Вы не зарегистрированы

Авторизация



Активизация познавательной деятельности на уроке

    Выберите действие:

Submitted by Галина Борисовна Петроченкова on Wed, 20/10/2010 - 23:21

 

Активизация познавательной деятельности на уроке.
 
Петроченкова Галина Борисовна
МОУ «СОШ№ 8».
г.Краснокамск Пермский край
«Чтобы переварить знания надо поглощать их с   аппетитом».
                                               А. Франс.
 
 
Характеризуя младший школьный возраст, специалисты указывают на особую социальную ситуацию развития, воплощающую сочетание внутренних процессов развития и внешних условий для их формирования и реализации. Индивидуальные особенности психического развития и состояния здоровья группы учащихся не успевают развиться до возрастных норм, когда «память становится мыслящей, восприятие – думающим, а внимание – произвольным». Сравнительный анализ результатов тестирования первоклассников, проведенного школьным психологом в период адаптации к школьной жизни, позволяет сделать выводы о том, что у большей части детей доминирующим фактором в школьной жизни является эмоциональный настрой с небольшим включением интеллектуальной сферы, т.к. дети ещё не успели приспособиться к изменившимся условиям, не адаптировались к школьной жизни. Они способны бурно реагировать на задевающие их ситуации и воспринимать события и предметы, несущие яркий эмоциональный отклик
Обязанность подчиняться определённым правилам и нормам поведения в школе вырабатывает и помогает формировать чувство ответственности, организованности, но данные качества ещё не сформировались.
Возникает противоречие между желанием ребёнка «хочу» и необходимостью выполнять какие- либо действия, которые иногда идут вразрез его желаниям «надо». В такой ситуации неспособность соответствовать новым нормам и требованиям      взрослых    заставляют детей сомневаться и переживать (скрытая тревога, скрытая агрессия).
У большей части детей самооценка завышена, а познавательная активность носит интуитивный, поисковый характер. 
Учитывая, что в младшем школьном возрасте осознание своих мотивов  «хочу» и возможностей «могу и умею» только формируется, а   самооценка детей еще тяготеет к черно-белому оцениванию, и в ней слабо расчленены количественные и качественные стороны, учу первоклассников видеть свои сильные и слабые стороны, используя приемы «шкалирования» при оценивании любой учебной деятельности по методике Г.А.Цукерман. В результате такой работы появилась возможность обсудить с детьми новую задачу учиться самопознанию своего состояния, своих знаний и умений, соответствующих нормам и требованиям отношения к учебной деятельности, взаимоотношениям со сверстниками, к требованиям    взрослых, т.е. учиться рефлексии, которая является как следствием самореализации, так и условием ее качественных изменений. Постепенно изменялось содержание и характер внутренней позиции этих детей. Как во время перемены или динамической паузы сделать так, чтобы всем было интересно играть, не было бы слез и обид? Нужно вспомнить правила дружной игры, договориться о выполнении этих правил и играть по правилам. А когда желающих организовать игру много, договориться об очередности организаторов игры.
       Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
На уроках изучения нового материала я создаю и использую проблемные ситуации. Однако бывает и такое, когда новые знания приходится сообщать самой. Это происходит потому что, проблему разрешают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учащихся. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение   эффективности   обучения,   она   не   активизирует   умственную деятельность всех учащихся.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Учитывая то, что для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в ней информация о его возможностях, оцениваю не способности ученика в целом, а те усилия, которые он прилагает при выполнении задания.
Для поощрения мотивации использую такой прием, когда успехи ребенка сравниваются с его прежними результатами.
 Для развития устойчивости целей, их действенности, настойчивости и упорства в их реализации использую задания на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагания формирую при помощи упражнений на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, связываю их с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива. При выполнении любой деятельности учу детей понимать проблему, ставить цели и задачи, искать способы и средства для ее решения.
При формирование мотивации на отдельных этапах урока использую
различные приемы. Так, чтобы вызвать исходную мотивацию в начале урока актуализирую мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой") и вызываю мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы, а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), что помогает усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации необходимо ориентироваться на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление, формируя познавательные мотивы, к разным способам сотрудничества с другим человеком, формируя социальные мотивы. На этапе завершения урока создаю ситуации, способствующие тому, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление самооценки учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это делает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как вся наша жизнь – это череда различных ситуаций, провожу целенаправленную работу по формированию у учащихся понимания целей и задач, поставленных учителем или другим человеком, их активное принятие для себя, а так же умению ставить собственные цели и задачи в любом виде деятельности. Таим образом, чтобы сформировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине), я целенаправленно формирую у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность сначала по инструкции, а затем самостоятельно, обучаю школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки, обучаю умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, уметь рассчитывать свои силы. Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов начинаю с первого класса. В третьем классе все привычные ситуации подверглись корректировке и переоценке другими детьми. Система требований к позиции ученика   (субъекта учебной деятельности) и одноклассника (субъекта общения) не противопоставляются, а выступают в единстве. Появляется мотивация получить положительную оценку своей личности в учебной деятельности и в общении с одноклассниками. Лидерами класса становятся дети, имеющие широкие познавательные интересы, хорошие знания по учебным предметам, умеющие организовать работу в группе по постановке учебных задач урока, выдвижению гипотез, планированию познавательной деятельности, проверке знаний.
При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, Корректно оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры с учителем я искусственно создаю, высказывая заведомо ложное утверждение или допуская явную ошибку. Мы называем это «ловушкой». Данный прием помогает детям избавиться от принятия такой позиции, в которой слабый ученик часто неосознанно принимает ответ и точку зрения сильного ученика. Ситуации, в которых положение сверстников одинаково, ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым но также ребенок осознает и то, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества, основанного на соблюдении принципов уважения между всеми субъектами образовательного процесса.
Литература:
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.
Орлов А. Б. Формирование мотивации учения
Статьи в журнале «Начальная школа» Т. П. Зориной, Е. Ю. Тепишкиной.
 

Навигация по подшивке