Вы не зарегистрированы

Авторизация



Секция 2 "Педагогические технологии". МОДЕЛЬ «PEER TO PEER» В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Выберите действие:

Submitted by Konstantin Leonidovich Bugaychuk on вс, 02/09/2012 - 21:44

 

МОДЕЛЬ «PEER TO PEER» В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бугайчук К.Л.

Харьковский национальный университет внутренних дел

 

УДК:378.046.4

Современные глобальные изменения в различных сферах нашей жизни породили тенденцию перехода от индустриального к информационному сообществу. Прежде всего, это связано с тем, что количество, качество и скорость распространения информации с каждым годом становится все больше. Естественно эти процессы оказывают большое влияние на сферу образования и создания в этом контексте общества обучения (обучающегося общества). Классический труд Р. Хатчинза (Robert M. Hutchins) «Обучающееся общество» говорит о видении будущего общества, как обучающегося общества, которое предоставляет реальную возможность своим членам повышать и расширять образование на любом этапе их жизни [1]. Инициативы ЮНЕСКО в рамках «обучающегося общества» раскрывают следующие задачи: создание системы обучения в течение всей жизни; неформальное и спонтанное обучение – ключевые понятия обучающегося общества; континуум обучения; оценка обучения, полученного в различных контекстах; законность и качество на двух полюсах формального/неформального образования и обучения [2].

 

Сегодня термин «обучение» перестает отождествляться с формальным обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Учитывая эти факторы можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения неформального повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

 

«Неформальность» здесь надо понимать в контексте неформального обучения. Неформальное обучение происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения. Для педагогов, как правило, это индивидуальные занятия с репетитором или тренером, тренинги, короткие образовательные программы, участия в деятельности педагогических сообществ, которые формируются на любом этапе трудовой деятельности. Неформальное обучение обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.

 

Чаще всего, неформальное повышение квалификации преподавателей связывают с участием в так называемых «сообществах практиков». Польза таких сообществ, а также учебных программ, которые проводятся ими, несомненна, однако процесс обучения в контексте открытого и неформального участия также становится открытым и неформальным, хотя имеет цель, программу, социальный договор участников и т.д. Деятельность таких сообществ, как правило, не подчиняется законам формального учебного процесса, а результаты деятельности являются следствием коллективной работы группы. Исходя из вышеуказанного, считаем необходимым раскрыть сущность термина «peer to peer», который часто употребляется как необходимая составляющая современного неформального обучения.

 

Истоки этой модели происходят из теории (концепции) коннективизма, которую разработали Джордж Сименс (George Siemens) и Стивен Даунс (Stephen Downes) [3, 4]. Основное положение теории: обучение − это процесс «связывания специализированных узлов, источников информации», то есть процесс становления сети. Коннективизм охватывает все типы возникающих в процессе обучения связей, не выделяя какие-то из них особо. Это могут быть как связи между нейронами в человеческом мозге, так и социальные связи между участниками сети, либо вовсе абстрактные связи между идеями, которые участники выявляют в процессе своего обучения. Благодаря практике производства и обмена «артефактами вникания», каждый участник играет одновременно и роль учащегося, и роль учителя. Обучение − это процесс соединения связями специализированных узлов или источников информации. Учащийся может существенно повысить эффективность своего обучения путем включения в уже существующие сети (например, вступив в кружок или записавшись на факультативный курс).

 

Сам термин «peer to peer» (P2P) происходит из компьютерной области для обозначения одноранговых сетей без управляющего сервера. В педагогическом аспекте этот термин можно представить как метод обучения, при котором источником информации для ученика (преподавателем) является не профессиональный преподаватель, а такой же ученик (коллега), который обладает необходимыми навыками умениями, информацией необходимой для достижения учебной цели. По словам специалистов, которые изучают и работают по P2P, это оптимальная модель для непрерывного обучения наряду с традиционным формальным обучением. Используя Интернет и учебные материалы в открытом доступе (OER), P2P обеспечивает высокое качество недорогих возможностей для получения образования. Наиболее известным проектом в данной области является The Peer 2 Peer University [5].

 

Можно выделить следующие признаки модели P2P:

−         подходит для создания открытого сообщества практиков;

−         общая учебная цель;

−         добровольность участия;

−         выходит за пределы институциональной системы;

−         каждый член сообщества является учеником и преподавателем;

−         совместный вклад в деятельность сообщества;

−         наличие открытых образовательных ресурсов;

−         использование разнообразных методов (групповая работа, индивидуальные проекты, приглашенные гости и т.д.);

−         дешевле по стоимости коммерческих образовательных программ и тренингов;

−         взаимная неформальная аккредитация;

−         ответственность за результаты.

 

Естественно, что, как и любая модель обучения, она имеет некоторые недостатки:

−         непрофессиональный преподаватель может недостаточно хорошо знать предмет или знать его однобоко;

−         качество обучения остается целиком на совести обучающегося;

−         нет официальной аккредитации;

−         трудность признания учебным заведением;

−         требует навыков сетевого учения.

 

Литература:

1.            Smith M. K. The theory and rhetoric of the learning society [Электронныйресурс] / Smith M. K.: The encyclopedia of informal education (Last update: May 29, 2012). – Режимдоступа: www.infed.org/lifelonglearning/b-lrnsoc.htm.

2.            Синх М. Глобальные тенденции развития систем признания неформального и спонтанного обучения [Электронный ресурс] / М. Сингх, М., 2009. − Институт развития обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО). – Режим доступа: http://www.cvets.ru/present-08091209/Singh.pdf

3.            Siemens George Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age [Электроннийресурс] /G. Siemens. – Режимдоступа: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm

4.            Downes Stephen Connectivism and Connective Knowledge [Электроннийресурс] /S. Downes. – Режимдоступа: http://www.downes.ca/post/54540

5.            The Peer 2 Peer University [Электронний ресурс]. – Режим доступа: https://p2pu.org/en/

 

 



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Спасибо за интересный доклад


Спасибо, уважаемый Константин Леонидович, что разместили в Открытом Классе свой текст для обсуждения до конференции. Начнём обсуждение в формате диалога по пунктам (по каждому пункту отдельный комментарий, вместо обычного "всё в одном флаконе"). Если хотите ответить на комментарий, жмите "ответить" в его конце.

 

В комментариях будем идентифицировать суждения индексами: ФИО автора + дата в формате "год-месяц-число" + время. Этот приём позволит выстроить диалог в последовательности суждений разных авторов. Час полезно знать в интенсивных диалогах, когда за день коллеги обмениваются суждениями несколько раз.

 

Поехали?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

В.И.Вернадский за 55 лет до Р.М.Хатчинза


За 55 лет до книги Р.М.Хатчинза "The Learning Society, Frederick A.Praeger, Inc., 1968" Владимир Иванович Вернадский писал об "учащемся народе":  "Постепенно все больше и больше начинает проявляться перед нами картина будущего. Под влиянием… демократизации жизни начинает выдвигаться другая форма будущей жизни человечества - организация учащегося народа. Здесь мы видим форму организации производительную, дающую не только охрану культуры и национального существования, но творящую эту культуру, кующую национальную силу. Учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества» (В.В.Вернадский. Задачи высшего образования нашего времени // «Вестник воспитания», 1913, № 6, стр. 1—17). Не правда ли, полезно вспомнить, вопреки поговорке "нет пророка в своём Отечестве"?

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Образование и обучение - одно ли и то же?


Вопрос в заголовке относится  больше к первой секции - к тезаурусу неформального образования. Задаю вопрос здесь, потому что Ваш доклад поставлен на секцию педагогических технологий.

 

Правильно ли я понял, что в Вашем тексте "образование" и "обучение" - синонимы?  Разъясните, пожалуйста, Ваше понимание соотношения этих слов.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

peer to peer


Если от ИКТ перейдём к социальным технологиям сетевых взаимодействий, то "peer to peer" означает "горизонтальные" взаимодействия партнёров (в отличие "вертикальных" в авторитарной педагогике). Могут быть партнёрские отношения взаимовыгодного обмена опытом в сетевых сообществах, отношения взаимного обучения учителя и школьников (учитель наставляет в своём предмете и в то же время учится у школьников, скажем многозадачному использованию мобильного телефона). Педагогические смыслы «peer to peer» стоит обсудить более развёрнуто, с примерами из жизни школы, вуза, сетевого сообщества.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Позиция преподавателя, ведущего "неформальное обучение"


Весь доклад, как и большинство других докладов на коференцию о "неформальном повышении квалификации, составлен с позиции преподавателя, ведущего обучение ( в т.ч. и "неформальное"). А давайте попробуем взгянуть на материалы к конференции с позиции учащегося. Ведь мы повседневно учимся в потоке жизни. Как изменится язык наших обсуждений, если будем выступать с позиции "учащегося учителя".

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: Позиция преподавателя, ведущего "неформальное обучение"


Уважаемый Владимир Владимирович "ваш доклад составлен с позиции преподавателя, ведущего обучение ". Я думаю, что Вам немного показалось.  Основная цель доклада была направлена на то, чтобы показать что в неформальном повышении квалификации важны горизонтальные связи, а не авториторный тип руководства. Модель Р2Р на мой взгяд очень хорошо описывает эту особенность.

Опыт участия в таких мероприятиях как с точки учащегося (например курс (Об) учении в сети и тьютора МОДК http://elaz.wikispaces.com. Наверное позволяет говорить что назрела, нет не назрела - кричит о себе необходимость совместных проектов, коллаборации, поиска, производства новой информации преподавателей. Причем "преподавателем" в этом случае может выступить коллега и это нормально. Вас оценят не только те люди которые должны по идее это делать в рамках работы, но и коллеги, что открывает возможность к новому пониманию своей деятельности, конструированию новых смыслов. Обучение в сети позволяет взглянуть на учебный процесс немного по другому, что описывается например теориями (концепциями, подходами) коннективизма и равногогики

По идее на 2-х страницах описать хотя бы какую-то модель неформального повышения квалификации и привести примеры немного сложновато. А сама тема настолько широка, что говорить о ней можно по-крайней мере в нескольких аспектах (зачем, где, какие модели, признание заслуг и аттестация, методика, особенности участия и т.д. ). 

Считаю, что "Учащиеся учителя" в повышении квалификации  чаще всего поступают по старинке - ждут на блюдечке чего-то. Мы должны понимать, что пришло время открытых образовательных ресурсов, новых "цифровых грамотностей", инициативности. Естественно, что в этой связи возникает много вопросов: аттестация и ее признание со стороны вуза, узлы сбора (т.е. как и где объединяться), как сформировать персональную учебную среду, где об этом всем получить информацию.

О моем участии в подобных мероприятиях в качастве ученика можно посмотреть тут http://bugaychuk.blogspot.com/2012/08/blog-post_19.html  (это итог. Сами посты вы можете прочитать в моем блоге). Вот несколько ссылок на блоги участников: 

 

 

Извините что много и сумбурно.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Ба, знакомые лица...


Спасибо, Константин Леонидович за ответ на один из комментариев. И за ссылки. Вышел на блог коллеги по Открытому Классу Е.А.Годуновой, которая на практике реализует peer-to-peer среди учителей уже несколько лет.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Ба, знакомые лица...


спасибо,коллеги,за внимание к моему блогу-это вроде черновика пока ,размещаю там все,что планирую потом в учебном блоге представить в программу нового семинара в ЭОР "ЭОР как средство визуализации содержания урока" ( для просмотра нужна регистрация на сайте www.eorhelp.ru) , хотя начинался он как часть учебной работы в семинаре Ивана Травкина "(Об)учение в сети", которое я закончила своим семинаром "Он-лайн обучение школьников:цели,способы ,возможности", вот по аналогии с Иваном сделала блог организатора, хочу привести пример блогов слушателей

Е.А.Пономаревой

Н.А.Сухоруковой

Котельниковой Н.Н.

Сапожковой А.Ю.(  у нее , к сожалению, сбилась настройка главной страницы,остальное в порядке)

как наиболее удачные в содержательном плане и оформлении.

Практическое применение сервисов,изученных на семинаре было описано уже в семинаре-продолжении Практическое применение стратегий дистанционного обучения школьников

Буду рада,если мои примеры станут иллюстрацией к описываемой Константином модели.

Успеха вашей конференции!

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743


Навигация по подшивке