Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы неформального повышения квалификации педагогических работников на муниципальном уровне

Submitted by Елена Артуровна Нагрелли on чт, 27/09/2012 - 10:57

 

Значимость непрерывного образования общепризнана, а в Европейском Союзе – это главный элемент социальной модели развития общества.

Подтверждение данной идеи мы находим и в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г.», приоритетной задачей которой является «создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров» [1].

Важная роль в решении данной задачи принадлежит системе дополнительного профессионального образования. К сожалению, система повышения квалификации педагогических кадров подвержена постоянным изменениям, поэтому является наиболее гибкой, инновационной. При этом как система она слабо организована, поскольку в ней нет ни строгих стандартов, ни разработанной и общепринятой нормативной базы.  

Соглашаясь отчасти с профессором А.А. Макареней [2], именно в системе повышения квалификации (СПК) традиционная формула «способности + усилия есть достижения», определяющая педагогический процесс, по-нашему глубокому убеждению не только не исключается, а дополняется и усиливается новой формулой «ресурсы + предпочтения = выбор». Обеспеченная ресурсами СПК на основе учета предпочтений и запросов педагогов дает им возможность выбора собственной траектории профессионального развития.

Непрерывность в системе образования взрослых обеспечивается успешной интеграцией курсового и межкурсового периодов (по сути, посредством формального и неформального повышения квалификации). При этом мы отмечаем, что зачастую как раз интеграционные процессы в данной системе отсутствуют.  Курсовой и межкурсовой периоды подчас не связаны друг с другом, а порой находятся в конфликте. Заложником вышеописанной  ситуации является педагог.

Существует еще одна проблема. Осуществляя формальное повышение квалификации через курсы, семинары, профессиональную переподготовку и др. педагог развивает педагогические умения, идет приращение собственных профессиональных компетентностей. Это в идеальном варианте – при условии, что прохождение курсов для педагога является событием личностно значимым, а не потому, что «заставили» или «скоро аттестация». Те же опасения существуют при организации деятельности педагога в межкурсовой период  – неимение четко поставленной цели участия в том или ином образовательном событии, низкая мотивация приведут к непродуктивности подобной деятельности или полному отсутствию таковой. Только в случае личной активности и заинтересованности педагога, получении продукта деятельности в виде публикации, экспертного заключения, выступления, мастер-класса и др. можно говорить о неформальном повышении квалификации.

Еще одна возможность повысить профессиональное мастерство – самообразование педагога. Признавая его важность, мы должны учитывать, что ряд специфических видов деятельности, таких как организационно-управленческая, методологическая, научно-исследовательская, научно-методическая, мониторинговая и др. учитель не может осуществлять самостоятельно без поддержки системы образования взрослых.

Эту многолетнюю проблему, отчасти, на наш взгляд, можно решить путем реальной интеграции формального и неформального повышения квалификации.

С точки зрения организации муниципальной системы дополнительного профессионального образования город Новокузнецк уникален. Структура городского института повышения квалификации, включающая кафедры, отдел развития образования, научно-методический отдел и др. позволяют выстроить описанные выше интеграционные процессы.

В рамках формального повышения квалификациив качестве главного ресурсавыступает профессорско-преподавательский состав института, среди образовательных ресурсовкурсы повышения квалификации, семинары, дистанционное образование. Вариативность курсов, накопительная система, возможность обучения по индивидуальным учебным планам, введение дистанционных образовательных технологий – это те новые направления деятельности ИПК в формальном образовании, которые позволяют педагогам осуществлять выбор, выстраивать собственную траекторию профессионального развития.

При неформальном повышении квалификации, учитываяпредпочтения и запросы педагогов, мы предлагаемразнообразные формы взаимодействия: участие в реализации инновационных и научно-методических проектов, традиционные социально-значимые образовательные события (Августовский педагогический совет, Дни науки, Форум педагогического мастерства, конкурсы), а также Он-лайн-семинары, конференции, фестивали, ярмарки и др. И это еще одна возможность выбора для педагогов нашего города собственного маршрута профессионального развития.

Особого внимания заслуживает организация на муниципальном уровне тьюторского сопровождения, которое помогает решать проблему профессиональной готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

На тьютора в данном контексте возлагается особая ответственность, т.к. он создает условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению.

В 2010 году в городе была создана  команда тьюторов из лучших учителей начальных классов города. Главным критерием отбора в тьюторскую группу стало отличное владение педагогами образовательными технологиями. В течение 2011/2012 учебного года в г. Новокузнецке на базе своих образовательных учреждений тьюторы обучали учителей 1-х классов технологиям в интерактивном режиме. Они совместно проектировали уроки и занятия, проводили мастер-классы и педагогические мастерские. Всего за прошлый учебный год работой в тьюторских группах было охвачено 87 % учителей 1-х классов.

Таким образом, механизм подготовки учителей к реализации ФГОС выглядит таким образом:

- теоретическая готовность обеспечивается через курсы повышения квалификации (семинары) (формальное повышения квалификации);

- практическая готовность – через овладение технологиями под руководством тьютора (неформальное повышение квалификации).

Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе интеграционные процессы формального и неформального образования характерны для системы повышения квалификация.

При этом существует ряд неразрешенных проблем, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе. Они связаны с отсутствием системы в неформальном образовании, ситуативной управляемостью этим процессом, а также с недостаточным признанием и оценкой неформального повышения квалификации педагогов.

Именно на решение этих и других проблем направлен разработанный институтом проект «Модель интеграции формального и неформального повышения квалификации педагогических работников в муниципальной системе образования». Работа над проектом позволит реализовать индивидуальный образовательный запрос работников образования; сделать содержание повышения квалификации личностно и общественно значимым; более гибко подойти к организации процесса повышения профессионального мастерства; учитывать результаты как формального так и неформального повышения квалификации в оценке профессионализма работников образования.

Литература

 

1.      Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] /http://fip.kpmo.ru/fip/info/norms.html

2. Макареня, А. А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст]/ А. А. Макареня, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Человек и образование. – 2011. - № 4 (29). – С. 59-63.



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Диалог педагога и "вечного студента"


 

Жаль, что доклад об интеграции "формального" и "неформального" в системе повышения квалификации выложен для открытого обсуждения только в конце сетевой подготовки конференции. Появившись 27 сентября в списке дочерних страниц подшивки "Готовимся к конференции..." он остался незамеченным. Внимание к нему привлекло письмо Е.А.Востриковой 1 октября. Хотя "формально" срок обсуждения докладов в Открытом Классе закончился, приглашаю коллег прокомментировать текст, который, на наш взгляд, относится к стержневым в проблемном поле конференции Новокузнецкого ИПКРО
 
Для большей конкретности обсуждения предлагаю формат диалога.
 
НЕА: ...проект «Модель интеграции формального и неформального повышения квалификации педагогических работников в муниципальной системе образования»
АВВ: Есть ли этот проект в Интернете в открытом доступе? Где с ним познакомиться?
 
НЕА: "Курсовой и межкурсовой периоды подчас не связаны друг с другом, а порой находятся в конфликте"
АВВ: "Курсовой и межкурсовой периоды" - это отрезки времени. Их связывают или противопоставляют субъёкты образовательного процесса - преподаватель курса или учащийся на курсе. Кто же из них "интегрирует"?
Из дальнейшего текста можно понять, что интегратором автор считает Институт системы повышения квалификации, который
  • набрал команду учителей ("Главным критерием отбора в тьюторскую группу стало отличное владение педагогами образовательными технологиями"),
  • подготовил из них тьюторов,
  • организовал "повышение квалификации" в разных формах ("В течение 2011/2012 учебного года в г. Новокузнецке на базе своих образовательных учреждений тьюторы обучали учителей 1-х классов технологиям в интерактивном режиме. Они совместно проектировали уроки и занятия, проводили мастер-классы и педагогические мастерские.").
Но интегратором можно считать и учащегося учителя, который в своём непрерывном образовании совмещает
а) курсы "по призыву" ИПКРО,
б) выбранные им курсы и другие занятия, полезные для саморазвития,
в) стихийные события "в потоке жизни" (от общения с учениками на уроке в классе до общения с коллегами в сетевом форуме).
До сих пор действия взрослого учащегося мало рефлексируются с позиции этого учащегося, хотя все мы получаем "в потоке жизни" более 3/4 информации, которая полезна и в профессиональной деятельности.
 
 
НЕА: "...можно утверждать, что на современном этапе интеграционные процессы формального и неформального образования характерны для системы повышения квалификации"
АВВ: к этому идут "поставщики" (преподаватели ИПКРО) и "потребители" (педагоги, заботящиеся о своём непрерывном образовании"). Но это - лишь первые шаги, которые пока не "характерны" для системы повышения квалификации, управляемой "сверху вниз" - от представлений профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации о том, что должно, к представлениям "работников образования" о том, что им нужно.
 
НЕА: "система повышения квалификации педагогических кадров... слабо организована, поскольку в ней нет ни строгих стандартов, ни разработанной и общепринятой нормативной базы".
АВВ: Нельзя не согласиться, что  "система повышения квалификации педагогических кадров", которая в 1990х годах оказалась аутсайдером в государственных заботах об образовании граждан новой России, только начинает выбираться из идейного и организационного провала. 
Следствием идейного провала стало, в частности, законодательство, в котором, спустя 15 лет после Гамбургского конгресса ЮНЕСКО, провозгласившего образование взрослых "ключом" к 21 веку, образование педагогов, призванных идти впереди своих учеников, всё ещё считается "дополнительным" (хотя в 2-3 раза превышает по длительности "формальное" образование в школе и вузе). 
Следствием организационного провала явилась практика управления повышением квалификации и переподготовки педагогических кадров "сверху вниз": учителей обучают как в школе. 
Инерция идей в головах и практики в стенах ИПКРО - проблема для нашей конференции.
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке