Вы не зарегистрированы

Авторизация



Хлебоказова Г.И. Музей как ресурс развития постдипломного образования педагогов

    Выберите действие:

Submitted by Галина Ивановна Хлебоказова on чт, 06/09/2012 - 10:18

Ретроспективный анализ педагогического феномена «повышение квалификации» показывает, что одной из ранних форм повышения квалификации, способствующих росту профессионального уровня учителей,  был педагогический музей [1, с. 6]. Первый по времени и значению педагогический музей России был основан в Санкт-Петербурге в 1864 году. Его появление было логическим продолжением процесса перестройки образования на основе предметности в военном ведомстве, а непосредственным адресатом и «пользователем» музея был педагог.

В 1920 году в Саратове, на базе уже существующего там педагогического музея, начал формироваться историко-педагогический музей, который определил перспективу развития музеев образования в наши дни. Вместо собрания наглядных пособий он формировал различные документальные источники по народному образованию региона в широком историко-культурном контексте, а вместо преимущественной деятельности по пропаганде методов наглядного обучения осуществлял собирательскую и научную работу по изучению истории образования и его перспектив в  тесной связи с краеведением [2, с. 356].

Особенностью всех этих музеев являлась их преимущественная ориентация на решение образовательных задач и обращенность к педагогу.

Таков социокультурный фон появления (и в этом смысле, социальная миссия) музея истории народного образования города Новокузнецка, созданного в 1983 году в доме учителя и с 2007 года утвердившегося в структуре института повышения квалификации муниципального уровня.

Его профиль однозначно продиктовал необходимость тщательного изучения исторического наследия Кузнецкой школы и учительства. Мы успешно «прочитали» историю досоветской и советской школы, создали пять постоянно действующих выставочных экспозиций, зажгли в музее стилизованную свечу Памяти подвижническому труду всех тех, кто посвятил свою жизнь детям, издали четыре сборника документально-художественного издания серии «История муниципального образования», подготовили электронные публикации четырех выставочных экспозиций музея.

Введение нового структурного подразделения и функций постепенно оказывают   влияние и на практику формирования содержания дополнительного профессионального образования педагогов, основные принципы которой были заложены еще в 1930-е годы и сложились в закрытом образовательном пространстве.

Учитель – главная фигура нашего музея. Ему предназначена учебно-методическая литература библиотеки музея, картотека и архив фондов, электронные публикации выставочных экспозиций. На базе музея в рамках социального партнерства с учреждениями общего среднего образования реализуется муниципальный научно-методический проект «Школьное историческое краеведение: новые реалии», направленный на развитие музейно-педагогической деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос об уровне профессионализма, профессиональной компетенции педагогов как посредников культуры в образовательной практике. По существу речь идет о реализации программно-целевой модели постдипломного профессионального образования, направленной на личностный рост и профессиональное развитие работников образования.

Исходные идеи, на основе которых раскрывается данная модель, это:

  • идея открытого образовательного пространства;
  • идея общественно-государственного взаимодействия;
  • идея развития координационных связей между вновь образующимися и традиционными структурами в системе повышения квалификации;
  • идея интеграции системы повышения квалификации в социокультурную среду музея [3, с. 14].

Историко-педагогический музей МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» города Новокузнецка является таким социальным институтом, создающим и предоставляющим возможности для реализации программно-целевой модели постдипломного профессионального образования педагогов, открытым для сотрудничества и взаимодействия. Причем его открытость проявляется и в готовности к процессу взаимодействия и к изменениям в параллели «музей – социум».

Когда мы говорим о необходимости движения по пути развития постдипломного образования педагогов, то нужно понимать, что этот путь еще важно сделать возможным. Возможным для осмысления прошедших тактических шагов и возможным для будущих свершений.

Литература

  1. Цыремпалова, Н. Х. Повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого обучения : дис…. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Х. Цыремпалова. -  Улан-Удэ, 2004. - 1830 РГБ ОД, 61: 04-13/2679.
  2. Очерки по истории школы и народов СССР [Текст] / отв. ред. А. И. Пискунов. – М. : Педагогика, 1976. – 467 с.
  3. Профессиональное развитие: пути модернизации постдипломного образования педагога [Текст] / сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Алексашиной. – М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. – 208 с. – ISBN 5 – 8243 – 0445–9. - (Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России» (Среднее образование).


Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

История для теории


Доклад о коллекции по истории Кузнецкой школы и учительства вполне уместен на секции "Проблемы теории и практики неформального образования". Документы музея позволяют представить исторический контекст, в котором зрели идеи "программно-целевой модели" неформального повышения квалификации учителя, "открытого образовательного пространства", "общественно-государственного взаимодействия"... (акцентирую внимание на понятия, заслуживающие обсуждения на секции).

 
Жаль, не нашёл сайт музея и ссылки на выложенные в Сеть документы, подкрепляющие доклад. Ссылки в традиционном разделе "литература" требуют специального поиска, затратного по времени.
 
А какие перемены нужны в местной организации "постдипломного развития педагогов", чтобы "этот путь сделать возможным"?
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: История для теории


Уважаемый Владимир Владимирович!

На Ваше предложение относительно программно-целевой модели неформального повышения квалификации учителя хотелось бы обратить внимание на следующее:

обучение музейно-педагогической деятельности в условиях МАОУ ДПО ИПК города Новокузнецка осуществляет кафедра начального и дополнительного образования, предлагающая слушателям вариативный курс по выбору, который реализуется на базе городского музея образования (образовательный модуль «Организация внеурочной деятельности в музее»). Кроме того, в межкурсовой период совместно с педагогами образовательных учреждений города на базе городского музея образования реализуется научно-методический проект муниципального уровня «Школьное историческое краеведение: новые реалии», направленный на развитие музейно-педагогической деятельности в условиях введения ФГОС. Педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства, принимая участие в совместно организуемых тематических образовательных выставках, педагогических краеведческих чтениях, совместно с ветеранской педагогической общественностью  (волонтерами) проводятся поисковые экспедиции по сбору социальной информации, документально подтверждающей историю событий. Совместно с педагогами издается серия документально-художественных изданий «История муниципального образования». Участие педагогов в профессиональной  деятельности такого рода, по сути, является неформальным повышением квалификации, но фиксируется выдачей им сертификатов ИПК как участникам социально значимых событий муниципального уровня. Практически в условиях городского музея образования МАОУ ДПО ИПК реализуются все идеи программно-целевой модели профессионального развития музейных педагогов. 

Перемены,  о которых Вы говорите в комментарии к тезисам,  на наш взгляд, необходимы в существующей нормативно-правовой базе системы дополнительного профессионального образования педагогов, не позволяющей сегодня  считать деятельность педагогических музеев учреждений дополнительного профессионального образования и проводимые ими социально значимые события образовательнымив системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров.

Кроме того, хотим заметить, что наличие многообразия субъектов и инициативного проекта изменений музейно-педагогической деятельности, выбор форм его реализации в условиях образовательных учреждений – участников, взаимодополнительная соорганизация ИПК и образовательных учреждений  в рамках социального партнерства и другие существенные признаки характеризуют развивающееся образовательное пространство как отрытое (Г.Н. Прозументова).

Взгляд на педагога как на посредника культуры в образовательной практике не является новым (М. Мид, Л.Г. Ионин и другие). Но в закрытом образовательном пространстве посредническая функция, к примеру, музейного педагога сводилась к передаче знаний, а в современных условиях эта позиция оказалась не до конца раскрыта и разработана. Поэтому, на наш взгляд, стоит обсудить и становление посреднической позиции педагога в профессиональной деятельности, что позволит понять особенности современных программ дополнительного профессионального образования и организации неформального повышения квалификации таких категорий специалистов.

Благодарим за внимание к нашей работе. С уважением и признательностью за сотрудничество, коллектив городского музея образования МАОУ ДПО ИПК.

 



Навигация по подшивке