Вы не зарегистрированы

Авторизация



В.А.Стародубцев: "Педагогическая и организационная поддержка неформального образования" (обсуждение)

    Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on Sat, 22/09/2012 - 20:01

Председатель Оргкомитета нашей конференции профессор Вячеслав Алексеевич Стародубцев дал ссылку на презентацию своего доклада в комментариях к странице "Готовимся к конференции...", где не удобно обсуждать этот основополагающий доклад. Переносим обсуждение на специальную страницу. 

 

Свои замечания и предложения по вопросам, ззтронутым в презентации, пишите, пожалуйста, в комментариях ниже.

 



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

А.Б. Драхлер о сетевых сообществах


Оригинал комментария читайте в http://www.openclass.ru/comment/427956

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

К теоретическим основаниям "неформального образования"


Комментарии к избранным слайдам презентации В.А.СТАРОДУБЦЕВА

 

1.

 

АВВ:  «по принципу близкодействия и дальнодействия» - это «очное и заочное»? Если так, то для сетевых сообществ, начиная с надмуниципального уровня (т.е. тех, где сочетание заочного с очным возможно ежедневно) главные проблемы – не технические (быстродействие…), а социальные (социализация корреспондентов, их «социальность» - настрой на сотрудничество…) и  «гуманитарные» (взаимопонимание, семантические и др.). Частично проблемы заочного общения в сетевых сообществах ныне снимаются ВКС (видеоконференцсвязью). Но при асинхронном общении текстами «дальнодействие» сильно тормозит совместную постановку и решение проблем

 

2.

 

АВВ: Ограничение верхнего порога «обучения в течение всей жизни» 64 годами характерно для «формальных» систем «повышения квалификации», в профессиональных корпорациях. Мне 76 лет, но продолжаю ежедневно учиться: узнаю новое для себя, полезное для профессиональной и гражданской деятельности, для жизни в быстро меняющемся мире; осваиваю новые ИКТ, веб-сервисы, чтобы полноценно взаимодействовать в сетевых сообществах…  В моём круге общения знаю людей старше 80 лет, которым Интернет открыл новые горизонты, даёт стимулы жизни.

Короче говоря, образование на протяжении жизни (с постоянным «формальным» в начале, а потом эпизодически, с «неформальным» по выбору «вечного студента», с «информальным», в которое учащийся погружён повседневно «в потоке жизи») работает с детства до смерти.

 

3.

 

АВВ: Понятие "Информационное общество" пришло в Россию с распространением персональных компьютеров и ИКТ.  Следующий этап назван "Learning Society", что нередко переводят как "обучающееся общество". Между тем ещё в 1913 году В.И.Вернадский ввёл понятие "Учащийся народ".  Это новое состояние общества в России становилось реальностью во времена ликбеза 1920х годов. 

 

4.

 

АВВ: 1. Формула «Образование в течение жизни и в объёме жизни» работает с позиции учащегося. Образовательные организации должны учитывать эту культурную установку, переводить её в свои образовательные программы.

2. Для учащегося формирование «новых образовательных сред» (персональных сред) –одна из целей индивидуальн программы развйития. Для образовательных организаций – СРЕДСТВО помощи учащимся.

 

5

 

АВВ: «lifewidelearning» перевожу как «самообразование  в объёме жизни». С позиции учащегося «работают» пп 2 (неформальное обновление знаний…) и 4 (повышение качества жизни…)

Остальные 3 пункта – с позиций государства и обучающей организации

 

6.

АВВ: В  слайдах «классификация процессов образования…» на «формальное», «неформальное», «информальное» обращаю внимание на преобладание «формальных» оснований классификации: «потребности общества» (как поняты поставщиками «образовательных услуг»), лицензии и стандарты (от гос. органов), «образовательные программы» (предлагаемые школами и вузами), дипломы… Эти отдельные признаки затушёвывают кардинальную дихотомию: «организация – учащийся». Бюджетные, «автономные» и частные организации в нынешних условиях (инерция авторитарно-иерархической организации сферы образования, соответствующего менталитета «работников образования», распространение на стратегическую «отрасль» образования принципов рыночной конъюнктуры…)  действуют по требованиям «менеджмента образовательных услуг», нередко подчиняя действия учащихся, а не помогая им. Поэтому действительные учащиеся (а не «ученики», выполняющие предписания «от сих до сих») всё более недовольны «формальным» образованием, стремятся расширить своё «неформальное».

Если понимать «неформальное» образование как антитезу «формальному», то в эту антитезу входит и «информальное». Т.е. в действиях учащегося различаем целенаправленные проектные (на курсах по выбору, в т.ч. дистанционных через Интернет) и «в потоке жизни».

Примеры из моего опыта «образования на протяжении жизни и в объёме жизни:

«Формальное образование» - общее в школе 1944-1954, профессиональное на географическом факультете МГПИ им. В.П.Потёмкина 1954-1959, аспирантура Института географии АН СССР 1960-1963.

«Неформальное образование»  - на международных географических конгрессах и в комиссиях Международного географического союза в 1970-1998 гг, на съездах Географических обществ СССР, России, других стран, национальных и региональных симпозиумах географов ежегодно в 1961-2006 гг., на августовских педсоветах (2000-2012), на конференциях, семинарах и вебинарах по дистанционному образованию, технологическому образованию, универсальным учебным действиям и др. психолого-педагогическим и андрагогическим проблемам в 2001- 2012 гг…

«Информальное образование» всю жизнь - на рабочих местах, в сетевых сообществах, на форумах (подобно http://pedsovet.org/forum/forum319.html или http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6600&st=900&p=261229) и в других формах повседневной коммуникации.

Сегодня основное внимание – рефлексии и структуризации моего «информального» саморазвития повседневно, «в потоке жизни».

 

7.

 

АВВ: На 22.09.12 из 25 авторов,  разместивших свои доклады, 16 (т.е. 64%) включились в сетевое обсуждение. Считаем, что в нашем сетевом сообществе цель 2015 года достигнута?

С другой стороны, из 80 (с хвостиком J докладов в программе конференции в Новокузнецке на странице «Готовимся к конференции…» пока размещено только 27 (только треть). Есть куда расти

 

8

 

АВВ: Модель А.Маслоу, конечно, применима к части учащихся. Но не преувеличиваем ли мы «самовыражение» в мотивации самообразования за счёт других факторов, свойственных отечественной культуре? Как отнесётесь к моделям «самообразование в ответ на вызовы жизни» и «самообразование для помощи ближним»?

 

Далеко не полная рефлексия постановочного доклада Вячеслава Алексеевича показывает, сколь сложные и различно понимаемые вопросы затрагивает наша конференция. На чём сосредоточимся, чтобы продвинуть интеграцию формального и неформального повышения квалификации?

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 26/10/2012 - 07:37).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: К теоретическим основаниям "неформального образования"


Уважаемый Владимир Владимирович!

Что-то не нашел "приложенного файла"...sad

С уважением, А.Драхлер




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

На: К теоретическим основаниям "неформального образования"


Пардон, неувязку уже исправил

С почтением, ВВ (для экономии времени приглашаю обращаться инициалами: АБ - ВВ)

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Sat, 22/09/2012 - 20:23).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Диалог на SlideShare


Воспроизвожу здесь диалог в комментариях к презентации В.А.Стародубцева

 

Раиса Лобанова,  22.09.2012
Уважаемый вячеслав Алексеевич! Ваша презентация для меня полезна и познавательна. Но так я работаю в обычной небольшой школе, меня интересует следующий вопрос. Развитие всех навыков - в школе. Возражать не будете? неформальное образование - сегодняшний день и для школьников. Банальная ситуация. Вопрос учителя. Перерыв. И начинается неформальное обучение. Современные средства это позволяют. то, что не узнал ученик на уроке, он желает узнать на перерыве. Даже наша маленькая основная школа решила эту проблему. Вай-фай доступен в коридоре. Но скорость!?. То о чем вы говорите (о скорости) в своем докладе _ 100 - это не решение проблемы. У нас 62 компьютера, и если ученики начнут работать на своих (планшеты. нетбуки, телефоны - это жизнь сегодня) источниках информации превращает эту работу в... не знаю во что. Оптимально при численности 1000 человек скорость - 750. Фантастика для наших школ. А зачем тогда говорить о развитии ИКТ?. Это скорее не к вам, это скорее ' крик души'. Школы, которые имеют средства, решат эту проблему. Но это же не массовость. Вопрос 'обывателя'. Неформальное обучение надо начинать со школы. Основной источник - Интернет. Как решить проблему на уровне провинциальной школы? Есть ваши предложения, советы?
 
Владимир В. Анненков 23.09.2012  7.10
Раиса Борисовна, конечно, "неформальные" и "информальные" занятия должны быть и у школьников (в разных классах в разном соотношении). Со-проектирование (совместно с учащимся) этих внеурочных занятий как части единого учебного процесса (формального в классе и отчасти дома, неформального по самостоятельному побуждению школьника в удобном месте-времени, информального в потоке жизни учащегося) - задача учителя, для чего он будет развивать свои компетентности направления самоорганизации школьника (особенно в старших классах) 

 

Обсуждение лучше вести на одной площадке.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Элементы "неформального образования" в школе


Коллеги, зафиксируем предложение завуча школы "Неформальное обучение надо начинать со школы.". Задача общеобразовательной школы - научить учиться. В компетенции учащегося входит осознанное и направляемое им сочетание "формальных",и "неформальных" занятий, а также "информальное" восприятие внешних событий и своих действий в потоке жизни.

 

Но развивать эту тему, на взгляд андрагога, надо в других местах, за пределами конференции о неформальном повышении квалификации педагогов. Кто поддержит?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Обсуждение презентации В.А.Стародубцева "Педагогическая и ор


Уважаемая Раиса Борисовна!

Всегда с большим уважением относился и отношусь к учителям,

чей труд-подвиг зачастую считают "сферой образовательных услуг". 

При тех ресурсах, которые выделяются школе, только подвижничество позволяет

внедрить вай-фай в отдельной небольшой школе. Часто в малых городках

только в школе есть более-менее "сносный" Интернет ...

Но это сейчас. Давайте вспомним, а что было в нашем распоряжении лет 5 назад? 

Тоже можно было сказать: "О каком беспроводном (или мобильном) Интернете нам 

говорят-пишут!?"

Технологические и технические проблемы, наверное, неизбежны. Только развитие

сетевых возможностей не означает, что реальный урок надо сделать "виртуальным",

тем более в школе. Неформальное образование, по моему скромному мнению,

начинается с неформального общения и воспитания, с неформальных (не предписанных

ГОСами) методов взаимодействия, а Интернет - только средство, расширяющее "радиус

взаимодействия".

Судя по поиску в Интернете, многие и школы, и учителя начинают с блогов школы/класса.

 Здесь нет шаблона, и хорошо. Внеклассная работа, проекты, да и мне ли Вас учить ...

Сам начинал с персональной страницы на портале вуза, потом "дошел" до облака блогов -

под конкретную задачу (курс и др.). Ссылка, которая Вам м.б. будет полезна:

http://www.slideshare.net/podyap/rusedu

Искренне Ваш,

Комментарий был изменен с момента создания (В.А. Стародубцев, вс, 23/09/2012 - 10:03).

Вячеслав




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Обсуждение презентации В.А.Стародубцева "Педагогическая и ор


Предложение "Неформальное образование надо начинать со школы"

полностью поддерживаю. Есть связь с содержанием конференции -

на эту задачу учителей и руководителей надо "ориентировать".

Вячеслав



Навигация по подшивке