Вы не зарегистрированы

Авторизация



База знаний на своём компе

    Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 07/02/2011 - 08:29

На неделе 07-13 февраля совершенствуем структуру и представление базы знаний на своём компьютере как средство экономии времени в повседневном саморазвитии.

 

Продолжим обмен опытом, начатый на странице подшивки. За исходный возьмём вывод Е.Ю.Лось ("создавая личные рабочие столы, мы увидели, что подходы, способы и  структуры "для хранения закладок" могут быть различны...") - кто к чему привык  О своём опыте рассказали АВВ, МЛВ, Лею, ПЛА, КНВ, ГСЭ... Порадовали консультации Александра Юрьевича Бондаренко, который, не входя номинально в наше сообщество, не счёл за труд ответить на вопросы по ИКТ  - в отличие от методистов, "записавшихся" в ПоСПеСС, регулярно бывающих в Открытом Классе (кроме Е.Г.Тимохиной, которая не заходила в ОК с 4 января)

 

Пока не нашёл заинтересованных вопрос: "как называть файлы, чтобы, не раскрывая, узнавать их содержание?"

 

Присоединил к "Базе знаний на своём компе", страницу подшивки  Сохраняем на персональном компьютере копии материалов, размещённых в веб, одновременно сняв прикрепление этой страницы к сообществу ПоСПеСС (теперь она не видна в блоке "наши сообщения" как отдельная ссылка, наряду с "Базой знаний на своём компе"). Тем самым продолжаем устранять излишние ссылки на нашем главном Рабочем Столе - странице ПоСПеСС. 

 

Наверняка у коллег есть и другие вопросы по формированию своих баз знаний на персональном компьютере. Задавайте (и отвечайте по своему опыту) в комментариях к этому сообщению.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Знания, информация, контент, контекст... Кто чем управляет?


Сегодня коллега по ФИРО задал вопрос: в одном из докладов конференции EDUCA 2011 речь об управлении "контекстами"; какая разница между "контентом" и "контекстом"? Иными словами, чем нам управлять?

 

Ассоциации от этого вопроса тянутся  к нашему тезаурусу, в который, очевидно, надо добавить слова "знание", "данные", "контент", "контекст". Всегда ли отдаём себе отчёт в неоднозначности этих слов, зависимости значения от контекста?

 

На этой неделе работаем со своими "базами знаний". Одинаково ли понимаем, что это такое?

 

Но обо всём по порядку.

 

1. Контент и контекст.

Вот цитата из доклада С.А.Щенникова (ректор Международного института менеджмента ЛИНК): "конкретные преимущества формируются, на наш взгляд, не за счет уникального контента, а за счет способности формирования и управления контекстом. Именно контекст придает контенту ценность знаний.". Учителя и преподаватели вузов, давно работающие в Интернет, привыкли к  терминам CMS (Content Management System), склонны считать "контент" основным средством учебного процесса, а машинное "управление контентом" переносить на управление всем учебным процессом. С.А., насколько понимаю, ведёт речь о том, что преподаватель (в отличие от машины) управляет не "контентом", а "контекстами" образовательного процесса (представлениями учащихся и других субъектов процесса, организацией восприятия и переработки информации разными субъектами, диалогами разных субъектов...)

 

2. Контент и информация

Когда мы свои знания воплощаем в текстах и других способах передачи информации, которые помещаем в Интернет (в т.ч. в ОК), наши знания превращаются в "информацию", которую другие воспринимают в свете своих знаний. В Интернет циркулирует отчуждённая информация. В отличие от машины, которая работает с "контентом", размещённым в той или иной программе, субъект образовательного процесса имеет дело с информацией.

 

3. Информация и "контекстное знание"

Эта пара понятий различается степенью отчуждённости от "знания" (после размещения автором новой информации в Сети). Полученная извне информация включается в личное знание в голове читателя и участника диалога - в "КОНТЕКСТЕ" его мировоззрения, накопленных им баз знаний.  Выложенную в Интернет информацию мы воспринимаем каждый по-своему, в зависимости от "контекста" в своей голове. Я - сторонник тезиса, что "знание" может быть только личным ("контекстным). В сети выложена и циркулирует не "знания", а "информация"

 

Соотношение понятий "информация" и "знание" имеет прямое отношение к тематическому модулю, с которым работаем на этой неделе. Ваши комментарии, пожалуйста,

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Татьяна Васильевна Горшкова

На: База знаний на своём компе


Ещё одна тема для размышления. ВВ!Спасибо за разъяснение понятий "контент" и "контекст". Мне понравился вид работы с терминологией в сообществе  Электронные образовательные ресурсы: ступени мастерства, в котором его участники составляют терминологический словарь. Предлагаю коллегам познакомиться и возможно расширить наш тезаурус терминами, которые мы выпустили из вида.

Т.В.Горшкова



Фото пользователя Сергей Эдуардович Грегер

На: База знаний на своём компе


Контент - это результат помещения  "информационного бульона" в контекст формы- структуры, организующей этот бульон. Форма субъективна - поэтому и контент субъективен.  Но это самы базовый элемент метода выделения контента - паттерн (спереотип, алгоритм) генерации контента.  Задавая информационную базу мы можем последовательно применять одну и ту же форму, получая разный контент.  Применяя катгоризацию знания мы используем форму "таксономия", "тезаурус" и последовательное применение этой формы дает нам  знание, представленное в виде иерархического дерева. Опредляющим моментом является первая форма. Наше сообщество - это множество информационных элементов, которые мы мыслим как   элементарные формы представления информации -контент-типы (закладка "Мои материалы" дает список этих типов.). Первая страница сообщества представлена как набор коллекций наж множеством информационных элементов таких типов. Каждая коллекция организуется как набор элементов определенного типа.

Конструируя рабочие столы практически все отталкиваются от представления сообщества как набора  ссылок и накладывают на этот набор  свою, личнозначимую форму.

Большинство современных CMS имеют один, но определяющий все недостаток. Структура организации информации - первичная форма в них заыиксирована и определяется структурой реляционной базы данных.  Более гибки CMS с системой организации в виде объектной базы данных, именно к таким CMS и относится любимый  мною PLone. Еще большую свободу предоставляют  онтологические системы, построенные на базе высших онтологий.  Высшая онтология это картина мира, представленная  в смыслах  и связях между ними. Строя свою систему мы ограничиваем взгляд на мир  рассмотрением его маленького кусочка. Но если границы рассмотрения надо расширить, то это расширение происходит в рамках уже существующей структуры - онтологии. Вопрос генерации контента - это фопрос определения форм представления, нужных для конкретной задачи. 




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

От теории к практике учительского труда


Боюсь, Сергей Эдуардович, эти мировоззренческие материи далеки от повседневных интересов учителя. Как нам соединить "картины мира" коллег, о которых подчас им некогда задуматься, с конкретными задачами упорядочения баз знаний на их персональных компьютерах?

Разделяю Ваш тезис ""Стандарты, управления образования... ставят  перед педагогами не свойственные им задачи - овладения инструментальными навыками использования ИКТ. Вместо этого следовало бы  перенести акцент на дидактические, методические и даже методологические навыки...". Как это сделать применительно к конкретным запросам учителя на саморазвитие в Открытом Классе, в частности, в нашем сообществе? Надеюсь, узнаем в диалоге.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Сергей Эдуардович Грегер

На: От теории к практике учительского труда


Как это сделать применительно к конкретным запросам учителя на саморазвитие в Открытом Классе, в частности, в нашем сообществе?

Я несколько лет занимаюсь вопросами разработки системы управления учебным  процессом на основе онтологической модели. Простой вариант выложен у меня на сайте. Хотя  сайт и не обладает достаночными ресурсами, я готов  предложить опробовать эту систему в деле, получив  навыки категоризации учебого материала. Замечания со стороны важны для меня.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Вернёмся к "семантическому моделированию"?


Можно ли (а если можно, то как?) применить семантическое моделирование к упорядочению своей базы знаний на персональном компьютере?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Сергей Эдуардович Грегер

На: Вернёмся к "семантическому моделированию"?


Я 9 лет проработал в школе и знаю, что большинство наших  педагогов стремится понять суть проблемы, а потом думать как это знание использовать. Тезаурус сообщества и единый профиль ScrapBook являются практическими примерами тех  "мировоззренческих материй", о которых я писал.  Другое дело, как это применить на практике. 

Для  организации  личной базы знаний  оптимально подошла бы система тегирования файлов и папок, но адекватная программа по моим сведениям имеется только для Mac. Системы тегирования, категоризации, ключевых слов  широко используются в Web, но не для организации файлов. Лично я для таких задач использую именно веб-технологии.

Когда-то давно, когда в школе компьютеры только появлялись, я сделал  простую базу знаний в Word, которая приводило в восхищение все комиссии, проводившие аккредитации, лицензирования и т.п. бюрократические пляски на развалинах школы.

Идея проста - в документе Office Word создаем список ссылок на файлы, организуя этот список  удобным способом - как  одноуровневый, многоуровневый и т.д. Если рассортировать  сылки по  элементам тезауруса то получится простейшая база знаний. Но сейчас, переосмысливая этот опыт  я думаю, что лучше это делать в таблицах Excel, а еще удобнее в Access.

На листе Excel в первый столбец  собираем ссылки на  ресурсы - файлы, веб-страницы, листы Excel  и т.д.  В первой строке, по горизонтали расставляем элементы тезауруса.  В ячейке на пересечении ставим символ принадлежности -любой, по выбору. Все. Осталось сделать форму запроса через формы Excel и получать списки нужных ссылок.  К слову сказать, при меры  использования известной онтологии верхнего  уровня Sesame выложены на их сайте примерно в таком виде.

Другим вариантом будет  создание иерархической структуры папок, где название папки соответствует  элементу тезауруса, а вложенность  папок соответствует иерархии его терминов. Теперь создаем для ресурса  несколько ярлыков и распределяем их по нужным папкам. Простой поисковый запрос будет давать нужный результат. Особенно удобно для этого использовать установленную на компьютере поисковую машину Google или Яндекса.

Но я все же за веб-приложения в силу их универсальности.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

К семантическому вебу в ПоСПеСС


Спасибо, Сергей Эдуардович, за конкретные предложения по  организации баз знаний на персональных компьютерах коллег на основе ткзауруса, единого для членов сообщества.

 

Коллеги, нужны три-четыре человека для участия в эксперименте объединения баз знаний на личных ПК в семантическую сеть. Присоединяюсь к С.Э для регулярных действий (насколько позволит здоровье). Кто ещё?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

Стройная личная поисковая система нужна!


Уважаемый Сергей Эдуардович! Большое спасибо за конкретные варианты примеров практического формирования  личной базы знаний на ПК. По мере накопления различных материалов в личном пользовательском пространстве своего компьютера задача создания стройной личной поисковой системы становится всё более актуальной. Ваши материалы - хороший стартовый капитал для меня.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы правильно сделали, что предложили в рамках модуля этой недели  задуматься нам над этой серьёзной темой. И, хотя на данный момент я не готова включиться в предложенный Вами эксперимент, думать и работать над задачей формирования своей персональной базы знаний буду.

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Автоматизированный поиск и "личная поисковая система"


На каждом ПК есть автоматизированный поиск. Зачем ещё "личная поисковая система"?

 

Автоматизированный поиск, в зависимости от искусства ищущего, выдаёт десятки и сотни файлов, просмотр которых требует времени. Не отменяя общий поиск, хотелось бы дополнить его такой систематизацией материалов того или иного проекта, которую можно было бы держать в памяти и сразу находить нужное в базе знаний проекта..

 

Такую систему "заточенную" под ПоСПеСС, мы и собираемся делать. Вряд ли целесообразно перестраивать ВСЮ годами складывавшуюся базу знаний на своём ПК. Создав прототип семантической систематизации для одного проекта, в дальнейшем постепенно (проект за проектом) можно менять свою базу знаний.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

Навигация по подшивке