Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучение на основе исследования: инновация или где искать истоки.

Фото пользователя Светлана  Викторовна Каймакова
Submitted by Светлана Викторовна Каймакова on Wed, 20/10/2010 - 21:57

 

Обучение на основе исследования: инновация или где искать истоки.
 «Если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего, сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее» В.О.Ключевской.
 «Опыт – единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в её лаборатории». Д И. Менделеев
«Исследовать – значит видеть то, что видели все и думать так, как не думал никто.» Альберт Сент – Дьерди
Как «пересадить» инновацию!? - шагни в историю и   пусть «растет»  в веках.
Кому она нужна… Будут ли ее применять коллеги… «Вегитационный» период в Педагогике измерить годом, десятилетием, веками… Проблема? Проблема в том, что нет проблем, есть задачи, которые ставятся и решаются. Хорошо, когда они решаются.  Обретаешь личный опыт и от твоей пытливости ума зависит как использовать, куда идти, для чего, кому и зачем «пересаживать». Пусть обретают свой о-пыт! Однако, короче путь познания у тех, кто продолжает путь единомышленников, порой затерявшихся в веках. И  только по  просьбе  коллег «пересаживает» то нежно – живое достояние историко – педагогического наследия прошлого – обучение на основе исследования. С незнания (процесс познания) начинается поиск ответов на эти вопросы. Итак, начнём… Начнём с краю, который ближе. Самый близкий для нас край - это Северный Урал (Уральский Север, Богословский Урал, Походяшинский Урал) – рассадник горно-технической  интеллигенции Урала, России.  Самый близкий человек- это, тот который рядом, не Иван не помнящий родства, а минералог, петрограф, геолог Евграф Степанович Федоров- коллега, учитель,  Человек. И пусть он жил 100 лет назад, его опыт обучения на основе исследования интересен сегодня, сегодня, когда закрепился в стандартах нового поколения. В этом и есть достижение вершин: в философии – МАКСИМЕ, в педагогике – успех, в психологии – удовольствие, в акмеологии – профессионализм.
 Развитие образования в условиях общесистемного социального кризиса – дело чрезвычайно трудное. Своеобразие текущего момента в Российской школе состоит в том, что необходимость развития у нас особенно острая, а его возможности во многом ограничиваются именно кризисной ситуацией и, порой, нежеланием образовательных учреждений развиваться на фундаменте науки – «История педагогики», решать одновременно задачи, отвечающие вызову эпохи – развитие, поддержание стабильности, адаптация (выживание) – крайне сложно. Правда, и саморазвитие вряд ли правильно понимать как однонаправленный процесс. Развитие включает в себя и ликвидацию всего лишнего, ненужного и «восстановление, возрождение того, что было потеряно, утрачено по ошибке, и продолжение того, что уже делалось и делается хорошо, и компенсацию неизбежных в ходе всякого развития потерь».  
В этом социокультурном контексте особое значение выявление, восстановление, сохранение традиций в горнотехническом образовании на территории Уральского Севера   есть одна из сторон историко - педагогического исследования, другой стороной является воссоздание истории Горного учебного заведения (1884 – 1934), функционировавшего в поселке Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии. Учебное заведение имеет пятидесятилетнюю историю. В наследство   оставлено здание,    Геологический музей имени Е.С. Федорова и           громадное количество ценных сведений для современной педагогики, разрозненных по-разным Государственным и личным архивам, музеям Урала и России.
Научное наследие академика Е.С. Федорова (1853 – 1919) необыкновенно богато. Оно охватывает ряд наук: кристаллографию, математику, минералогию, петрографию.
Об Е.С.Федорове и его трудах написано немало книг и статей, но все же,  приходится признать, что мы далеки от полного изучения оставленного им наследства. Педагогическая деятельность Федорова остается малой страницей изученного, особенно работа в качестве преподавателя в низшем учебном заведении - Турьинском горном училище, студенты и преподаватели которого позднее становились преподавателями высших учебных заведений, ведущими квалифицированными специалистами страны. Воссоздана картина  педагогической деятельности Федорова, уточнены позиции, педагогическое мировоззрение ученого-педагога. Настало время «пересадить» инновацию тем, кому не безразлична Российская история педагогического наследия – обучение на основе исследования.  
Годы поиска новых материалов для научной биографии академика Е.С. Федорова - его педагогического наследия, по строчкам систематизированный материал дополнит автобиографию ученого. Отрадно и радостно то, что эта тема интересна не только историкам. Встреченная статья, Г.Н. Кованько «Е.С.Федоров о преподавании минералогии в средних технических школах. К сорокалетию со дня смерти Е.С. Федорова (1853 – 1919 г.)»    позволила полнее воссоздать события зарождающейся новой методики обучения на основе исследования в России. Эту технологию внедряли и в зарубежной педагогике, но по ряду причин (с целью сокращения информации упускаю комментарии и использованные источники информации – С. К.)  не прижилась в России, технология, требующая больших капиталовложений, в процесс обучения в центральных городах и так дешево обходившаяся, где студенты под ногами видят раздаточный материал – природы: минералы, горные породы.
Е.С. Федоров принадлежал к контингенту людей, посвятивших свою жизнь служению народу. Он отстаивал идею всеобщего народного образования. «Мы стремимся к тому, чтобы все люди стали образованными», - писал он в своем философском труде «Перфекционизм». При этом Е.С. Федоров образование понимал в самом широком его значении, как всестороннее развитие и нравственное совершенствование личности и как основу для развития сознания и самосознания. Он был сторонником свободного воспитания и считал, что общее образование прежде всего дает практические навыки, необходимые для гражданской деятельности. «…Школа, подводящая всех под один уровень, - писал Е.С. Федоров, - «оказывается весьма опасной для развития оригинальности»   «Научить мыслить - задача преподающего», - таково мнение Е.С. Федорова. «Человеку, - писал он, - недостаточно приобрести известную сумму важнейших знаний, но и непрерывно их приобретать в течение всей жизни»  
Е.С. Федоров видел основную цель школы в том, чтобы постоянно будить мысль учащихся и приучать их к самостоятельной творческой деятельности. Ему принадлежат замечательные слова: «Как бы хорошо ни было поставлено школьное образование, оно никогда не может быть достаточным. Оно облегчает путь человека, но никогда не может прямо привести к цели; цель может быть достигнута только усилиями самого человека»    
Идеей связи теории с практикой пронизаны все педагогические высказывания Е. С. Федорова. В своей программе по минералогии для средних технических школ он ставил непременным условием знакомить учащихся «с телами неорганической природы на активном опыте».Активным Е.С. Федоров считал такой опыт, который приучает учащегося к исследовательской деятельности. Выступая на одном из заседаний Специальной Комиссии, он говорил, что в курсах естествознания следует выбирать такой материал. Работая над которым ученик должен выступать «как бы самостоятельным исследователем».
«Нет сомнения, - писал Е.С. Федоров, - что активное отношение к предмету больше всего способствует развитию любознательности и деятельному интересу; при таком преподавании и ученики, после немногих столкновений с действительностью, поймут узость и недостаточность приобретенных сведений. Но если первые самостоятельные попытки были успешными, и они приобрели веру в свои силы, то, при хороших дальнейших условиях, можно ожидать, что любовь к делу и твердое начало составят краеугольный камень дальнейшего развития. В этом отношении мне кажутся особенно вредными программы имеющие вид законченности и невольно вызывающие, даже у более взрослых учащихся. Иллюзию, будто предмет исчерпан, будто они уже знают все необходимое, хотя большей частью, знания сводятся лишь к выучиванию названий без усвоения понятий, которые должны крыться под этими названиями».         
Цель 20 летнего исследования– на основе научного анализа воссоздать комплексную картину педагогического наследия Е.С. Федорова    в Богословском горном округе,   для обоснования теоретической и практической значимости исторического опыта в современной педагогической практике.
Научная новизна исследования определяется в том, что установлено и доказано, что в исследованный период на территории Богословского горного округа:
1.      Была создана система профессионально технического образования, опыт, который можно использовать в современной практике.
2.      Впервые в историко – педагогическом аспекте исследуется процесс формирования (обучения и воспитания) горных и заводских техников для горнодобывающих и обрабатывающих отраслей промышленности в Богословском горном округе.
3.      В научный оборот введены новые (более 200 архивных материалов, представляющие историко – педагогическую ценность, которые обогатили теоретическую и фактологическую основу исследования (в данной статье  источники  не указываю – С.К.)
Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении и обобщении  становления системы горнотехнического образования в Богословском горном округе в период 1884 – 1934 годов.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что материалы исследования используются в материалах экспозиций музеев Уральского Севера. Картотеки преподавателей и учащихся Турьинского горного учебного заведения востребованы жителями городов для составления генеалогии семьи и исследователями территории Урала. Результаты исследования, а также введенные в научный оборот новые источники, могут быть использованы в исследованиях по истории Урала, истории науки, образования и краеведении, генеалогии, а также в практической работе органов образования и отделов подготовки кадров предприятий, общественных организаций, сохранение   памятника истории и культуры – здания конца   Х1Х начала ХХ века - Геологический музей имени Е.С.Федорова
Педагогическая идея. В исследуемый период на территории Богословского горного округа была создана система профессионально – технического образования. Начинания и поиски организационных форм обучения тех лет обладают конструктивным потенциалом для творческого использования в современной практике профессионально – педагогического образования.
 Жизнь продолжается, молодежь должны знать и гордиться своими родителями, наследовать лучшие традиции предыдущих поколений. Развитие у молодежи научных интересов и профессиональных склонностей, воспитание патриотических чувств   через систему внеклассной работы стали целью создания краеведческой лаборатории затем школы исследователя в г. Краснотурьинске.
Региональный подход к образованию через работу по краеведению позволяет приобщить учащихся к воспитанию бережного отношения к культурным традициям духовного наследия прошлого.
Созданы условия для приобретения и освоения школьниками исторических, методологических знаний через познание и изучение исторических источников и фактов, совместную научную, исследовательскую, поисковую и творческую деятельность педагогов и учащихся в области краеведения. «Школа исследователя» решает задачи:
1. Формирование ценностных ориентиров личности на примере памятников истории, воспитание самостоятельного видения произведений культуры и искусства как изображения истории Уральского Севера;
2. Развитие интереса и стремления, учащихся к самостоятельному научному исследованию;
3. Обучение основным методам научного исследования и умений выбирать методы для проведения научно-исследовательской работы по краеведению, правильному оформлению отчетности и воспроизведению информации в публичном выступлении на региональных «Походяшинских чтениях», учебно-краеведческих экспедициях по Северному Уралу, организованных Фондом содействия краеведения «Богословский Урал».
Единожды побывав на одной из вершин в Кытлыме,  учащийся  не спускаются с интеллектуальной вершины, они в команде единомышленников, под руководством педагогов. Ведение поисковых работ, оформление, работа в команде, публичная защита воспитывает исследовательскую культуру  обучающегося на примере историко-культурного наследия Уральского Севера.
«Пересадить»  инновацию, наверно легко, прижилась бы…подпитаем, согреем на Северном Урале, обретем Ваш опыт обучения на основе исследования. И, где искать истоки, поможет нам история, ведь она определяет настоящее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Навигация по подшивке