Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анненков В.В. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Размещено: Владимир Владимирович Анненков - пн, 27/08/2012 - 10:34

Так называлось сообщество, которое в начале 2011 г. реализовывало проект неформального образования педагога. Сообщение  для секции «Обобщение и внедрение опыта организации неформального педагогического образования» отражает находки сообщества и рефлексию его самоорганизации.

 
Находки
 
Учительница из Нижегородской области Л.А.Пятко так обратилась к участникам: «мы собрались в сообществе ПоСПеСС , чтобы создать модель основ и технологий информального образования педагога в сетевых сообществах.  У нас есть первоначальный проект. В соответствии с ним, мы должны осмыслить свой опыт информального образования и на его основе разработать технологии саморазвития в сети».
 
Проект понимали как «целенаправленную деятельность по реализации плана мероприятий при установленных ресурсах, сроках и исполнителях», но с поправками на своеобразие работы в Сети. 
 
Составлен индикативный план. Планирование в сетевом сообществе независимых партнёров может быть только индикативным, т.е закладывающим ориентиры, желаемые/ожидаемые в проекте. Далее в согласованные сроки (скажем, в последнюю неделю месяца) в сообществе обсуждают результаты и корректируют индикативный план на следующий месяц.
 
План составлен по недельным тематическим модулям в форме таблицы, в строках которой указаны: а) тема и ведущий, б) источники для обсуждения, в) используемые веб-сервисы и технологии, г) участники (этот столбец заполняли по комментариям на материалы сообщества).
 
Темы модулей: знакомство участников в диалогах по проблеме проекта; «рабочие столы» сообщества ПоСПеСС и его участников;  персональная образовательная среда; работа с информацией по формуле «ПОСРЕДНИК»; база знаний на своём компьютере; личный веб-портфолио; личный пакет веб-сервисов; рефлексируем свою социализацию; выделяем главное в персональных «заделах»; самодиагностика пробелов в компетенциях;  разработка программ саморазвития… 
 
Большое внимание уделяли документированию деятельности участников и открытому представлению «рабочих столов» (http://www.openclass.ru/stories/196017). Индивидуальные результаты показывали в личных блогах, совместные результаты - на вики-страницах, в форумах…
 
Партнёры представили также свои «персональные образовательные среды» (ПОС), в которых выделяли источники информации, индивидуальные пакеты веб-сервисов, консультантов, со-учащихся, с которыми взаимодействовали. Формирование персональных образовательных сред - условие более эффективного повседневного саморазвития педагога, переводящего курс из стихии глобального Интернет в обозримые и регулируемые им самим заливы и заводи (образчик ПОС).  
 
Для взаимопонимания в сообществе важен совместный отбор ключевых слов и меток для поиска. В http://www.openclass.ru/node/204497  материалы ПоСПеСС систематизированы по этапам становления сообщества-проекта, его тематическим модулям и проблемам, затронутым в диалогах. При обсуждении этого материала поставлен вопрос о «никах» (сетевых псевдонимах), которые значимы для поиска авторских материалов.
 
В материалах сообщества ПоСПеСС много частных находок, полезных для самоорганизации и саморазвития учителя в Сети («День информального саморазвития», ПОСРЕДНИК  - формула цикла работы с информацией, вебпортфолио как система ссылок на выложенные открыто материалы…) Заинтересованных отсылаем к полному списку материалов на разных веб-сервисах, автоматически формируемому программой Открытого Класса на главной странице сообщества.
 
Рефлексия самоорганизации в сетевом сообществе.
 
Взаимодействия в сообществе, не подкреплённом очной организацией со стороны администрации школы и/или регионального института повышения квалификации и муниципальных методических служб, основывались на внутренних побуждениях участников, их индивидуальной и групповой самоорганизации. Не все оказались способны к вольному порядку сетевых взаимодействий. Из 28 учителей, добровольно вступивших в сообщество из разных регионов РФ, реально сотрудничали в проекте лишь 5-7. 
 
Их внутренней мотивации хватило только на два месяца, пока знакомились, создавали свои рабочие столы и рефлексировали персональные образовательные среды. Затем наиболее активные участники переключились на другие сообщества, а обеднение творческой среды расхолодило остальных. Усилия админа, продолжавшего выкладывать материалы согласно индикативному плану, отклика не имели. 
 
Выводы:
  • Эксперимент длительного (сроком на год) проекта неформального развития педагогов на основе их самоорганизации и партнёрских отношений в сетевом сообществе удался лишь в части простых краткосрочных задач. 
  • Без группы лидеров, увлекающих других, сетевое сообщество недолговечно. 
  • Внутренней мотивации учителей без поддержки в школах недостаточно для устойчивого сотрудничества в сетевых проектах межрегионального масштаба и стратегического характера. 
 
На этапе перехода от эпизодического (раз в пять лет) очного повышения квалификации к непрерывному образованию на базе повседневной очно-дистанционной коммуникации возрастает роль самоорганизации педагога - самостоятельной постановки развивающих задач и их упорной реализации, в том числе и в сетевых сообществах. Для поддержки самоорганизации педагогов в профессиональных сетевых сообществах (от локальных до глобальных) актуальна разработка и экспериментальная проверка новых методик неформального образования с участием учителей-практиков. 
 

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: 2 ПОВСЕДНЕВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ


В.В.!

"Эксперимент длительного (сроком на год) проекта неформального развития педагогов на основе их самоорганизации и партнёрских отношений в сетевом сообществе удался лишь в части простых краткосрочных задач."

Констатация совершенно верная. Партнерские отношения даже на краткосрочных курсах повышения квалификации с трудом удерживаются, особенно если курсы без отрыва от производства (повседненвных занятий, уроков).

Но может быть причина еще и в том, что неформальное организуется как ФОРМАЛЬНОЕ - проект, т.е. регламентация по срокам, функциям/обязанностям и т.д.. Получается по сути лукавство: "Колхоз - дело добровольное!"

Вячеслав



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Административная и сетевая организация


Спасибо, В.А., за постановку вопроса: возможны ли в сетевых сообществах проекты с привычными нам требованиями ("регламентация по срокам, функциям/обязанностям и т.д.")? На этот вопрос уже не один год ищу ответы. С разным успехом - в массовых сетях легче, в педагогическом Открытом Классе труднее. Вероятно, в связи с загруженностью учителей прямыми обязанностями на 1.5-2 ставки, бумажной отчётностью и другими бюрократическими заморочками...

 

Проект везде направлен на цель, но осуществляется разными технологиями. Имею в виду не столько ИКТ, которые у всех на слуху, сколько гуманитарные и социальные технологии в сетевых сообществах. В Сети цели и планы реализации проекта - индикативные, а не директивные как в учреждениях с административным управлением. Подъём от очных к очно-дистанционным и дистанционным проектам в России ещё в "младенческом возрасте". Я не знаю серьёзные обобщения опыта сетевых проектов.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Административная и сетевая организация


ВВ!

На Портале электронного обучения, страница Статьи есть примеры горячего обсуждения размещенных статей. Так на статью "Системы совместной учебной деятельности ..." было 149 (!) комментариев 11 участников, на статью А.А. Андреева 88 комментов 8 участников и т.д.

Это примеры неформального интереса, но в ограниченный интервал времени и без предусмотренных индикаторов. Видимо, импульсивный характер коммуникаций - характерный признак (если не аттрибут) обсуждений в сообществах.

 

http://www.e-learning.by/Articles/ELearning.html

Комментарий был изменен с момента создания (В.А. Стародубцев, чт, 30/08/2012 - 20:53).
Вячеслав



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Неформальные сетевые дискуссии и сетевые проекты


Спасибо, Вячеслав Алексеевич, за ссылки. Знаю примеры живых обсуждений на форумах, созданных как "одноразовая" кратковременная акция. Участвовал как модератор форума на августовском педсовете "Учитель как ученик", где за сутки было 900 постов. Но это - не проект, а клуб - стихийное собрание заинтересованных в теме. Сетевой проект понимаю как нечто иное:  планомерные действия в направлении к принятой сообществом цели.

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, пт, 31/08/2012 - 08:02).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Неформальные сетевые дискуссии и сетевые проекты


ВВ!

Вы нашли подходящее слово: КЛУБ, где можно комфортно провести вечерок, блеснуть эрудицией, красноречием, почитать пререписку друзей и знакомых  и т.д. Это роль соцсетей типа Однокласников.

А в сообществе "профи" - напряг, трудно приходится, некоторое насилие над собой совершать приходится (да еще если повседневно). Но эффект развития достигается при работе на близких к пределу нагрузках, хоть у спортсменов, хоть у "интеллектуалов".

Наверное, и в неформальном образовании учиться трудно! Как это сделать "играючи" ?

Ваш 

Вячеслав



Фото пользователя Ольга Владимировна Двирная

На: Анненков В.В. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых с


Читаю ваш доклад и вижу все "как наяву".  В сетевом  сообществе велика роль педагога, который открыл это сообщество. На какие принципы опирается он в своей профессиональной деятельности. Если только по принципам  "Я самый умный тут" или "Думайте сами, пока не догадаетесь, как решить свою проблему", то скорее всего это сообщество недолговечно. Педагогу более понятно решение краткосрочной задачи... то есть найти ответ на свой вопрос. Для того и существуют сообщества - помочь найти ответы на актуальные вопросы. Внутренняя мотивация учителя будет, когда у этого учителя возникнет проблема и решение которой требует обсуждения ее с учителями-практиками. Может в сетевых сообществах надо  обсуждать актуальные и значимые вопросы для педагога в данный момент времени. Надо чувствовать ситуацию в школах. Мероприятия организовывать " в простоте" прохождения. Ведь для многих важно найти решение проблемы, а не осваивать компьютерные технологии, чтобы получить ответ.  

Закончить свой комментарий хочу притчей  "Лошадки одной масти"

Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестёрка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина:
— В чём сила тв

оих лошадей?
И тот сказал ему:
— Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
 
 
 
Вывод:  Сила - во взаимной поддержке. Пословица гласит: «Повозка и колёса столь же нужны друг другу, как губы и зубы. Стоит погибнуть губам, и зубы замёрзнут».
 
 
 wink Вот теперь вопросы,  как организовать эту взаимоподдержку, как научиться сотрудничать с коллегами по работе?
 

С уважением,  Двирная Ольга.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

"ответ на свой вопрос" и/или совместный проект с общей целью


Спасибо, О.В., за комментарий и притчу. В современных условиях полуторной-двойной нагрузки ради достойного заработка + обильного бумаготворчества по заданиям вышестоящих "инстанций" удивляюсь, как у учителя хватает сил и находится время (в основном по ночам) участвовать в сетевых проектах, подобных "Повседневному саморазвитию...". Если смотрели материалы сообщества, о котором доклад (кстати, именно к этому сообществу присоединена подшивка "Готовимся к конференции..."), видели кооперативные действия реальных участникров (1/5 общего списка) по их внутренним побуждениям в среде, направляемой инициатором сообщества.. В докладе - разбор эксперимента, а не победные реляции, как часто бывает.

 

Теперь о тезисе " Педагогу более понятно решение краткосрочной задачи... то есть найти ответ на свой вопрос." Для ответов на отдельные вопросы существуют "консультационные линии". Практика "краткосрочных усилий", как мне кажется, объяснима загруженностью учителя, а не его непониманием стратегических задач.. Если разгрузить учителя (скажем,  сделать нормой "ставка за 18 часов не ниже средней по региону зарплаты") , освободить ему время на саморазвитие "на рабочем месте",  то возрастут его возможности участия в долгосрочных проектах 

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Поиск

Loading
Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн