Вы не зарегистрированы

Авторизация



Новые формы взаимодействия участников образовательного процесса

    Выберите действие:

Фото пользователя Ольга Сергеевна Просвирнина
Submitted by Ольга Сергеевна Просвирнина on Tue, 19/10/2010 - 20:18

 

В докладе показываются существующие возможности использования сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса; представлены результаты экспериментальной работы по апробации модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, экспериментальная площадка, новая школа.

 

 

 

         Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: по обилию нововведений и экспериментов. Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения[4]. На современном этапе цель образования - обеспечить не только «оптимизацию профессиональной мобильности», но и предоставить человеку возможность осуществляться, формировать у него «постоянное желание учиться и создавать себя»[1].

Одно из направлений модернизации российской системы образования - создание экспериментальных площадок. Это означает, что возникающие экспериментально-инновационные проекты становятся продуктом творчества и инициативы самих педагогических коллективов[7].

Изменяющаяся социальная структура информационного века, созданная «сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство»[3] все чаще называется сетевым обществом, а взаимодействие в сетевых структурах – сетевым взаимодействием.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Сетевые взаимодействия открывают новые перспективы в сфере образования. Внедрение данных технологии в школе становится не просто веяньем времени, а жизненной необходимостью. Это позволяет вывести образование на качественно новый уровень. Назрела необходимость в разработке модели сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, в которой участвуют педагоги, учащиеся, родители.

В связи с этим наша школа второй год является региональной экспериментальной площадкой, которая работает по теме «Разработка и апробация модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды».

Актуальность организации данной формы работы обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Формирование адекватных форм закрепления инновационного опыта мы видим в сетевом взаимодействии общеобразовательных школ, с целью распространения инновационного опыта, идей, методов их реализации. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.

Цель деятельности: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

формирование мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимодействие;

формирование базовой информационно-коммуникационной компетентности педагогов, обучающихся и родителей, включая освоение им основных каналов сетевой коммуникации;

 

создание условий для овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, правилами сетевого этикета;

развитие навыков совместной деятельности в сети Интернет (в том числе с использованием социальных сервисов).

При реализации поставленных задач используются следующие формы работы:

·              Мониторинги участников процесса;

·              Тренинги; мастер-классы;

·              Сетевые проекты;

·              Создание и обновление школьного сайта;

·              Обучающие проекты для учащихся и педагогов;

·              Сетевые конкурсы, викторины, олимпиады,видеоконференции;

·              Создание электронного журнала

         В образовании школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые семинары, конференции, проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; и др.

         Сетевая работа школы с родителями только начинает строится. Возможности современного Интернета позволяют выстроить открытый диалог с родителями, который в конечном итоге будет способствовать формулированию современных потребностей и запросов общества к образованию.

         Однако внедрению и организация сетевых взаимодействий препятствуют различные факторы, среди которых дефицит «живого» общения; недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности большинства российских педагогов; сложившиеся стереотипы (в том числе и в профессиональной деятельности), что делает актуальной проблему подготовки учителя к сетевому общению в системе дополнительного профессионального образования. Данные проблемы решаются в рамках обучающих тренингов, семинаров, курсов, проводимых на базе экспериментальной площадки.

         Результатом работы региональной экспериментальной площадки сетевого взаимодействия в сети Интернет на базе нашей школы является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию; повышение уровня профессионализма педагогов. Опыт работы региональной экспериментальной площадки свидетельствует о том, что реализация на практике модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников способствует повышению уровня профессиональной компетентности ИКТ-активных педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению образовательных и духовных потребностей личности.

Перспективами работы площадки является:

·                   организация сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями (обучение, проведение конкурсов, олимпиад в дистанционной форме);

·                   привлечение к сетевому взаимодействию всех участников образовательного процесса.

         Феномен сетевого взаимодействия таит в себе огромный потенциал, но вместе с тем пока недостаточно изучен, практика его использования подлежит дальнейшему осмыслению. Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. К.Роджерс отмечал что «в свободной атмосфере один ум высекает искры из другого, свежее озарение одного человека побуждает множество творческих реакций у других»[5].

         Таким образом, создание экспериментальных площадок сетевого взаимодействия – это важный результат политики модернизации системы образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей. Именно поэтому наша школа становится новой.

Литература

1.Горбунова Л.Н. Дистанционное повышение квалификации: идущие навстречу // Дистанционное обучение: сборник статей. М.: 2006.

2.Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.:2003.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21

5.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

6.Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004.

7.upr.1september.ru Адамский А. МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

8.www.curator.ru/news/news_Конференция «Образование 2.0» (дата обращения 18.10.10)

 

 

Прикрепленный файлSize
доклад.doc60 KB

»  Размещено в сообществах:   

Навигация по подшивке