Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческая группа педагогов – путь неформального внутрикорпоративного повышения квалификации

Submitted by Татьяна Николаевна Ивочкина on Wed, 03/10/2012 - 11:53

 

Необходимость  решения задач инновационного развития образовательных учреждений, овладения новыми компетенциями ставит перед педагогическими коллективами поиск неформального внутрикорпоративного повышения квалификации. Инновационно развивающееся образование  требует от педагога  определенного уровня сформированности не только специальных педагогических, но и таких  компетенций,  как проектировочные, группы коммуникативных способностей: эффективное взаимодействие, информационное общение, познание человека человеком,  познание человеком самого себя, самоконтроль  и др.

В.С. Лазарев отмечает, что любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности[1].

Актуальность неформального непрерывного повышения квалификации  вызвана потребностью общеобразовательных учебных заведений в педагогах, способных вырабатывать самостоятельную стратегию деятельности в различных социальных ситуациях, необходимостью и  стремлением педагогов к творческой самореализации.

Движущей силой развития профессиональных компетентностей педагогов непосредственно в образовательном учреждении являются различные формы неформального внутрикорпоративного повышения квалификации в режиме совместной деятельности: педагогический совет, научно-методический совет образовательного учреждения, научно-методический семинар, временные творческие группы педагогов, проблемные педсоветы, научно-методическая конференция, научно-практическая конференция по результатам ОЭР и др.

Особая роль в решении практических профессиональных задач принадлежит неформальному внутрикорпоративному повышению квалификации через коллективное сотрудничество в составе творческих групп, которые объединяют творчески работающих профессионалов, а также педагогов, имеющих скрытые потенциальные возможности в развитии профессионального мастерства.  

Развитие человека как личности и профессионала возможно только через его собственную деятельность. Деятельность временных творческих группвыстраивается с учетом определенных требований:

-  участие педагогов во временных творческих группахявляется добровольным;

-  деятельность временных творческих групппланируется её руководителем, выбранным её членами;

-  занятия организуются  в режиме совместной работы с коллегами и в режиме индивидуальной работы.

Процесс формирования временных творческих группи организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов членов группы и коллективных интересов всего образовательного учреждения. Работавременных творческих группкурируется научным руководителем школы  или зам. директора по научно-методической работе (приложение 1).

Особенностью данной формы включения педагогов в инновационную деятельность является то, что она обеспечивает право учителя на педагогическое  творчество, собственный педагогический подчерк. При этом учитывается, что участие педагога в работе творческой группы обусловлено не только общими целями и задачами, но и происходит в присущем ему темпе, степени сложности, обусловленными исходными данными его личностно-профессионального развития.

Руководителем творческой группы является педагог, владеющий навыками организации продуктивных форм деятельности, выбранный членами творческой группы. Руководитель предлагает стратегию разработки темы, методы и формы работы творческой группы, варианты активного участия каждого в работе группы, обобщает и систематизирует материалы, анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы. Педагоги – члены творческой группы выполняют творческие задания руководителя и коллектива группы, высказывают свое мнение по предложенным материалам, представляют собственные практические материалы, и т.д.

Творческая  группа предполагает постоянный состав участников. Это позволяет систематизировать совместную деятельность, предлагать участникам творческие задания, которые, в свою очередь, обсуждаются на заседаниях группы и могут выноситься на педагогический или научно-методический совет образовательного учреждения.

Результатом работы группы является создание педагогического продукта творческой, индивидуальной или коллективной педагогической деятельности нового качества (например, методических рекомендаций, образовательной программы, УМК, педагогического инструментария и др.). Творческая группа педагогов  действует до тех пор, пока не исчерпает необходимость взаимного профессионального общения в рамках решения конкретной проблемы.

Неформальное  внутрикорпоративное  повышение квалификации через функционирование творческих групп педагогов по наиболее актуальным направлениям развития образовательного учреждения, совершенствования образовательного процесса и др. позволяет создать непрерывную систему повышения профессиональной компетентности педагогов - важнейшего способа развития кадрового потенциала, оперативно решать возникающие затруднения, творчески  развиваться  и самореализовываться педагогическому коллективу. Процесс формирования творческой самореализации педагога это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, которая предполагает качественное преобразование профессиональных компетенций и приобретение новых.

Взаимодействие педагогов в рамках творческой группы ведёт к формированию умения вносить новизну в содержание, организацию и методы учебно-воспитательной работы; умения находить альтернативные варианты выхода из проблемно-конфликтных ситуаций; умению быстро перестраиваться в ходе педагогической деятельности; способности к самостоятельности, педагогической интуиции, импровизации, творческому воображению, коммуникативности, креативности и др. и, как результат этого, изменение уровня творческой самореализации.

Необходимость переосмысления системы непрерывного образования  и профессионального развития педагогов в условиях  неформального повышения квалификации требует  учитывать современные тенденции к самоуправлению и  соуправлению им. Распаковывая  свой творческий профессиональный потенциал, реализуя свои собственные идеи и наработки, созданные в результате работы в составе творческой группы,  педагоги добиваются большего результата, т.к. полностью осознают ответственность, понимают сущность деятельности и видят её практический результат.

Эффективное осуществление  неформального внутрикорпоративного повышения квалификации  в  формате творческой  группы или других форматах должно организовываться на диагностической основе, адресно, с учетом индивидуальности, профессионального опыта, потребности каждого педагога и приводить к построению индивидуальной траектории непрерывного повышения профессиональной компетентности  и непрерывности творческой деятельности.



[1]Лазарев В.С. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя / В.С. Лазарев. - Муниципальное образование. - № 3 - 2008. С.

 

 


»  Tags for document:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Творческая группа педагогов – очная и/или дистанционная?


Спасибо за актуальную для "неформального повышения квалификации" постановку проблемы формирования творческих групп педагогов, форм и содержания их деятельности.

Вы, Татьяна Николаевна, приводите такие формы совместной деятельности, как

  • педагогический совет,
  • научно-методический совет образовательного учреждения,
  • научно-методический семинар,
  • временные творческие группы педагогов,
  • проблемные педсоветы, научно-методическая конференция,
  • научно-практическая конференция по результатам ОЭР
  • другие

Всё это - формы очной деятельности в образовательном учреждении, муниципальном округе и на более высоких "этажах" организации образования (при условии очного участия педагога - например, наша конференция в Новокузнецке). А дистанционное участие в режиме реального времени, как в вебинарах online, или асинхронное как в сентябрьской подготовке конференции? Каково ныне значение групп дистанционного общения в "неформальном повышении квалификации"?

 

Посмотрите эксперимент творческой мастерской "Повседневное саморазвитие педагога...", проходившей только в дистанционном режиме. Что полезное для повышения Вашей профессиональной квалификации извлекли из материалов этого сетевого сообщества?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке