Вы не зарегистрированы

Авторизация



Школа будущего: далекого или близкого?

    Выберите действие:

Фото пользователя Александр Николаевич Павлов
Submitted by Александр Николаевич Павлов on Wed, 20/10/2010 - 13:15

На протяжении последнего десятилетия часто возникают разговоры о "осовременивании" российского образования. И после этих разговоров возникают различные замечательные федеральные проекты, в той или иной мере затрагивающие процессы модернизации. На память приходят как минимум два - проект ИСО (Информатизация системы образования), проект КПМО (Комплексный проект модернизации образования).

 

Вполне закономерно, что должно было появится что-то свежее.

И вот - мы имеем инициативу "Наша новая школа".

 

В нижеследующем тексте я постараюсь ответить на несколько вопросов:

- Вписываются ли на данный момент образовательные учреждения Новоселовского района Красноярского края в эту инициативу?

- Насколько далеко или близко мы находимся к описанному в инициативе будущему?

 

Откуда вообще возникли такие вопросы? А возникли они из-за того, что есть гипотеза о том, что сельская школа еще не скоро сможет соответствовать в полной мере образу школы будущего, описанному в инициативе.

Но, обо всем по порядку:

 

Разберем основные положения и прокомментируем:

1. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития.  По этому критерию вроде бы все в порядке - педагоги активно вовлекают учащихся в исследовательскую, проектную деятельность. Единственная проблема зедсь - оснащение маленьких школ для полного обеспечения такой деятельностью. Да и региональный куратор исследовательской работы (КДПИШ) по факту одобряет лишь близкое к научному исследование, которое подразумевает наличие научного руководителя в школе и много других факторов. Детские учебные исследовательские работы им не совсем интересны. Здесь я делаю упор именно на отличие научного и учебного исследования.

 

2. Новая школа - это школа для всех. Наши небольшие школы пока не могут обспечить достойное обучение для ребят с ограниченными возможностями. Хотя бы потому, что уровень коммуникации очень низок, не смотря на декларативные заявления министра образования РФ о полном обеспечении школ доступом в Интернет. Это заявление можно сравнить лишь с известной фразой о средней температуре по больнице. По факту в поселениях Интернет есть в большинстве случаях только в школе на скорости не превышающей 128 килобит в секунду, качество этой связи - тема отдельного печального разговора. Такие условия не позволяют в полной мере обеспечить обучение детей в дистанционной форме.

 

3. Новая школа - это новые учителя. Здесь на первый взгляд тоже нет проблемы. Многие учителя понимают, что не совершенствуясь, не изменяясь в след за меняющейся окружающей действительностью, они просто не смогут эффективно работать. Проблема лишь в том, что наши педагоги стареют, как бы это ни было печально, а приток молодежи не смотря на все мероприятия по их поддержке - не увеличился. А те, кто все таки пришли в школу, редко задерживаются больше 1-2 лет. Так что проблема все-таки есть, и хотя она немного отадлена во времени, решать ее надо уже сейчас.

 

4. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом. Об этом направлении могу сказать, что от года к году ситуация двигается в нужном (согласно инициативе) направлении. Родители активно привлекаются к учебному процессу, способствует этому в частности переход старшеклассников на индивидуальные учебные планы, которые сопрсовождаются подписнаием трехстороннего общественного договора (ученик-родители-школа). Многие мероприятия социальной направленности проводятся совметсно с различными организациями района.

 

5. Новая школа - это современная инфраструктура. По поводу дизайнерских зданий и оригинального внутреннего устройства - это, к сожалению, пока можно отнести к красивой сказке, так как многие требования санэпиднадзора по расположению тех или иных объектов в школе убивают всю фантазию школьных "дизайнеров" на корню. Про широкополосный интернет я уже говорил выше, добавлю лишь, что стоимость доступа в сеть Интернет пока оставляет желать много лучшего. В остальном (библиотеки, медиатке, оборудование кабинетов) - с каждым годом становится все лучше и лучше, и это не может не радовать.

 

6. Новая школа - это современная система оценки качества образования. Здесь могу лишь отметить, что это очень важное направление. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что использование ЕГЭ как единственного инструмента (а по факту оно сейчас так и получается) - не есть хорошо. Радует факт, что в проекте новых образовательных стандартов предусматривает выбор учащимся формы оценки своих достижений на выходе из школы. Будем надеяться, что в итоговм варианте этот пункт останется.

 

Вот такая вырисовывается картина.

 

Подведем итог.

 

Сам по себе факт появления инициативы "Наша Новая школа" - закономерный процесс, обусловленный многими предшествующими мероприятиями.

Есть лишь некоторые опасения что не все учреждения (следует читать - сельские) смогут в полной мере влиться в эти процессы. И причины этого зачастую находятся за пределами школы и не в ее сфере влияния. Выделить можно два важнейших момента - стабильный высокоскоростной доступ в сеть Интернет по приемлемым ценам и регулирование требований к школам санэпиднадзора, которые иногда слишком завышены.

 

Отвечая на поставленные вопросы, заключаю:

- школы нашего района на данный момент соотвествуют требованиям инициативы лишь частично.

- многие факторы не позволяют говорить о быстром решении проблем, мешающим нашим школам стать школами будущего.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина  Львовна IШанаева

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Александр Николаевич! Все, действительно, так. Однако, думаю, НОВОЙ школе (по инициативе президента или нет) важен ЧЕЛОВЕК, хотя жаль, что нет высокой скорости Интернета (хорошо, если он есть вобще) и требования сан( и других надзоров) просто не реальны (ощущение, что даже на обыкновенных школах пытаются нажиться), помочь эти надзоры нам материально (да и по-другому) никак не могут, вот и учат "жить"... предписаниями и штрафами.

А о быстром решении проблемы перехода в НАШУ НОВУЮ ШКОЛУ пока приходится только мечтать. Кстати, как Вы думаете, есть ли такие школы? Я встречала... и завидую, честное слово.

Удачи Вам, Александр Николаевич! Пусть в Вашей жизни школа будет новой, или хотя бы другой...




Фото пользователя Александр Николаевич Павлов

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Ирина, спасибо за пожелание )). 

А быстро в образовании редко что-то меняется. Да и вообще я за эволюцию а не революцию, все должно быть подготовлено. Так что даже моя небольшая сельская школа будет "новой" (согласно предложенным нам критериям) рано или поздно. Только вот будет это скорее всего вопреки, а не благодаря. 

А школы, которые смогут уже скоро сказать, что они "новые" я думаю есть. Другое дело, что не "новая школа" является моей мечтой, а как раз немного "другая" )) Но тут уж выбирать не приходится. Как сказал автор одного из докладов-соседей - "дружно взяли под козырек".

"...что не убьет нас сегодня, завтра - сделает нас сильней..."



Фото пользователя Ирина  Львовна IШанаева

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Александр, новая школа и должна быть другой, сельская она или городская, или является образовательным центром...

Мне тоже понравилась фраза "дружно взяли под козырек", она заставляет отнестись к себе с юмором. Однако если бы все дружно, то век (хотя бы) новой школы уже приблизился))Поэтому и, совершенно точно, вопреки, а не благодаря))




На: Школа будущего: далекого или близкого?


Александр Николаевич! Далеко ли, близко ли - вопрос интересный. Эмоции от школы нынешней  - не всегда позитивные, чаще - никакие, и реже - совершенно отрицательные. Быстро сдвинуть такую махину не удастся, будем ее, старую,  пока латать, ну а потом... все зависит от нас. Нет, я бы сказала, все начинается с нас! Я за другую школу в принципе.




Фото пользователя Александр Николаевич Павлов

На: Школа будущего: далекого или близкого?


 Ольга, Ирина! Мне очень радостно видеть столько понимающих людей!

Конечно все зависит от нас. Если это понять и принять - тогда и появится "Другая" то есть "новая" школа. И у каждого из нас она будет своя, интересная и полезная для наших учеников. Да и для нас самих )) 

"...что не убьет нас сегодня, завтра - сделает нас сильней..."



Фото пользователя Галина Михайловна Нефёдова

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Доклад интересный. Очень понравился. Жаль только, что не на все обозначенные проблемы автор предлагает свои решения. Думается, что как раз здесь и был бы простор для дискуссий, а затем и поисков путей решения этих проблем.

Нефёдова



Фото пользователя Александр Николаевич Павлов

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Галина, спасибо за замечания )

 

Попробую исправиться.

 

Проблема со старением кадров. Как можно решить? Как мне видится нужно завлечь молодого специалиста более вкусным пряником. Это новинка про 500 000р. подъемных - конечно хорошо, но ведь это не всем досталось. У нас вот из 8 человек молодых в этом году, только двоим... Вот они себе жилье к примеру купят. и (возможно) останутся работать. А остальные - покрутятся по арендованным квартирам да и сбегут через год-полтара. Если смотреть на ситуациюв нашем районе - главная проблема здесь - жилье... К примеру можно ставить условие - жилье у специалитса будет, но отработает пусть 3 года (это к примеру).

 

Проблема с коммуникациями вряд ли может быть решена самой школой. Складывается абсурдная ситуация: несколько лет назад в школы пришел бесплатный интернет (так называемый - президентский), через некоторое время он стал платным. Но ограничения остались - то есть школа не может перезаключить договор на большую скорость, даже если бы нашла деньги. Я подозреваю, что этот абсурд творится только у нас в районе, но тем не менее... Здесь получается замкнутый круг - провайдер говорит, что проблем нет, а мсетное отделение - не может, потому чо нельзя...

"...что не убьет нас сегодня, завтра - сделает нас сильней..."



На: Школа будущего: далекого или близкого?


 С Интернетом и у нас интересная штука получается,  РИАЦ составил какие-то свои черно-белые списки ресурсов, якобы ограничить несанкционированный доступ детей к сайтам, содержащим сведения о наркотиках, порнографии и т.д. и т.п. А в результате педагоги не могут ни пообщаться с коллегами, ни поработать с собственными песональными сайтами, ни получить доступ к необходимой информации. Вот и получается, Интернет вроде и есть, а вроде и нет. Даже здесь мы не можем посетить секцию "Современная школа или современное бесшколье".

Комментарий был изменен с момента создания (Walal, пн, 25/10/2010 - 15:47).



Фото пользователя Галина Михайловна Нефёдова

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Александр, многие говорят про пряник. А мне кажется, что дело не в нем.. вернее, не столько в нем. Те, кто приходят ради пряника, в школе все равно долго не проработают.

Жилье сейчас мало в какой сфере предлагают. Да и зарплаты кое-где ниже. Дело в том, что почему-то не популярна сама профессия: эмоционально трудно, ответственность за каждого ребенка нужно нести. Это было всегда. Но раньше люди легче брали на себя груз ответственности. Сейчас же никто себя в жертву приносить не хочет. А многие учителя из-за этого груза сами по себе оптимизма не внушают: глаза потухшие, радости нет, нервные часто. Педагогам это трудно. Кому же захочется на них быть похожим и всю жизнь провести в школе? Мне кажется, в этом все-таки причина.

Нужно стремиться к тому, чтобы сами учителя были рекламой своей профессии (как бы избито это ни звучало), получали удовольствие от  работы, находили взаимопонимание с детьми и их родителями. Только как?! Вот здесь я еще пока говорить с уверенностью не могу... Но кажется, что в ресурсе методической службе тоже есть решение (наверняка не только в нем).  Вообще вот с этого места может интересный разговор получиться... 

Комментарий был изменен с момента создания (BGM, пн, 25/10/2010 - 21:53).
Нефёдова



Фото пользователя Александр Николаевич Павлов

На: Школа будущего: далекого или близкого?


Галина, про квартиры и пряники  - это я, наверное, свои собственные неисполненные мечты описывал )))

 

А про привлекательность професии - вынужден признать, что некотрые педагоги воспринимают свою профессию как крест, который им дОлжно нести... и разговоры типа - "если не мы , то кто???"

 

Конечно, от такого зрелища мало кто захочет брать на себя подобное. А методическая служба, скорее всего, должна поработать над "позитивизацией" образа учителя. Через публикации в прессе, на телевидении, другие способы громко заявить о победах, участии педагогов, просто о проведенных мероприятиях. Не надо замыкаться только в своей сфере. В наш век всеобщей социализации и сетёвости такое поведение - бесперспективно.

 

Мы в нашем ММЦ так и стараемся поступать. Организовали конкурс - на камеру сняли, ролик смонтировали, на телевидение отдали +  на сайте разместили. И чуть позже в газету статью.

 

Ну, это как вариант ))).

Комментарий был изменен с момента создания (Александр Павлов, пн, 25/10/2010 - 20:33).
"...что не убьет нас сегодня, завтра - сделает нас сильней..."


Навигация по подшивке