Вы не зарегистрированы

Авторизация



КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    Выберите действие:

Submitted by Михаил Петрович Концевой on Fri, 31/08/2012 - 09:23

КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Концевой Михаил Петрович

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Брест

УДК 371.313

Ответ образования на вызовы социокультурного развития рассматривается в плоскости, определяемой парадигмами «образование, длиною в жизнь» (lifelong learning) и «образование, шириною в жизнь» (lifewide learning), что предполагает не только непрерывность процесса обучения, но и принципиальное разнообразие его форм: формальное (formales lernen), информальное (informales lernen) и неформальное (nicht formales lernen, осуществляемое вне образовательных учреждений и обычно не ведущее к сертификации, но в тоже время системное, целенаправленное, технологичное и результативное). Проблемой является поиск адекватных вызовам эффективных моделей, форм и технологий практической реализации неформального образования.

Одной из эффективных инновационных моделей построения неформального образования может стать краудсорсинг (crowdsourcing) – сетевая организация работы сообщества над какой-либо задачей ради достижения общих благ; практика получения необходимых услуг, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к группам людей. Существенно важно, что феномен неформального образования порожден теми же переменами, происходящими на антропологическом, культурном, социальном и технологическом уровнях, что и феномены краудсорсинга, «совместного создание благ» (сo-creation) и «генерируемого пользователями контента» (user-generatedcontent), которые являются базовыми для экономики информационного общества и современного уровня развития Интернета, определяемого как «Веб 2.0». Краудсорсинг сегодня – важнейший инструмент социализации в условиях перехода от традиционных обществ (society) к сетевым сообществам (community). Количество успешных практических проектов, использующих краудсорсинг в самых разных областях, постоянно растет. Некоторые успешные примеры можно найти на сайтах «Теплицы социальных технологий» (te-st.ru/) и Федеральной сети городских порталов (citycelebrity.ru/), реализующей проект «Россия – страна краудсорсинга».

Образовательный потенциал краудсорсинга реализуется, например,  в Wikipedia и лежит в основе образовательного проекта Duolingo (duolingo.com), в котором органически сочетается изучение иностранных языков с переводом реальных текстов, востребованных сетевым сообществом и не являющихся только учебными. Образовательный краудсорсинг, основанный на инновационных экономических моделях, способен на основе краудфандинга (народного финансирования, сrowd funding) обеспечить относительно устойчивое функционирование образовательных сообществ, преодолевая крайности как чреватого безответственностью неосновательного энтузиазма, так и грозящего формализаций внешнего заказного финансирования.

Образовательный краудсорсинг, реализуемый на основе современных информационных и коммуникационных технологий:

  • предполагает на выходе учебного процесса получение законченного общественно востребованного продукта. Для образования взрослых это открывает возможности продуктивной деятельности в самом процессе образования и в наибольшей степени соответствует биологическому и социальному статусу зрелого организма и полноправного члена общества, для которого свойственно несколько ироничное отношение к собственной исключительно учебной деятельности, актуализирущей его детский и юношеский опыт;
  • обеспечивает новую систему оценки учебных достижений на основевнешнего транспарентного образовательного контроля сообщества, что, в свою очередь, облегчает как признание (валидацию) результатов полученного образования, так и ответственность обучаемого;
  • открывает для обучаемых путь к социализации в высокотехнологичных сетевых мультиязыковых сообществах, что является незаменимым компонентом современного образования. Как в традиционном обществе образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так в сетевых сообществах  оно призвано стать решающим фактором его «социальной включенности» (social inclusion). Педагогическим кадрам образовательный краудсорсинг позволяет освоиться в новой социальности «детей цифровой эры» [1];
  •  органично интегрируется в решении образовательных задач сучреждениями формального образования посредством создания открытых университетов, дистанционных курсов и т.п. и открывает свои образовательные возможности для широких кругов, практикующих информальное образование;
  • содержит в себе огромный воспитательный потенциал, в полной мере соответствующий современной социокультурной ситуации, утверждающий на личном примере самоценность образования и дающий надежду на преодоление тенденции консьюмеризации образования.

Краудсорсинг в неформальном образовании имеет явные параллели с культурой studia humanitatis в итальянской гуманистической среде, тесно сопряженной с заполненным высокими занятиями досугом (otium, ozio), сладостным и отрадным, всегда противопоставленным деловым обязанностям службы (ntgotium, ufficio).

 

Литература

1.     Палфри, Дж. Дети цифровой эры [Текст]/ Дж. Палфри, У. Гассер.  – М. : Эксмо, 2011. – 368 с.

 

 



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Спасибо за актульную тему. Чтобы включить новую информацию в индивидуальное знание, нужно как можно больше конкретных примеров. Ввёл в поисковую строку Яндекса ключевые слова crowdsourcing и Патаракин - получил 86 ответов, среди которых

А какая, по Вашему опыту, разница между "неформальным" и "информаьным" образованием?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Здравствуйте!  Спасибо за внимание и оценку.

Неформальное образование системно, целенаправлено, результативно, продолжительно...

Информальное образование - спонтанная неструктурированная образовательная активность в повседневной жизни (чтение книг, посещение выставок, общение по интересам и пр.)...

С уважением, Концевой

 

Михаил Концевой




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Михаил Петрович, здравствуйте!

Весьма все близко к моему пониманию темы конференции (отражено в презентации, ссылка на исходной стр.).

Вопрос, который естественно возникает: по каким признакам краудсорсинг отличается от участия в сетевом проекте?

И второй: есть ли у Вас ссылки на описание  бизнес-модели краудсорсинга, которую можно применить в неформальном образовании?

С уважением, 

 

Вячеслав




На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


 

Здравствуйте, Вячеслав Алексеевич!
 
По каким признакам краудсорсинг отличается от участия в сетевом проекте?
Краудсорсинговый сетевой проект (в моем понимании):
  • основан на использовании внешних исполнителей (в отличие от корпоративного проекта);
  • имеет неопределенный круг участников (присоединиться к нему может каждый, кто разделяет его цели и соблюдает правила, каждый может из него выйти);
  • предполагает добровольность участия, интенсивность и уровень которого никак не регламентируются извне и определяются только возможностями и желанием самих участников;
  • предполагает безвозмездность участия (не предусматривает материального вознаграждения участникам, которые мотивируются исключительно личными склонностями и значимостью  решаемых проблем (социальной, художественной, научной, образовательной...).
Таким образом, и это очень важно, краудсорсинг находится за рамками бизнеса. Это специфический способ организации досуга  в сетевом сообществе посредством совместного свободного решения неких проблем, что вовсе не исключает использование краудсорсинга бизнесом в своих интересах, таких примером много. 
А бизнес-модель в неформальном образовании? Нет, не знаю. 
 
Но образовательный краудсорсинг может быть выгоден иначе. Позволю себе поделиться собственным опытом. В качестве академического поручения (с целью повышения экзаменационной отметки, как же иначе) мои студенты могут изготовить статью в Википедию (название предлагается преподавателем или согласовывается с ним). Статья засчитывается, если одобрена вики-сообществом и без радикальных правок "провисит" в Википедии не менее месяца. В результате:
  • учащихся получает немало знаний и навыков не только в предметной области, но и словарной работе, инф. технологиях;
  • учащийся создает реальный продукт обладающий социальной значимостью (это не реферат, который никому не нужен)и получающий независимое от мнения преподавателя общественное признание;
  • преподавателю вообще не надо ничего проверять (экономия времени и ...), за него это сделает вики-сообщество (на высшем уровне объективности, строгости и справедливости).
Не многие берутся за такое дело. Однако стоит отметить, что пример немногих часто бывает заразителен. И, что особенно приятно, среди немногих и заразившихся всегда находятся те, которые становятся постоянными авторами Википедии уже безотносительно к отметкам, учебным курсам и т.п. 
 
С уважением, Михаил.
 

Михаил Концевой




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Михаил Петрович, здравствуйте!

С нетерпением ждал Вашего ответа и не ошибся в его ценности, 

не только для себя, но и для сообщества (надеюсь ...).

Краудсорсинг в экономике используют, на эту тему Г. Греф провел даже телепередачу с участием международных экспертов, СБ РФ начинает такую форму использовать. Близкая идея к ВИКИНОМИКЕ (Тапскот, кажется, пропагандирует).

"... предполагает безвозмездность участия (не предусматривает материального вознаграждения участникам, которые мотивируются исключительно личными склонностями и значимостью  решаемых проблем (социальной, художественной, научной, образовательной...)" - это один из признаков сотрудничества в формирующемся "креативном классе" о котором пишет автор термина Р. Флорида. Его сейчас много цитируют/пропагандируют. Правда, забывая, что в исходном труде автор пишет о необходимости такого уровня материального достатка у этого "класса", который бы позволял краудсорсинг. 

Ваша "студенческая" модель признания образовательной деятельности, наверное, может быть применена/модифицирована для системы аккредитации/аттестации деятельности педагогов. В плане оценки сообществом ценности труда конкретного индивида так, чтобы отзывы коллег могли служить индикатором для КОМИССИИ. Есть предложения, напимер, вести оценку по числу "лайков", полученных на материал/публикацию.

Короче, СПАСИБО за Ваш ответ, он наводит на размышления. Желаю успеха в Вашей педагогической деятельности!

Вячеслав




На: КРАУДСОРСИНГ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Вячеслав Алексеевич, здравствуйте!

Целиком и полностью с Вами согласен. Конечно, краудсорсинг предполагает наличие досуга, умения и желания  его продуктивно организовывать, что неизбежно ограничивает круг потенциальных участников. Тем не менее перспектива есть. 

Спасибо за добрые пожелания. Буду стараться.

С уважением, Михаил

 

Михаил Концевой




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Переход формальной мотивации в неформальную


Спасибо, Михаил Петрович, за интересный опыт: а) академическое задание (написать в Википедию) при некоторых условиях пробуждает внутреннюю мотивацию учащегося, б) всё документировано, открыто для внешней (по отношению к паре "преподаватель-студент") оценки. Такой подход я бы включил в "рекомендации конференции" как способ признания результатов неформального повышения квалификации  

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: Переход формальной мотивации в неформальную


Спасибо. Буду рад такой возможности.

С уважением, Михаил

Михаил Концевой




На: Переход формальной мотивации в неформальную


Примеров краудсорсинга в образовании существует множество. Поскольку я работаю (живу, развиваюсь) в Программе Intel "Обучение для будущего", то приведу примеры неформального обучения и краудсорсинга для данного явления.  Например, учитель из Мурманска, эксперт Программы Intel  "Обучение для будущего" Тимохина Евгения обратилась к учителям с предложением создать ресурс, где были бы собраны наиболее популярные он-лайн сервисы, которые можно использовать в образовании. В итоге получилась великолепная коллекция, где кроме URL-адреса на ресурс добавлен обучающий ролик/инструкция по работе в данном ресурсе и список напралений использования ресурса в образовании. Сама пользуюсь и рекомендую всем!

Являясь любителем природы и классической музыки, давно мечталось создать видео зарисовки времен года. Но все не хваталало времени. Пришла идея обратиться к общественности :) В итоге появился мультимедийный сетевой проект "Времена года"  с необычной видео-музыкальной коллекцией. Довольны все - музей, дети, их учителя и я!!

По поводу использования Википедии в учебном процессе, (предложенного автором статьи). К сожалению уровень подготовки моих студентов (в основном это первый курс технические специальности) не позволяет им писать статьи в Википедию. Пробовали писать статьи в Летописи, там также существует экспертиза и модерирование статей, со студентами гуманитарных специальностей такая сетевая активность приносит свои малочисленные плоды. Кроме того, использую в работе различные сервисы Веб 2.0. Кроме всего прочего, сервисы позволяют комментировать работы всем желающим, что также можно считать внешней экспертизой созданного продукта.

Считаю, что за краудсорсингом в образовании - будущее!

 

________

Михеева Ольга,

Тольяттинский госуниверситет




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Переход формальной мотивации в неформальную на web 2.0


Спасибо, Ольга Павловна, за ссылки на эксперименты "краудсорсинга" (какой русский синоним предложите?) в освоении сервисов web 2.0

 

1. Для успеха совместной проектной деятельности в www актуальна "направляемая самоорганизация", которую спервоначалу нередко задают обязательные курсы вузов, ИПКРО и других учреждений т.н. "формального" образования. Сотрудники этих учреждений приводят "обучаемых" на определённую площадку во всемирной паутине, формируют сетевое сообщество на этой площадке, выкладывают источники по курсу, ставят вопросы... Этот первичный импульс запускает самоорганизацию учащихся в образовательной среде. А далее "формальная мотивация" может перейти в "неформальную", если учащийся продолжит действия уже по внутренним побуждениям.

 

"Формальные" курсы привели в Открытый Класс сотни тысяч пользователей (число зарегистрированных приближается к 470 тыс.). Однако одновременно на сайт заходят на 3- 4 порядка меньше (в данный момент - менее 50)! КПД перехода формальной мотивации в неформальную на этом сайте пока низок.

Вместе с тем за 4 года в Открытом Классе сложилось ядро "старожилов", полюбивших эту среду, насыщенную сервисами веб 2, разнообразным качественным контентом, интересными и активными педагогами... Если на сайте сетевых сообществ правильно сочетать "организацию сверху" с "самоорганизацией снизу", "формальные" действия с "неформальными", то "текучесть кадров" в Открытом Классе, вероятно, можно снизить.

 

2. На повестке дня сетевых сообществ, выросших на основе сервисов web 2.0, обмен опытом между ними. Пока они разрозненны: инициативы в разных регионах развиваются параллельно. Знают ли, к примеру участники проекта "Мой кейс web 2.0" о семинаре И.И.Баженова, доклад о котором - в программе нашей конференции?

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, чт, 04/10/2012 - 13:30).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке