Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ивлева И.В. Применение технологии активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов

Фото пользователя Ирина Валерьевна Ивлева
Submitted by Ирина Валерьевна Ивлева on пн, 10/09/2012 - 17:36

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

И.В. Ивлева,

Заместитель директора, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 102 города Екатеринбурга

 

В условиях инновационного развития образования основной целью повышения квалификации педагогических кадров является построение такой модели обучения, которая создавала бы условия для принятия педагогами новых идей, подходов, новых функций и способов педагогической деятельности.

На современном этапе в качестве теоретико-методологической основы повышения квалификации педагогов может выступать деятельностный подход, который  предполагает

·                    усвоение обучающимся (в нашем случае педагогом) информации, овладение умениями в процессе собственной активности, решение задач в ходе коллективной деятельности;

·                    применение активных методов обучения;

·                    переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирование профессионально-значимых компетенций;

·                    от стихийности самообразовательной деятельности педагога к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.

Исходя из описанных выше позиций определяются и особенности организации обучения: активная позиция каждого обучающегося, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса. Для этого планируются разные формы сотрудничествамежду слушателями и преподавателями, внутри группы слушателей: тренинг, работа в группах, проектирование, диалоговое взаимодействие, коллективная мыследеятельность.

Остановимся на применении в процессе повышения квалификации образовательной технологии – мастерской, которая позволяет побуждать к деятельности извне и внутри педагога, организовывать смену типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому, имеет тенденцию к интегрированной деятельности и интегрированному знанию, и по своим законам построения приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Технология мастерской имеет свой порядок проведения, в котором возможны изменения при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской. В нашей деятельности при работе с педагогами укрепился следующий алгоритм и этапы.

1.                  Индуктор мотивирует дальнейшую деятельность и содержит два необходимых условия: задание всегда опирается на личный опыт обучающегося  и связано со смыслом дальнейшей деятельности.

2.                  Первичное изучение учебного материала, создание творческого продукта включает два этапа: самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения исоциоконструкция – построение, создание результата группой.

3.                  Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам (создание схем, изображений, афиширование текстов, выставка рисунков и т.п.).

4.                  Разрыв, внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, требующий обращения к новой информации и её обработка.

5.                  Творчество - исправление или обновление созданного.

6.                  Итоговая социализация: всенаписанные заметки читаются, всерисунки и схемы демонстрируются, всепридуманные решения, даже фантастические, представляются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

7.                  Рефлексияможет быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно. Вопросы к рефлексии предлагает методист-преподаватель, продумывая их для каждой мастерской. Возможно проведение рефлексии устно или  письменно, в этом случае результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.

 

Применение технологии мастерских в процессе повышения квалификации педагогов позволяет решить несколько важных задач: во-первых, превращает учителей из пассивных слушателей в активных «поисковиков решений», во-вторых,  на практике знакомит педагогов с актуальной технологией обучения, алгоритм которой они могут использовать в своей повседневной педагогической практике, в-третьих, при разработке мастерской, подготовке необходимых материалов и продумывании заданий и вопросов педагог так же решает задачу своего профессионального роста и повышения уровня профессиональной компетентности.



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Сетевая творческая мастерская


Подшивка "Готовимся к конференции..." присоединена к "Повседневному саморазвитию педагога в сетевых сообществах" На вводной странице этого сообщества читаем: 

"Главная... технология - ПАРТНЁРСТВО В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ"

Какие "активные методы" саморазвития Вы, Ирина Валерьевна, видите в этой мастерской? Можно ли её взять в качестве образчика предлагаемого Вами алгоритма?

 

Обсуждаем активные методы "неформального повышения квалификации" на конкретных примерах.

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 14/09/2012 - 16:30).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Ольга Владимировна Двирная

На: Ивлева И.В. Применение технологии активных методов обучения


Очень понравился прописанный алгоритм  организации сотрудничества с коллегами по работе. smiley На первом этапе прослеживается понимание личного опыта обучающегося и работа строится от того "что есть". Как происходит это понимание? Организуете "Круглый стол"?  Первичное изучение учебного материала по какому принципу строиться? Вы предлагаете конкретные ссылки на электронный ресурс?

Какие активные методы вы применяете для "осознания проблемы" обучающимися?  Если это совместное обсуждение, то как вы его организуете дистанционно? 

Затем каждый участник индивидуально создает гипотезу и алгоритм решения своей проблемы. Этот этап проходит у вас как индивидуальное задание?

Как вы совместно подходите к созданию результата группой, если у каждого своя гипотеза решения. У каждого участника свой проект (проектно-исследовательская деятельность)  и конечный результат он представляет группе. Происходит обмен творчеством и самопрезентация. 

4 шагом в алгоритме у вас идет "внутреннее осознание неполноты старого знания новому". Для чего тогда участники создавали свои проекты? Если проект - это уже камешек в будущее, то есть создание чего-то нового и красивого.  У меня есть предложение к вашему алгоритму: "А если на 2 этапе до "индивидуальное создание гипотезы" и включить "Осознание проблемы" и провести "анализ конкретных ситуаций" и "мозговой штурм". Тогда не будет работы по методу "проб и ошибок", а будет "осознанное создание нового продукта".

/Но это мое мнение, и как предложение/ 

Спасибо за идею организации сотрудничества с коллегами по работе. yes

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Znanie77, Sat, 22/09/2012 - 06:44).

С уважением,  Двирная Ольга.



Навигация по подшивке