Вы не зарегистрированы

Авторизация



Определение, создание и сохранение педагогических знаний: постановка проблемы

    Выберите действие:

Фото пользователя Елена Александровна Вострикова
Размещено: Елена Александровна Вострикова - чт, 30/08/2012 - 17:21

 

Научно-техническому процессу  в целом и образованию в частности свойственен сегодня: лавинообразный рост объемов и источников информации; производителей и  потребителей педагогических знаний;  глобализация образовательной деятельности  и слабая структуризация информации и знаний.

В разрешении такого рода проблем многообещающим направлением может стать новое направление работы в образовании - управление педагогическими знаниями.

Образовательная организация, которая быстрее других находит новые знания, организует их усвоение педагогами, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество.

Проблема управления знаниями на уровне школы, района, муниципалитета или региона фокусируется на том, как знания опытных, успешных педагогов и образовательных организаций сделать достоянием широкой педагогической общественности. Проблема управления педагогическими знаниями сводится задачам определения, создания, сохранения, приобретения, распределения и применения знаний, носителями которых являются высокопрофессиональные педагоги и образовательные организации в целом. Все это - особые действия, которые следует предпринимать для повышения качества образования.

Знания в организации - это интеллектуальный экономический ресурс, особенностями которого являются: самогенерация; два типа носителя (одушевленный - сотрудники организации, неодушевленный - интеллектуальные информационные технологии); возможность распространения в разных формах посредством различных технологий; способность повышать экономическую эффективность, экономическую добавленную стоимость хозяйствующего субъекта.[2]

В рамках программы модернизации российского образования уже есть опыт по диссеминации опыта признанной педагогической и управленческой деятельности. Модельно описана деятельность  ресурсных центров  в  процессе  формирования  диссеминационной сети [1] Одним из условий диссеминации  -  распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное  сообщество, а также развитие сетевых моделей взаимодействия в системе образования. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования.

Обратим внимание, что вся деятельность ресурсных центров сосредоточена на последних этапах управленческого цикла по управлению педагогическими знаниями – их распределения и применения. В методических рекомендациях по диссеминации ценного педагогического опыта подробно описаны формы и  этапы  распространения  педагогического  опыта  на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения, однако первые этапы (определение, создание и сохранение педагогических знаний) по-прежнему требуют технологического решения.

Определение и созданиезнаний происходит в процессе индивидуального и организационного обучения. Выделяют три когнитивных процесса в организации [2]: трансферный, алгоритмический и креативный.

В трансферном знаниевом процессе существует три ключевых подпроцесса, управление которыми дает возможность получать знания от коллег, профессиональных сообществ и путем обучения сотрудников. В алгоритмическом знаниевом процессе существует четыре ключевых подпроцесса, управление которыми позволяет найти наиболее важные для организации источники знаний, выявить в них знания, необходимые для дальнейшего использования в организации, выделить среди персонала сотрудников, обладающих нужными для организации знаниями, и использовать их знания на практике. В креативном знаниевом процессе существует два ключевых подпроцесса, управление которыми позволяет сформировать новые и усовершенствовать имеющиеся знания. Все указанные подпроцессы направлены на прирост совокупного знания в организации, что является основой для формирования ее экономической добавленной стоимости.

В спирали создания знаний в динамике управление становится коллективно-распределенной деятельностью. Другими словами, образовательные организации только тогда становятся «интеллектуальными», когда сознательно стремятся узнать как можно больше о характере и потенциале имеющихся в организации знаний. Изучая свои внутренние знания, стараясь лучше понять природу своих способностей, конечных действий и услуг, интегрируя потенциал профессиональных сообществ можно добавить к ним большую стоимость.

Таблица 1 - Методы ИТ для управления знаниями

Категория

Метод

Автоматизированные системы

Интернет,  Интранет

Программное обеспечение и базы данных

Гипертекстовые системы совместных обсуждений. Базы знаний организации. Хранение истории переписки e-mail для создания лучших методов. Корпоративные "желтые страницы". Личные страницы сотрудников

Инструменты сотрудничества

Системы общения. Видеоконференции. Системы совместной групповой работы. Электронные доски объявлений

Интеллектуальные инструменты

Системы поддержки решений. Виртуальная реальность.
Поисковые системы интернет. Картография знаний

Большинство методов управления знаниями используют компьютерные информационные технологии (Табл. 1). В организации, основанной на знании, сотрудники обмениваются идеями не столько посредством устных обсуждений, сколько с помощью документов, путем создания схем и диаграмм понятий, процессов, процедур, которые прямо или косвенно являются частью организационной базы знаний.

Переход  к обществу знаний предполагает радикальное изменение управленческой культуры. Сегодня руководителю образовательной организации особенно важно обратить внимание на управление педагогическими знаниями, растворенными в личном опыте каждого субъекта образовательного процесса. Необходим активный поиск соответствующих инструментов и программ по определению, созданию и сохранению этих знаний.

Литература:

1. Информационно-консультационный центр АПКиПРО Режим доступа http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

2. Погорелова, Е. В. Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Погорелова Елена Вадимовна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Самара, 2011. - 48 с. Режим доступа http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/1/a125.zip


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

"...структуризация информации и знаний"


Приглашаю вместе разобраться в "структуризации информации и знаний" на примере подшивки "Готовимся к конференции..."

 

Предложение Оргкомитета 31 августа всем авторам размещать свои тезисы в подшивке "Готовимся к конференции..." потребовало перестройки проекта подшивки. Она была создана на сервисе "блог" для обсуждения текстов автора блога и включена в подшивки сообщества "Повседневное саморазвитие педагога...".

Расширение состава подшивки поставило ряд проблем:

  • в программе конференции около 90 докладов. Если все авторы выложат в подшивку свои тексты, получится неструктурированная лента, в которой, при имеющихся в Открытом Классе технологиях подшивки и мониторинга авторских материалов, нелегко а) найти свои тезисы, б) отслеживать комментарии на свои тезисы. Надо структурировать подшивку иначе, чем при обсуждении 2-3 материалов.
  • "Дочерние страницы", созданные авторами, отразились в списке ссылок на странице "Готовимся к конференции..." по алфавиту заголовков. Пока их немного, переход на нужную не занимает много времени. Но рост количества приведёт к изменению качества. Надо было искать решение. В подшивку включены пять страниц для секций конференции. Найдено решение, чтобы они оказались в начале списка ссылок на вводной странице подшивки. Будем надеяться, что авторы, в соответствии с разъяснениями на вводной странице, разместят свои тезисы как дочерние страницы соответствующей секции. В идеале в списке ссылок на вводной странице должны остаться только секции.

 

Новая проблема возникла в результате размещения несколькими авторами своих тезисов в "комментариях" на странице "Готовимся к конференции..."  Комментирование "комментариев" возможно (ссылка "ответить" открывает форму ввода), но весьма "утяжелит" вводную страницу подшивки. Как решать эту проблему, если авторы не создадут свои "дочерние страницы" к секциям, пока неясно.  

 

Итак, структуризация информации и по смыслу, и технически - актуальная проблема "информационного взрыва". Не абстрактная, а весьма конкретная для каждого из нас.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

"Управление знаниями" в педагогических системах


Педагоги "управляют знаниями" давно, задолго до появления такого понятия в коммерческом секторе. Управляют прежде всего в классе на уровне "учитель-ученики". Управление знаниями на уровне регионального ИПКРО сталкивается с другим спектром проблем, в контексте нашей конференции - с третьим...

При обсуждении текста, вводящего нас в круг понятий "управления знаниями", нам, во-первых, надо договориться, что понимаем под "знанием" (в отличие от "информации" и других продуктов образования). Во-вторых, чётче представить себе круговорот "информация - знание - новая информация" Кто именно осуществляет этот круговорот - люди или организация? В чём выражается "знание организации", т.е. на уровне кафедры или ИПК в целом? 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: "Управление знаниями" в педагогических системах


ВВ, спасибо за проявленный интерес к теме моего выступления!

 

В современном обществе приобретение знаний на протяжении всей жизни считается важнейшим фактором развития личности и успешной карьеры в жизни. Личность  – это "сложная система", создающаяся и развивающаяся через культуру, а культура  – это "совокупность накопленных человечеством знаний". Непрерывное обучение в течение всей жизни человека означает стремление и целенаправленные усилия к освоению существующих знаний на разных этапах жизни с целью применения этих знаний в практической деятельности. Т.е. в гуманистической парадигме институты повышения квалификации должные не столько "пичкать" педагогов знаниями, сколько способствовать их личносто-профессиональному развитию. Я прекрасно понимаю, что такой инновационный подход (из теории систем),  приводет вначале к некоторому снижению эффективности функционирования системы: необходимо освоение новых механизмов деятельности и управления, освоения участниками процесса нового содержания, новых форм и методов деятельности и т. д. И лишь затем начнется рост эффективности,  если, конечно, инновация осуществляется в правильном направлении. 
Комментарий был изменен с момента создания (Vostrikovae, вс, 16/09/2012 - 10:55).
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова



Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Определение, создание и сохранение педагогических знаний: по


Уважаемая Елена Александровна!

Удивительно интересная тема для обсуждения! Все таки знания создают компетентности, которые являются основой развития общества, иначе "движок".  Все это формируется в течение жизни. Знания, принадлежащие одному человеку и не переданные обществу, остаются не использованными. Человечество на протяжении всей своей истории искало путь сохранения знаний и передачи информации: от камня - до Интернета. И пока ничего надежного нет. И причем надежнее всего скорее - камень, чем современные технологии. То есть вопрос сохранения для человечества почти как содание "вечного двигателя". Понятие "управление знаниями" новое. Я не знакома не с термином, не  с предлагаемой литературой.  Но понимаю, что создание и сохранение базы данных, принадлежащих не только конкретному образовательному  учреждению, но и обществу в целом - это задача особой важности, в том числе и для неформального образования. Если общество решит эту проблему на современном этапе с помощью современных информационных технологий - это революция прежде всего, думаю, в формальном образовании. Педагоги работают и развиваюся в большей степени в системе формального образования, т.е. в соответсвии с государственной политикой в области образования.

Необходим активный поиск соответствующих инструментов и программ по определению, созданию и сохранению этих знаний. Так как вы занимались этим вопросом, а есть ли пути у современного человека для решения этих проблем? Главное для руководителя ОУ определить а какой личный опыт наиболее ценен для сохранения? Это что, создавать опять какие то органы для этого (инструмент)? Бюрократизм все что угодно может превратить в хлам. У нас существует система обощения и распространения педагогического опыта, её недостаточно?

Дорогая Елена Александровна, это вопрос на уровне "обывателя" образовательных учреждений.

С уважением, Раиса Борисовна




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: Определение, создание и сохранение педагогических знаний: по


Добрый день, уважаемая Раиса Борисовна.

Мой доклад попытка найти признаки информационного общества в нашей муниципальной системе образования. Напомню для согласования понятий, что  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – это такое общество, в котором производство и потребление информации (знаний) является важнейшим видом деятельности, а информация (знания) признается наиболее значимым стратегическим ресурсом, новые инфотелекоммуникациионные технологии (ИКТ) и средства становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека (ноосферой). Ваше восприятие этой проблемы как новой и интересной с одной стороны, мне как автору конечно приятно.ю с другой стороны, подтверждает тот факт, что мы чаще декларируем факт эволюционирования нашего постиндустриального общества в информационное. Единственное, что меня как исследователя волнует: есть ли в сложившейся практике условия для управления знаниями СЕГОДНЯ или пока надо "готовить почву" для наших детей. То что этой проблемой нужно заниматься - это уже не обсуждается: надо! Обе перспективы для меня равноценны. Задача реально оценить ситуацию и совершать посильные действия для достижения реальных результатов.

Первое посильное действие: собрать банк педагогических знаний на муниципальном уровне. Формы предъявления знаний могут быть различные: публикация сборников выступлений (делаем и не один год),  публикация в виртуальном методическом кабинете (vmkab.ru - развиваем новое направление), видеовыступления - на сайтах ОУ (некоторые завели на специальные странички. Например, http://www.lyc84.ru/kuz-fair/) и т.д. Цель такого сбора видимого педагогического опыта - создать условия для первого этапа передачи знаний - ПОДРАЖАНИЯ. Все мы начинаем обогащать собственный опыт с копирования. Для этого надо собрать больше видеоматериалов по демонстрации практических навыков педагогов в естественной для них среде. 

Второе посильное действие: формализация естественно наблюдаемого опыта, перевод его в обобщенные схемы, модели, готовые к трансляции. В этом направлении тоже многое уже делается. Вспомним все конкурсы: там предметом оценивания чаще всего и является опыт, готовый к диссеминации. Проблема: открыть конкурсные материалы. Чаще всего они оседают а архивах конкурсных комиссий. Задача - побуждать авторов размещать свои материалы после конкурса в открытом доступе. Надо продумать систему мотивации ... Этим просто надо поуправлять на уровне города или области. В логике управления знаниями этот этап возникает вполне закономерно.

Третье посильное действие: создаь условия для интериоризации знаний. Я сознательно ухожу от модных сейчас формулировок "признанного опыта", т.к. в силу разности зон актульного развития каждого из нас, важен ВСЯКИЙ открытый опыт. Просто каждому - свое. Итак, интериоризации педагогических знаний. Как? Когда? Кто? Чтобы ответить нужно опираться на психологические закономерности этого процесса. Если коротко, то главное - деятельность! Нужно  ее просто организовать. Сознательно и управляемо. Посмотрите на традиционный педсовет: бу-бу-бу (рада, если у Вас, Раиса Бориовна, иначе). В активной позиции только говорящий, остальные бездействуют, а значит инериоризации не происходит. Выход: только активные формы! Любые доступные и посильные: групповые дискуссии, взаимное комментирование, тренинги, игры и т.д. и т.п. Меньше монологов, больше дискуссий. Мысль яна... Наша конфренция - пример того, что мы стараемся созавать такие условия.

Четвертое посильное действие. От интериоризации к практике! Открытые уроки, мастер-классы, видеовыступления, - завершение витка и начало нового.

В заключении хочу сказать, что управление знаниями дает ключ именно к управлению процесом самоорганизации и саморазвития муниципальной системы образования. Однако, пользуясь этой схемой, Вы можете превращать свою школу в обучающуюся организацию! Удачи!

С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Как долго сохраняются в Интернет выложенные там открыто знания?


Перечитывая доклад об управлении знаниями на уровне организаций, выделил задачу сохранения знаний. Этот вопрос для меня - весьма острый: многие тексты, выложенные в Интернет более 10 лет назад, пропали вместе с сайтами, где их размещал.

Вопрос в заголовке адресован центрам управления знаниями, в том числе институтами повышения квалификации работников образования. Есть ли у них долгосрочные проекты поддержки (финансирования) сайтов с ЭОР, чтобы обеспечить преемственность культурного наследия прошлых поколений?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Поиск

Loading

Навигация по подшивке

Глобальная школьная лаборатория