Вы не зарегистрированы

Авторизация



Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - подготовка почвы.

Фото пользователя Марина Борисовна Неганова
Submitted by Марина Борисовна Неганова on Tue, 19/10/2010 - 18:33

 

Одной из инноваций в современном образовании стало введение с 1 апреля 2009 года нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах. 19 регионов России участвуют в этом эксперименте. Авторский коллектив разработал учебники по новому предмету, мультимедийное сопровождение к каждому учебнику, вместе с профессорско-преподавательским составом Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы подготовили группу педагогов-тьюторов, которые, в свою очередь, подготовили учителей в своих  регионах к апробации этого предмета в 4-ых, 5-ых классах.
Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко так  прокомментировал цели и характер  нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята  смогут узнать об истории и культуре  основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая  стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в  одной стране, и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». Поставлена инновационная цель, предложен инновационный способ - новый школьный предмет. По замыслу авторского коллектива назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Удастся ли Российской Федерации «пересадить» инновацию?
Достаточно ли подготовлена почва? Если даже есть точная инструкция – в какую почву, в какие сроки высаживать рассаду, на каком расстоянии друг от друга и на какую глубину садить - рассада вдруг начинает болеть при пересадке и необходимо время для адаптации, для того, чтобы она укоренилась, окрепла.  Как правило, вмешиваются еще и погодные условия и садовнику приходится самому принимать решения о том, как ухаживать за растением, учитывая природные условия той местности, на которой он его высаживает.
         В предложенной метафоре предлагаю остановиться на первом вопросе – наиболее важном, ведь если почва не подготовлена, то нет смысла пересаживать инновацию. Подготовка почвы – это и подготовка тьюторов, и последующая подготовка педагогов в территориях к ведению нового предмета, и своевременное обеспечение учебниками, учебно-методическими материалами, подготовка родителей к осознанному выбору одного из модулей курса, и вопросы финансирования оплаты педагогов, участвующих в эксперименте.
Какие этапы необходимо предусмотреть при «пересадке» инновации, понимая, что инновация «навязывается» педагогу? Первая возникающая проблема - педагоги высказывают отрицание значимости инновации и сопротивляются предстоящим изменениям. От первоначальной растерянности происходит переход к состоянию раздражения. Кто-то из педагогов считает, что школа не должна отвечать за духовно-нравственное развитие детей, т.к. в проблемах общества – рост преступности, обострение межнациональных конфликтов – само общество и виновато. Прежде всего, конечно, семья, т.е. родители, да и СМИ помогают растлению подрастающего поколения.
         Часть педагогов говорит о том, что они всегда занимались, занимаются и будут заниматься  духовно-нравственным воспитанием детей. В метафоре - они уже свой сад посадили и урожаем педагоги довольны и родители не жалуются, и тогда зачем им  что-то новое – новая забота, новая «головная боль»?
         Способом решения проблем на этом этапе  подготовки педагогов является подробное и понятное информирование их о целях, задачах, способах, предполагаемых результатах предлагаемой инновации, т.е. ответ на вопрос – зачем? Кроме того, важно предоставить каждому возможность высказаться, выслушать каждого, поддержать колеблющихся, ориентировать из прошлого в будущее и дать время для адаптации. Итогом может стать переосмысление  представлений о собственной педагогической деятельности, ее воспитательных результатах.
Обсуждая с коллегами предлагаемую инновацию, педагоги начинают соглашаться с  неизбежностью перемен, задавать проблемные вопросы о том, как «вернуть воспитание в школу» за 34 часа отведенного на освоение нового воспитательного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На втором этапе подготовки («пересаживания инновации») раздражение сменяется интересом, педагоги начинают исследовать и осваивать новые формы деятельности. На способы решения этих задач направлен блок образовательной программы повышения квалификации  «Современные педагогические технологии духовно-нравственного воспитания». Тьюторы на этом этапе поддерживают динамику исследовательских процессов и помогают выделять приоритеты из обилия идей, появляющихся при освоении педагогами новых форм деятельности.
         Третий этап освоения инновации характеризуется вовлеченностью участников в освоение инновации, появлением творческих групп, которые готовы ставить конкретные цели, координировать деятельность и получать совместный результат. В образовательной программе подготовки педагогов к преподаванию нового предмета творческие группы совместно осваивали проектную деятельность, разрабатывали и защищали групповые проекты. Содержание проектов отвечало на вопрос - чем будет наполнен каждый час встречи с ребятами на этих уроках.
А мы можем сделать вывод о том, что для «пересадки инновации» необходимо учитывать несколько этапов подготовки, в результате которой готовность почвы определяется – «разрыхленностью» новой информацией, ведущей к осмыслению  значимости предлагаемой инновации, внесением в почву необходимых питательных веществ в виде освоения приемов и способов введения инновации и прогреванием почвы солнечными лучами творчества педагога, его заинтересованностью и вовлеченностью в инновационный процесс.
 Именно от учителя зависит, как будет использован воспитательный потенциал предмета «Основы религиозных культур и светской этики». А воспитательный потенциал данного курса в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни. Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как проявить уважение к человеку, имеющему мнение, которое не совпадает с твоим собственным мнением?
Именно учитель способен организовать живое общение, заинтересованное обсуждение жизненных, общественных, нравственных проблем школьников на уроке, и предложить детям обсудить эти вопросы с родителями дома.
Возвращаясь к метафоре, и отвечая на вопрос о том, удастся ли пересадить инновацию», отметим, что именно от мудрости  садовника, его добрых и заботливых рук, во многом зависит урожай. Именно он знает, как не навредить, а помочь начинающему рост растению. Выроешь ямку поглубже – могут уйти под землю «точки роста» и растение перестанет развиваться, а в конечном итоге может погибнуть. Выроешь маленькую ямку – корни могут засохнуть. Неукорененное растение легко унесет порывом ветра и будет оно носиться по земле как перекати поле.
Первый урожай 19 регионов России соберут к 4 ноября – Празднику Народного Единства. И от того, каким он будет, будет зависеть дальнейшая судьба этой инновации.

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Сергей Владимирович Проничев

На: Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской эт


Первый урожай 19 регионов России соберут к 4 ноября – Празднику Народного Единства. И от того, каким он будет, будет зависеть дальнейшая судьба этой инновации.

Учитывая сегодняшние тенденции к получению положительного результата: урожай будет хорошим. Другой вопрос: а когда этот опыт пойдет в другие "огороды" - там найдутся такие опытные "садовники"? а товедь "... и будет оно носиться по земле как перекати поле..."

Я ни за что не позволю, чтобы мои школьные занятия помешали бы моему образованию

 




Фото пользователя Галина Михайловна Нефёдова

На: Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской эт


Марина Борисовна, спасибо за такой сильный доклад: четкий, логичный, с последовательной и убедительной аргументацией. Я полностью с Вами согласна, что почти все зависит именно от тех, кто непосредственно (каждый день, с каждым учеником) реализует инновацию, то есть... от нас, учителей.

Нефёдова



Фото пользователя Марина Борисовна Неганова

На: Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской эт


Большое спасибо, коллеги,  за отклик.

Могу добавить, что садовниками не рождаются - садовниками становятся. Важно осознавать ответственность и действовать ответственно, в том числе и в период  "сбора урожая".

С уважением, Марина Борисовна



Навигация по подшивке