таковых.  Альтернативное  образование  могло  бы  сделать знания  приоритетными.

Татьяна Геннадьевна Боровкова
Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова
На сайте с: 25/11/2008
Баллы: 4541
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 6 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

Экстернат и  домашнее обучение (практически основные  формы  альтернативного обучения)  предполагают в итоге промежуточную и итоговую аттестацию  по  государственным программам.  Значит, все -таки,   суть альтернативного образования не в его содержании , а в форме.   И у родителей есть ПРАВО эту форму выбрать. Но не будем забывать, что при этом они обязаны нести ответственность за обучение своего ребенка. Причем  степень участия должна быть не только высокой, но и активной. А вот к этому они и не готовы. Ведь здесь они сами обучают своего ребенка. Много ли мы знаем родителей способных пояснять своим детям     азы, и не только, алгебры, русского языка, физики  и т.д.? Вторая проблема - финансовая. Государство должно те деньги, которые оно направляет в школу для обучения данного ребенка, передать семье. Какова же эта сумма? Хватит ли ее для занятий с  репетиторами, которые будут индивидуально подходить к ребенку, учитывать его способности. потребности. Нет,  и еще  раз,  нет. Значит, родители  должны нести определенные финансовые затраты. А если ребенок слабоуспевающий, их сумма увеличится в разы.   Так, кто готов получать альтернативное образование????

P.S.  А приоритетным наше образование все-таки может сделать не альтернативное образование, а востребованность государством реальных знаний.

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково

Сергей Владимирович Проничев
Фото пользователя Сергей Владимирович Проничев
На сайте с: 11/03/2009
Баллы: 1174
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 32 weeks назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»


P.S.  А приоритетным наше образование все-таки может сделать не альтернативное образование, а востребованность государством реальных знаний.

А Вы считаете, в государстве не востребованы знания? Я думаю по другому. Большинство семей - процентов 75 - довольствуются тем, что имеют, а имеют они не от великих знаний, поэтому семейная мораль в большинстве случаев сводится к тому, чтобы заработать как можно больше. В экономике пока еще серьезный поворот в сторону потребности в квалифицированных рабочих не произошел, и врядли произойдет в ближайшие 15 лет, поэтому и востребованность образования, под которыми мы все и пониманием наличие знаний, а теперь - компетенций, будет расти так же медленно. Дело усложняется тем, что нынешние подрости через 15 лет, создав свои семьи нынешние моральные принципы семей принесут с собой. А вот когда произойдет понимание того, что без образования не устроишься на работу, вот тогда и потребность семей в образованных детях будет высокой, и спрос  с детей результатов обучения станет семейной нормой, тогда и наступит "золотой век" нашего образования. Но пока насление носит "розовые очки" и считает, что государство - это Я, о всеобщей о поголовной потребности в образовании не булет.

Вспомните советское время, когда потребность иметь профессию определяло само существование человека. Вот примерно это произошло в Японии, но они шли к этому больше полвека. А мы только в ээтом году встали на этот путь. Лучше поздно чем никогда!

Я ни за что не позволю, чтобы мои школьные занятия помешали бы моему образованию

 

Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

 Насколько я помню из университетских лекций, одной из причин японского экономического чуда было то, что  значительная часть специалистов с высшим образованием заняла в экономике  позиции среднего и низшего технического персонала и, таким образом,  труд, требующий малой квалификации, стал выполняться с квалификацией исключительно высокой. То есть специалисты уже имелись, но были использованы особым образом. 

 

Подробнее о японском экономическом чуде

 

 

Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

 Правильно ли я понимаю из комментариев коллег, что,если есть деньги, то лучше нанять репетиторов или тьюторов, чем ходить в школу или нет? 

 

Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

 Да, наверное, суть в форме, хотя эта форма неизбежно выливается в новое содержание.

Но ПРАВО все-таки ЕСТЬ и, значит, слава богу, мы  таки живем в свободной стране. Ура. 

Зульфия Тараканова
На сайте с: 22/03/2010
Баллы: 1
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 28 недель назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

образование из покон веков было всеобщим. и только аристократы обучали детей на дому. да, соглашусь, есть в этом и свои плюсы. но идти на это или нет, каждый решает сам!

Зульфия.
Наталья Александровна Иванчева
Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 недель 5 days назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

Любовь Владимировна, добрый день!

Спасибо за участие и интересное мнение.

Правда, прочитав Ваш коммент, я, как обычно бывает, первым делом примерила его правоту на себя, и, признаться, несколько усомнилась.

Вопрос о свободности общества - вопрос непростой. Даже не знаю,  существует ли оно такое и как оно при этом выглядит.  Вот что свобода есть осознанная необходимость - как-то более понятно, может, просто потому что более привычно.

Ваше "пока нельзя" мне тоже представляется загадочным. Сразу кажется, что Вы знаете, когда это "пока" закончится и превратится в "сейчас уже можно" . Знаете, да?   Поделитесь, пожалуйста.

Теперь о жесткости "цепочки" и свободе выбора.  Я  в свое время не ходила в детский сад по причине не очень крепкого здоровья - государство и общество не обязывали.

и училась в трех школах. Первую сменила по причине переезда, вторую - потому что перешла из обычной в английскую, где был математический класс. Пожалуйста, это мог сделать любой школьник, без ограничений и привилегий. И возможность выбора любой из трех-четырех или даже пяти школ у родителей всегда была. Учись - не хочу. И все абсолютно бесплатно. И преподавательский состав по большей части такой, что ВУЗы позавидуют.

Вы извините, пожалуйста, что я все время пытаюсь возразить, но это не очень хороший характер и потом, мне кажется, это единственный способ если не достичь, то хотя бы издалека увидеть истину. 

Что такое аттестат без знаний и как без  них начинать учиться в ВУЗе - это вопрос отдельный, но, мне кажется, обычный финал у такой практики  - это муки мученические и отчисление после первой сессии. Нет школьной базы - ВУЗ ее не поставит. Можно и диплом,конечно, так получить, но  что потом? 

И вопрос к Вам: что по-Вашему есть альтернативное образование и как оно Вам видится в идеале? Вот как бы Вам, например, хотелось бы?

С уважением, Н.А. 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, чт, 14/10/2010 - 07:58).
Любовь Владимировна Казаковцева
Фото пользователя Любовь  Владимировна Казаковцева
На сайте с: 20/04/2009
Баллы: 755
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 45 недель назад.
На: Секция «Современная школа или современное безшколье?»

Наталья Александровна, писала  осознанно,  понимая, что  это  достаточно спорная  точка  зрения  во  многих  пунктах. Поэтому  по  порядку.

Общество наше  всё-таки  пока  больше  мечтает  о настоящей  свободе, верит, что  нужно  жить  свободно.  Но до  настоящей  свободы  ещё  далеко.  К  сожалению, сейчас  чаще всего  прогресс  зависит не  от творчества обычных  людей, а  от указов  чиновников. Разве  это есть свобода? 

Насчёт  моего  загадочного "пока". Я,  как  все  воспитанные  в  эпоху  развитого  социализма люди,  где-то на  генетическом уровне  впитала в  себя  веру,  что  настанет,  обязательно  настанет время, когда  мы  все  будем  жить свободно. Не  анархично (уточняю), а  именно  свободно. Когда  именно?  Не  знаю.  Но всё  равно  верю.   Возможно,  это  будем  уже не мы,  а наши дети и внуки.

Далее- насчёт  жёсткой  цепочки. Вы  вот тоже  подтвердили  эту  мысль. Ну  ладно  детский  сад-  не у всех просто  есть возможность. Но  там,  где  есть, родители  почему-то уверены, что  это обязательно. А  почему?  Совсем не  понимаю.... У  меня  трое  детей  своих,  личных)))  ни  один  из них  не  ходил в   детский  сад.  И  ничего.  Выросли умными (уже  взрослые,  уже  видно). Их  дошкольным  образованием  занималась сама. Как  гувернантка, репетитор, мама,  няня  в  одном  лице.  А  меня  все  вокруг  склоняли  вдоль и поперёк, что этого  делать нельзя, что  детский  сад  обязательно  нужен.

Школа-  без  обсуждения. Школа- нужна. Но  нужна  она  сейчас  мне  кажется, больше  для  общения, чем  для получения  знаний. Поговорку  где-то когда -то  слышала:  образование  - это  то, что у тебя  осталось в  голове  после  того, как  ты  забыл, чему  тебя  учили в школе.  Горьковатый  для  меня,  как  для  учителя, юмор.

Ваши  родители, Наталья  Александровна,  выбирали  школу  или  школу. А   не  школу  или домашнее  обучение. Вот об  этом  вопрос.  Отказаться  от школы  как  от образовательного  института  мы  пока не  можем. Но  хочется  надеяться, что всё-таки выбор у  нас  будет.  Действительно,  не  место и форма  обучения  должны быть приоритетом, а качество  обучения.Поэтому  и альтернативное  образование  должно быть!  Я  убеждена. В  какой  форме?   Да  это вы  уже  сами выше  сказали)  С  этим  абсолютно  согласна.

Навигация по подшивке