Вы не зарегистрированы

Авторизация



Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов на курсах по применению метода проектов в учебном процессе на основе ИКТ

Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков
Submitted by Олег Леонидович Колпаков on вс, 23/09/2012 - 17:35

 

 

Повышение квалификации работников образования вдали от его рабочего места, в здании института, не всегда происходит эффективно. При этом очень многие важные технологические моменты не усваиваются на должном уровне. Поэтому, педагог прошедший повышение квалификации нуждается в дополнительном обучении на рабочем месте. Так, например, проведение курсов повышения квалификации по использованию технологии метода проектов в очном режиме в здании института, в результате которого разрабатывался учительский проект, почти никогда не приводило к тому, чтобы учитель реализовывал бы разработанный им проект с детьми.

Поэтому, был разработан курс повышения квалификации по освоению метода проектов с использованием дистанционных образовательных технологий, по которому, часть занятий проводилась в очном режиме, а часть в дистанционном, с проведением учителем разработанного им проекта с детьми на своем рабочем месте. В поддержку учебного курса был создан сайт http://wiki.kem-edu.ru на котором, для всеобщего пользования, размещался  учебный материал и продукты работы учителей и детей. По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся  их рейтинг. По итогам года кафедра проводила конкурс электронных учебных средств в котором основными участниками и лауреатами были выпускники наших курсов. На следующий год лауреаты прошлого года участвовали в экспертизе и оценке конкурсных работ текущего года.

Во время обучения слушатели разрабатывали вначале учительский проект, который затем реализовывали с детьми во время учебных или внеучебных занятий.

Необходимость освоения и почти одновременной реализации технологий метода проектов вынуждало учителей более внимательно осваивать учебный материал и сразу использовать его на уроках с детьми.

Понимание того, что на уроке часто не бывает ни времени, ни сил разбираться в особенностях реализации технологических моментов метода проектов, заставляет педагогов заранее это сделать.

Постепенно учебный курс стал приобретать черты неформального обучения:

1.    Основное обучение проходило на рабочем месте учителя, во время подготовки и проведения проекта с детьми,

2.    Учитель имел возможность самостоятельно познакомиться с проектами предшественников и конкретизировать модель собственного проекта на их основе,

3.    Учитель добровольно готовил материалы для конкурса и осваивал новые, необходимые для этого навыки,

4.    Некоторые учителя добровольно, уже не в рамках курсов повышения квалификации, использовали метод проектов в учебном процессе.

5.    Некоторые учителя вместе со своими детьми становились участниками сетевых проектов проводимых совместно разными школами и классами.

 

Таким образом, на курсах повышения квалификации работников образования необходимо сочетание формального и неформального обучения. В рамках формального обучения происходит ознакомление с полем будущей деятельности   и освоение начальных навыков, а при неформальном обучении встраивание освоенной деятельности в личную практику педагога.

Понимание этого обстоятельства педагогами, позволит повысить качество проведения курсов повышения квалификации в институте.



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

К дистанционно-очному сотрудничеству


 

Спасибо, уважаемый Олег Леонидович, за убедительный пример сочетания формального обучения с неформальным самообразованием учителя на рабочем месте. В сообществе "Повседневное саморазвитие педагога..." тоже пытался поддерживать неформальное образование учителя. Но не на его рабочем месте, а в Открытом Классе, что требовало особого времени и привело к "затуханию" активности на втором месяце дистанционных взаимодействий (обсуждение). Предложенный Вами вариант "неформального повышения квалификации педагогов..." на их рабочих местах в проектах со школьниками, наверно, более эффективен. Проголосовал за Ваш доклад. Продолжим в диалоге?
 
КОЛ: "...часть занятий проводилась в очном режиме, а часть в дистанционном, с проведением учителем разработанного им проекта с детьми на своем рабочем месте". 
АВВ: От очного режима на курсах в ИПК многие уже перешли на очно-дистанционный (дистанционные занятия - дополнение к очным, как, например, на вебинаре А+А 2008 года ), Вы же, насколько понял, поддерживаете ДИСТАНЦИОННО-ОЧНЫЙ РЕЖИМ (основные занятия учителя - в проекте со школьниками на рабочем месте; очные в ИПК - дополнения к дистанционной поддержке). Не так ли ?
 
КОЛ: " По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся  их рейтинг."
АВВ: Интересный метод диагностики. Он требует, чтобы авторы проектов размещали "в облаках" свои продукты, и эти продукты должны быть настолько интересны для других учителей, чтобы их скачивали. Где посмотреть детали такой диагностики?
 
КОЛ: "В поддержку учебного курса был создан сайт http://wiki.kem-edu.ru"
АВВ: Посмотрел этот сайт, но в обильной информации не нашёл детали именно Вашего курса. Нельзя ли получить более точный адрес?
 
И ещё одна просьба, Олег Леонидович. Примите, пожалуйста, участие в опросе по сетевой подготовке конференции
 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков

На: К дистанционно-очному сотрудничеству


 

Продолжим в диалоге?
 
КОЛ: "...часть занятий проводилась в очном режиме, а часть в дистанционном, с проведением учителем разработанного им проекта с детьми на своем рабочем месте". 
КОЛ:  Курс по программе Интелл "Образование для будущего". Проводим уже лет 5 кафедрой информационных технологий нашего ИПК на бюджетной основе. Начинали с целиком очного варианта. Но вскоре увидели необходимость и возможность практической реализации материала прямо в течении проведения курсов при наличии дистанционной части. Ежегодно проводим около 10 -15 курсов. Обучаем по разному. Мои коллеги стараются добиться полного соответствия выполняемых проектов их представлениям. Но это требует ежедневного общения с каждым (по ночам). У меня получается хуже. Я предоставляю учителям больше свободы. Но,это, видимо расхолаживает их в первый момент и они разворачивают проекты, так как успели сами понять на очной сессии. И только при защите проекта мы начинаем понимать как их можно было бы делать в соответствии с идеями Интелл.    
АВВ: От очного режима на курсах в ИПК многие уже перешли на очно-дистанционный (дистанционные занятия - дополнение к очным, как, например, на вебинаре А+А 2008 года ), Вы же, насколько понял, поддерживаете ДИСТАНЦИОННО-ОЧНЫЙ РЕЖИМ (основные занятия учителя - в проекте со школьниками на рабочем месте; очные в ИПК - дополнения к дистанционной поддержке). Не так ли ?
 
КОЛ: Смысл в очных - дать практические умения работать с Wiki, почтой, форумом, с поисковиком и т.д. и дать технологии выполнения проекта - в принципе все по идеологии ИНтелл "Образование для будущего", но балансируешь в зоне ближнего развития педагога и его детей.  Что тут основное, а что второстепенное я не берусь судить. ПО времязатратам и по трудозатратам - конечно реализация проекта более емкая. Но без знакомства с технологией проведения обучения по методу проектов и приобретения навыков работы с Web2/0 на очных занятиях не может состояться дистанционная часть.
 
 
КОЛ: " По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся  их рейтинг."
АВВ: Интересный метод диагностики. Он требует, чтобы авторы проектов размещали "в облаках" свои продукты, и эти продукты должны быть настолько интересны для других учителей, чтобы их скачивали. Где посмотреть детали такой диагностики?
КОЛ: Винюсь в неточности оценки популярности. На самом деле используемая оценка популярности связана просто с открытием странички проекта и говорит скорее об удачном названии. Но зачастую степень проработанности проекта соответствует проработанности названия. Для оценки частоты скачивания нужна статистика открытия ссылок с архивами проектов. Это мы сможем сделать только в этом учебном году.
 
КОЛ: "В поддержку учебного курса был создан сайт http://wiki.kem-edu.ru"
АВВ: Посмотрел этот сайт, но в обильной информации не нашёл детали именно Вашего курса. Нельзя ли получить более точный адрес?
 
И ещё одна просьба, Олег Леонидович. Примите, пожалуйста, участие вопросе по сетевой подготовке конференции
этом году. 

olkol




На: Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов


Уважаемый Олег Леонидович!

М.б., в приведенном Вами примере, корректнее говорить о "нетрадиционных формах" формального образования?

И еще...

"По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся их рейтинг. "

На мой взгляд, частота скачиваний, даже при блокировании накруток, что делается крайне редко, может свидетельствовать, скорее, об удачно выбранном заголовке проекта, нежели о его качестве.

С уважением, А.Драхлер




Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков

На: Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов


Согласен с Вами. Но ведь и заголовок тоже о чем то говорить должен!!!

olkol




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Вопрос М.М.Шагиевой № 1


Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):

На самом деле очень мало кто из учителей умеет делать проекты, особенно через ИКТ. Поэтому обучение носит длительный характер. Как на ВАш взгляд можно сократить время обучения?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков

На: Вопрос М.М.Шагиевой № 1


ММШ: На самом деле очень мало кто из учителей умеет делать проекты, особенно через ИКТ. Поэтому обучение носит длительный характер. Как на ВАш взгляд можно сократить время обучения?

КОЛ: Курс на самом деле сложный. Но он и предназначен для тех, кто не умеет делать проекты!!!! Как увеличить время проекта - это запросто, а про сокращение - это сложный вопрос. Главное умудриться сделать его вовремя, в объявленные сроки. Скажем в течении 3-х месяцев. 

 

olkol




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Вопрос М.М.Шагиевой № 2


Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):

" Как повысить процент участия учителей в проектах?" (очных и/или сетевых? - АВВ)

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков

На: Вопрос М.М.Шагиевой № 2


Не знаю. Не знаю с какого бока подойти к ответу. Но хотелось бы быть полезным. Опишите, пожалуйста, более подробно - историю вопроса!!!!! и Мы попробуем выработать план нашего поведения.

olkol




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Участие учителей в сетевых проектах


1. Участие учителей в сетевых проектах зависит в первую очередь от самих учителей, от их умения организовать своё время, сочетать нелёгкий труд учителя с повседневным саморазвитием, с очно-дистанционным сотрудничеством. 

 

2. Участие учителя в сетевых проектах зависит также от позиции администрации школы. Если директора и коллег интересует лишь успеваемость в классах, а на проекты в сетях смотрят как на частное дело, мотивация учителя к всему, что выходит за рамки его служебных обязанностей, падает.

 

3. Участие учителя в сетевых проектах требует времени. А "свободное" от занятий время учителя сегодня во многом забирают бумажная круговерть и формальные действия: заполнение анкет, спущенных "сверху", участие в мероприятиях "для галочки... И за это ответственна не только администрация школы, но и органы управления образованием на всех уровнях - от муниципального до всероссийского. 

 

Короче говоря, за "процент участия учителей в проектах" (формулировка-то какая!) отвечают разные государственные институты, но прежде всего сами учителя.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Олег Леонидович Колпаков

На: Вопрос М.М.Шагиевой № 2


Не знаю. Не знаю с какого бока подойти к ответу. Но хотелось бы быть полезным. Опишите, пожалуйста, более подробно - историю вопроса!!!!! и Мы попробуем выработать план нашего поведения.

olkol



Навигация по подшивке