Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Плетенева О.В.,Целикова В.В.АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НЕФОРМАЛЬНОМ УРОВНЕ

Фото пользователя Вера Владимировна Целикова
Submitted by Вера Владимировна Целикова on Tue, 18/09/2012 - 08:16

Своеобразными индикаторами «белых пятен» в наборе профессиональных компетенций педагогов являются педагогические затруднения, которые поддаются диагностике и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний.

Выявить имеющиеся у педагога профессиональные затруднения, например, в вопросах внедрения и реализации ФГОС можно на основании требований к профессиональным компетентностям педагога. Требования разработаны на основе «Методики оценки уровня квалификации педагогических работников» (В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова) и включают 5 компетентностей:  компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности с разработанными для каждой из них показателями и поведенческими индикаторами.

Достаточно эффективным способом выявления характера профессиональных затруднений педагогов является самооценка педагога и экспертная оценка со стороны администрации и коллег (метод 180 градусов). Инструментарием данной диагностики является специально разработанные опросники готовности педагога, в нашем случае,  к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Такую диагностику целесообразно проводить по отношению к целому педагогическому коллективу конкретной школы, так как она позволяет определить пути развития не только конкретного педагога, но всей школы в целом (по образному выражению М.М.Поташника «школа не может быть лучше, чем учителя, работающие в ней»). Педагогические затруднения можно классифицировать по различным направлениям деятельности, как типовые или индивидуальные. Выявленные педагогические затруднения являются основанием для формирования содержания непрерывного образования на всех его уровнях: дополнительное профессиональное образование (формальный уровень), методическая работа в муниципальной системе образования и в ОУ (неформальный уровень).

Анализ педагогических затруднений может осуществляться по следующим направлениям:

1. Анализ уровня развития всех пяти компетентностей всех педагогов школы. Данная информация позволяет увидеть профессиональные проблемы педагогов школы в целом по определенным направлениям их деятельности, что в дальнейшем может стать основанием для выстраивания содержания в системе непрерывного образования, в том числе в рамках неформального уровня, а именно методической работы в ОУ.

2. Анализ уровня развития отдельных показателей компетентностей как всех педагогов, так и каждого педагога ОУ. Все затруднения педагогов могут систематизироваться, обобщаться; либо объединяться в группы типичных затруднений, либо выделяться как индивидуальные затруднения. Индивидуальные проблемы педагогов могут быть определены при сравнительном анализе самооценки педагога и экспертной оценки компетенций педагога со стороны руководителей школы, а также при сравнении оценок различных педагогов. Результаты анализа индивидуальных профессиональных проблем могут стать основанием для определения индивидуальных образовательных запросов педагогов и составления их индивидуальных образовательных маршрутов в системе непрерывного неформального образования.

3. Сравнительный анализ уровня компетентностей педагогов разных школ муниципального района. Данная информация может помочь при формировании содержания деятельности муниципальной методической службы(обучение в вопросах внедрения ФГОС, программы методического сопровождения, методической поддержки, включающие и вопросы консультирования), если, например, проводится диагностика и анализ затруднений педагогов школ одного муниципального района.

Анализ профессиональных затруднений педагогов обеспечивает целостный и системный характер процесса проектирования методической работы в муниципальной системе образования и в ОУ как неформального уровня непрерывного образования.

Литература

1.                 Курлов, В. Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования : монография / В. Ф. Курлов. – СПб. : СПбГУПМ, 2003. – 256 с.

2.                 Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. – М.: Педагогика, 2010.– 392 с.

3.                 Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.


Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн