Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фасилитация - поддержка сетевых взаимодействий

Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 03/01/2011 - 10:00

В кругу бизнес-тренеров распространяется слово "фасилитация" и производные от него. Например, на конференции в апреле 2010 были доклады:

 

Фасилитирование как способ организации совместного творчества в организациях;

Возможности фасилитации для развития организации; 

Групповые обсуждения как инструмент стратегического развития...

Игра как метод фасилитации сложных решений;

 

В словаре бизнес-тренеров фасилитация - это

— облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать)

— процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников

— процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания

Авторское определение www.btr.ru

Фасилитация

 — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.


Совместное обсуждение вопросов и проблем

, возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками.

Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются... Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.
Автор: Людмила Дудорова, мастер фасилитации, бизнес-тренер и консультант по организационному развитию.

Нюансы смысла проступают и в других определениях:

Фасилитация — это помощь нейтральной стороны, задача которой — облегчение взаимодействия внутри группы.
Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками. Он или она являются человеком со стороны и могут сохранять нейтралитет в течение всего времени встречи.
Включается фасилитатор в дискуссию или нет, является он экспертом в обсуждаемой теме или нет — это не так важно, как то, что фасилитатор должен оказать помощь группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Определение www.Trainings.ru


См также статью Фасилитация, как форма решения конфликта

 

В Открытом Классе вместо иностранного "фасилитация" употребляли выражение "поддержка". Наблюдения на вебинарах 2010 года показывают однако, что непонятное слово скорее привлечет внимание, чем привычное. Поэтому включаем фасилитацию в тезаурус сообщества "Повседневное саморазвитие..."


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Фасилитация социальная


Статья в книге "Азбука социального психолога-практика"

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Фасилитация, модерация, медиация


Статья на портале украинских бизнес-тренеров.

1. ФАСИЛИТАЦИЯ

1.1 Определения: "Википедия" определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения. В "Психологическом словаре" социальная фасилитация — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

1.2 Успешной считается фасилитация, которая включает в себя предварительную подготовку и планирование, а также конструктивный подход. Цель фасилитатора — поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

1.3 Для выработки навыков оперативной фасилитации была предложена тема «Делаем встречи ярче»

1.4 Алгоритм фасилитации:

а) Определение темы, которую мы хотим достичь.
б) Сбор идей. Определение присутствия проблем.
в) Формирование рабочих групп.
г) Отработка темы.

2. МОДЕРАЦИЯ.

Отличие модерации от фасилитации. Одно из основных отличий - визуализируется процесс принятия решений. Второе: При фасилитации тренер знает ответ, к которому он ведет группу. В модерации ситуация противоположная: ответ, к которому придет группа, модератору неизвестен. Задача модератора - только организовать работу группы. Он — это нейтральный человек, который не заинтересован в принятии какого-либо решения. Заранее составляет сценарий, в котором будут использованы техники модерации. Подытоживая своё выступление, Геннадий Ткаченко делает вывод, что успех модерации в правильной подготовке и планировании.

 

3. МЕДИАЦИЯ

Медиация - это посредничество, используемое для примирения сторон. Медиатор не должен навязыватькакое-либо решение сторонам конфликта, его задача сделать так, чтобы они сами пришли к оптимальному для всех соглашению.

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Фасилитация, модерация, медиация


Владимир Владимирович, мне кажется всё-таки, что фалиситаторами не могут быть все. Фасилитаторов должно быть, мне так представляется, 1-3. Так, если у меня на уроке дети прекрасно работают в группе, это я потрудилась над тем, как будет работать каждая группа, а не каждый из детей продумал план действий. Они могут вносить (и вносят!) свои коррективы. Даже при проектировании всё же кто-то умело всегда руководит (всё-таки скажу это слово). А здесь, например, я ещё не выросла до того, чтобы фасилитировать (О,бедный наш русский язык!)

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

О фасилитаторах в нашем сообществе.


Надежда Владимировна, в устной речи я тоже "язык сломал" на "фасилитации". В текстовом варианте легче. Всё же предпочитаю русское "поддержка".  Но как назовёте того, КТО поддерживает сетевые взаимодействия?

Слова "фасилитация", "фасилитатор", "коучинг", "коуч" идут к нам из бизнес-школ, которые исповедуют западные теории и практики. Может со временем эти кальки с западных терминов  приживутся у нас так же, как прижилась "педагогика" (но плохо приживётся "андрагогика")

 

Теперь от формы к сути и к практике использования фасилитации (и деятельности "фасилитаторов") в нашем сообществе. Суть в самоорганизации сообщества при поддержке... А не в организации по команде. Принципам и технологиям поддержки сетевого сообщества надо специально учиться (или осваивать методом проб и ошибок). Этим будем заниматься в ходе нашего проекта.

Не обязательно (хотя желательно!) всем участникам сообщества испытывать свои компетентности (еще одно популярное западное слово) в поддержке сетевых взаимодействий. Предлагаю стать "фасилитаторами" на месяц, у кого есть на то навыки и внутренняя склонность.

 

И ещё.  Организация детей в классе и организация взрослых в сетевых проектах - разные "материи". Именно взрослым предлагаю со-проектирование своих действий в сетевом сообществе в течение года. Здесь нет тех рецептов, которые столетиями нарабатывали педагоги.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: О фасилитаторах в нашем сообществе.


ВВ, а я хочу быть медиатором

С 01.01.2011 действует закон о медиаторах, но их еще нет, и вот что-то мне так захотелось попробовать себя в этом качестве

А вдруг это потом станет моей профессией

Правда, и конфликтов у нас в ОК почти нет, только споры,но в них рождается истина,посмотрим,вдруг и пригодится  мой порыв?

А Что,сетевой медиатор-это круто

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Хотите стать медиатором? Начните в ОК


Елена Александровна, Вы - в ногу с временем. Теперь стоит попрактиковаться в конкретных ситуациях. В нашем юном сообществе конфликтов нет. Но за два года моей жизни в ОК случались. Правда, в профессиональных сетевых сообществах конфликты не достигают той остроты, что в массовых сетях.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Хотите стать медиатором? Начните в ОК


да, вот планирую написать резюме начинающего сетевого медиатора

вдруг,да найдутся клиенты, есть и сетевые конфликты как, например, троллинг, флейм ,но для ОК это не характерно, как мне кажется.

Хотя, после проведения конкурсов страсти накаляются...

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Хотите стать медиатором? Начните в ОК


Думаю, Елена Александровна, у Вас должно получиться!  И базу Вы уже хорошую подготавливаете! Нужны будут письма-рекомендации    - поддержим!

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Хотите стать медиатором? Начните в ОК


Лариса Александровна,спасибо за поддержку!

Попробуем 

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

Помочь эффективному взаимодействию


 По поводу ФАСИЛИТАЦИИ. 

Честно скажу, я не за заимствование иностранных слов. Нередко они замусоривают нашу речь и создают видимость заумности, пугая и отталкивая (а не заманивая, как Вы, В.В., смели как-то предположить).

Но вот в чём дело: чем больше вчитываешься в поясняющий новый термин материал, тем больше понимаешь, что в нашем русском языке, пожалуй, и нет одного точного слова, соединяющего в себе смысл предполагаемого действа. Мне сначала показалось, что слово "поддержка" подходит под данное содержание, но... нет, у фасилитатора работы будет побольше: надо помочь эффективному взаимодействию внутри группы  на основе заинтересованности всех (!) её членов и без потерь времени прийти к планируемому (!) результату, при этом дав возможность к раскрытию потенциала каждого участника.

Возможно (и скорее всего), я пока что-то упустила. Но одно уяснила точно: прежде чем быть фасилитатором, надо чётко представлять, к чему ты должен привести группу. Это намного сложнее, чем быть модератором. И, думаю, прежде, чем предлагать себя в роли фасилитаторов, надо сначала определиться, какой раздел плана наиболее тебе понятен (в смысле логики достижения результата) , разработать формы и методы, ведущие к достижению цели на данном этапе (а это надо делать коллегиально, нельзя одному!), и т. д.

Выводы: давайте попробуем начать конкретизировать каждый пункт нашего календарного плана

Комментарий был изменен с момента создания (PLA59, Wed, 05/01/2011 - 11:53).

С уважением, Л.Пятко.



СТОИК в www.openclass.ru

Навигация по подшивке

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн