Вы не зарегистрированы

Авторизация



КОННЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Выберите действие:

Submitted by Ольга Павловна Михеева on Fri, 14/09/2012 - 10:32

Одна из основных тенденций развития современного образования заключается в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Обучение в сетевых сообществах становится перспективной моделью электронного обучения.

Теоретическую базу обучения в эпоху цифровых технологий – коннективизм, ввели и исследовали канадские ученые Джордж Сименс (George Siemens) и Стивен Даунс (Stephen Downes).  Согласно этой теории обучение рассматривается как процесс создания сети.Узлами сети могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Процесс обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые подключаются в форме источников информации и знаний. Учебные сети (обучающиеся сети) можно рассматривать как внешние структуры, которые постоянно создаются и перестраиваются, с тем, чтобы актуализировать знания, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания.

Среди основных правил коннективизма следует выделить принципы, названные ниже.

  • Обучение — это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.
  • Знание находится в сети.
  • Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют в обучении.
  • Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний.
  • Обучение и познание происходят постоянно — это всегда процесс и никогда состояние.
  • Ключевой навык сегодня — способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями.
  • Своевременность (точность, обновляемость знаний) необходимая черта современного обучения. 
  • Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности постоянно приходится делать выбор того, чему учиться. Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.

Предложенные учеными принципы коннективизма можно считать основополагающими постулатами теории построения сетевых учебных комплексов. Сетевые учебно-методические и информационные комплексы (СУМИК) представляют собой дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в среде интернет и являются основной  дидактической единицей, характеризующей дидактику интернет обучения.

Для формирования информационно-сетевой компетентности преподавателей автором был разработан и апробирован 36-ти часовой сетевой курс «Методология создания сетевых учебно-методических и информационных комплексов средствами сервисов Веб 2.0». В результате сетевого обучения по курсу, слушатели получили знания о научно-методических основах разработки и использования сетевых учебно-методических и информационных комплексов в информационно-образовательной среде; о проектировании сетевых курсов с учетом общедидактических и психолого-педагогических требований; о математическом аппарате обработки результатов педагогического эксперимента.

Выполняя задания тренера курса, слушатели научились проектировать СУМИК с учетом комплекса дидактических показателей; использовать объектно-ориентированный подход для визуализации сценариев разработки при помощи диаграмм UML; создавать сетевые учебные комплексы средствами бесплатных сервисов Веб 2.0; проводить комплексное оценивание созданных  сетевых ресурсов с использованием методов математической статистики; регистрировать электронный ресурс в соответствующих организациях для закрепления авторского права.

В результате обучения каждый слушатель сформировал портфолио практических результатов в виде: сетевого учебно-методического и информационного комплекса (СУМИК) по дисциплине/предмету/курсу для использования в реальном учебном процессе; пояснительной записки с проектной документацией на созданный СУМИК для последующего предъявления аттестационной комиссии; статьи/тезисов конференции (по желанию) по результатам исследований, полученных в ходе проведённого педагогического эксперимента по апробации разработанного СУМИК; свидетельства о регистрации электронного ресурса (по желанию) в объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование". 

Предложенная форма неформального образования педагогических кадров в виде сетевого курса по созданию индивидуальных образовательных сетевых ресурсов позволила преподавателям более эффективно реализовать на практике наиболее важные и приоритетные на сегодняшний день общие образовательные идеи, поскольку элементы сетевых информационных технологий являются составляющей современной информационной культуры и используются во всех областях современного образования.

Видео выступление по теме доклада посвящено использованию сетевых учебно-методических и информационных комплексов в неформальном образовании педагогов.



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Повышение квалификации: разные модели и позиции


 

Спасибо, Ольга Павловна, за размещение доклада для открытого сетевого обсуждения. Причём в секции по проблемам теории и практики, а не технологий неформального повышения квалификации, куда он был первоначально поставлен. Поддерживаю такое решение, так как канадская модель, как мне кажется, ближе к теоретическим основаниям, чем к технологиям. Далее - в формате диалога по тексту.
 
МОП: "Согласно этой теории... Узлами сети могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации".
АВВ: Сомневаюсь в правомерности объединения в одну сеть разных сущностей - людей и библиотек, книг (как единиц библиотечного учёта) и "любых других источников информации" (поста в форуме, фотографии, видеоролика...). Мне ближе модель персональной образовательной среды (разновидности - в докладах В.А.Стародубцева, http://www.slideshare.net/starslava/doklad-nfo.  А.А.Киселёвой http://www.openclass.ru/node/309881). Эта модель включает: сети людей, информационные сети, где движется информация, сетевые сообщества, в которых люди обмениваются информацией...
Персональные образовательные среды строятся на реальных взаимодействиях ( и в этом близки теории коннективизма). Сети разной природы интегрирует УЧАЩИЙСЯ, строящий свою  Персональную Образовательную среду.
 
МОП: "Обучение является принятием решений."
АВВ: В "повышении квалификации" завязаны разные субъекты этого процесса - преподаватели/тренеры, учащиеся. То же и в "неформальном повышении квалификации". Учащийся принимает решение о своей образовательной траектории, персональных средах на разных этапах этой траектории, индивидуальной образовательной программе на семестр, учебный год, более длительной... Какие решения должен принимать преподаватель системы повышения квалификации, чтобы не отвлекать учащегося на рабочем месте от его задач, а помогать ему выстроить и реализовать его индивидуальную программу?
 
Пока кончаю. Когда ответите и если хотите, Ольга Павловна, продолжим диалог.
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: Повышение квалификации: разные модели и позиции


Владимир Владимирович, возможно Вы и правы, критикуя канадскую модель организации сетевого обучения. Пока не имею сформировавшегося мнения по данному вопросу. Я к сожалению (или к счастью) практик, теоретическая база понадобилась для написания магистерской диссертации по теме "Методология построения  сетевых учебно-методических и информационных комплексов". Рассматривая различные направления педагогической практики, решила, что коннективизм идеальная теоретическая база для сетевого обучения. Если Вам знакомы иные, более подходящие для описания сетевого процесса обучения, педагогические направления, то с благодарностью приму их названия :)

Создаю различные курсы по обучению студентов и педагогов, в том числе и неформальному, средствами сетевых сервисов. Считаю, что сетевое обучение вытесняет дистанционное. А поскольку сетевое обучение ещё только формирует свой теоретический аппарат (в России покрайней мере), то хотелось бы поучаствовать в процессе его теоретизации.

Что касается второго комментария. Процитирую данный пункт полностью "Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться. Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение." При неформальном повышении квалификации все решения принимает обучающийся, преподаватель является лишь помощником (фасилитатором), помогая слушателю лишь в случае необходимости. Поэтому отвечу на Ваш вопрос следующим образом "Преподаватель в данном случае принимает решение о необходимости оказания консультационной помощи слушатели по личной инициативе или по просьбе слушателя". Неформальное обучение тем и хорошо, что сам обучаемый принимает решение о том, чему учиться, когда и кого.

Сейчас проходит замечательное мероприятие первая международная он-лайн конференция «Новая школа: мой маршрут». http://edugalaxy.intel.ru/conf/  Почти 3000 учителей проходят неформальное обучение. Все решения по поводу своего обучения принимает каждый из участников. Преподаватель принимает только одно решение (и то в конце курса) - как оценить работу слушателей. То, что на конференции в Новокузнецке обсуждается с теоретических позиций, реализуется в сети на практике!

 

 

 

 

________

Михеева Ольга,

Тольяттинский госуниверситет




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Взаимопомощь


Спасибо, Ольга Павловна, за готовность к диалогу с не знакомым очно коллегой. Я, как и Вы, - за практику сетевых взаимодействий на основе понятных теорий. Не против "коннективизма" (хотя мне ближе "викиномика" - например, http://www.bestbusinessbooks.ru/books/vse_knigi/wikinomika/). "Критика" эклектики (люди, информация и пр. в "одном флаконе")

 

МОП: "хотелось бы поучаствовать в... теоретизации (сетевого обучения)"

АВВ: Приглашаю рефлексировать наш опыт сетевой подготовки конференции. Не диалогов по отдельным докладам, а всей подшивки "Готовимся к конференции..."

 

МОП: "сетевое обучение вытесняет дистанционное"

АВВ: с позиции учащегося в Интернет дистанционный доступ к источникам и сетевые взаимодействия между удалёнными партнёрами дополняют друг друга, а не конкурируют. Следуя за Нильсом Бором, предпочитаю искать дополнительность.

 

МОП: "первая международная он-лайн конференция «Новая школа: мой маршрут». http://edugalaxy.intel.ru/conf/ "

АВВ: заглядывал, но ещё не разобрался. Вообще edugalaxy.intel.ru/ - важный источник в моей "персональной образовательной среде".

 

В "неформальном" образовании "вечного студента" одна из непростых проблем - выбор места в веб для устойчивых (длительных по времени) взаимодействий с со-учащимися. Моя площадка почти 4 года - Открытый Класс. Остальные (в т.ч. и edugalaxy.intel.ru/) - дополнительные. Похоже, что у Вас - наоборот. Проведём эксперимент сотрудничества по проблемам неформального образования людей из "разных дворов" smiley?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке